Версия для печати 6486 Материалы по теме
Чили: стабильность на фоне кризиса

Чили продолжает оставаться одной из наиболее стабильных и динамично развивающихся стран Латинской Америки, даже несмотря на то что в последние годы темпы роста ее экономики замедляются. Основой успеха Сантьяго стало оптимальное сочетание либерализации и открытости экономики, с одной стороны, и эффективного государственного регулирования, с другой.

Роман Cулейманович Насибов, магистрант Дипломатической академии МИД России

После того как в 1990 году Чили вернулась на демократический путь развития, в стране были проведены глубокие преобразования, направленные на снижение зависимости национальной экономики от общемировых кризисных явлений. Прежде всего речь идет о реформе трудового законодательства, в ходе которой были восстановлены права трудовых профсоюзов, а также налоговой реформе, направленной на повышение доходов населения и увеличение социальных расходов. Глубокие изменения произошли и в макроэкономической политике государства (фискальной, денежно-кредитной, биржевой и нормативной).

78-2.png

78-3.png

За счет этих мер в первые годы после возвращения к демократии чилийским властям удалось значительно ускорить темпы развития национальной экономики, а также ликвидировать неравенство, которое было спровоцировано экономическим курсом, проводимым в период диктатуры 1973–1990 годов. Таким образом, структурные преобразования, осуществленные в годы правления военного режима и продолженные демократическими правительствами в 1990-е годы, наряду со взвешенной макроэкономической политикой обеспечивают относительную устойчивость и эффективность чилийской экономики.

Ошибки ЦБ и усилия правительства

В конце 90-х годов в проводимой правительством экономической политике были допущены серьезные ошибки. В 1999 году из-за действий Центрального банка, отпустившего обменный курс и завершившего дерегулирование движения капиталов, произошли серьезные колебания внутреннего спроса. С либерализацией валютного курса и доходов от иностранного финансового капитала национальная экономика была втянута в состояние нестабильности. Таким образом, темпы роста экономики Чили, обретенные в начале 1990-х годов, стали снижаться. Начиная с 1999 года среднегодовой прирост ВВП составил всего 3,9%. Это, конечно, немного больше, чем 2,9% в период диктатуры, но значительно меньше, чем 7,1% в 1990–1998 годы.

Резкий рост в 2003 году мировых цен на природные ресурсы, прежде всего на медь, по добыче и экспорту которой Чили занимает первое место в мире, оживил национальную экономику. Устойчивый экономический рост наблюдался вплоть до 2013 года. Тогда же начался новый цикл, характеризующийся резким замедлением экономического развития.

79.png

Для того чтобы стимулировать развитие национальной экономики, в 2014 году правительство приступило к реализации структурных реформ, предложенных в ходе предвыборной компании М. Бачелет, избранной подавляющим большинством голосов на пост президента Чили годом ранее. Тем не менее предпринятые меры не принесли желаемого результата, а, по мнению ряда экспертов, только усугубили экономические проблемы, накопившиеся в стране.

В 2014–2015 годах экономический спад лишь усиливался. В 2016 году, по данным ЦБ страны, темпы роста ВВП Чили снизились до 1,5% (его объем в стоимостном выражении — порядка 240 миллиардов долларов). Данная ситуация вызвана низкими мировыми ценами на основной национальный экспортный товар — медь, снижением объема прямых иностранных инвестиций, волатильностью на валютном рынке, сокращением потребительского спроса, замедлением темпов роста экономик ключевых торговых партнеров Сантьяго, прежде всего Китая.

Основные экономические показатели

Несмотря на ухудшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация в стране в целом остается стабильной. По ряду показателей чилийская экономика и вовсе лидирует в Латинской Америке. Так, например, Чили имеет самый высокий уровень доходов на душу населения в регионе (21,740 доллара)[1]. Кроме того, в соответствии с рейтингом глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Чили занимает 33-е место в общем списке государств и лидирует среди стран ЛАКБ[2].

Согласно прогнозам ЦБ Чили, прирост ВВП в 2017 году ожидается в пределах 2% при среднегодовой стоимости меди — 2,56 доллара за фунт и инфляции менее 3%. Нестабильная ситуация на мировом рынке меди (в 2016 году среднегодовая стоимость упала на 12%, до 2,2 доллара за фунт) оказывала существенное влияние на горнодобывающую отрасль Чили, играющую ключевую роль в пополнении бюджета. В 2016 году чилийские поставки красного металла за рубеж в стоимостном выражении уменьшились по сравнению с 2015 годом на 8,9% и составили 27,5 миллиарда долларов. В этой связи фактический дефицит бюджета превысил прогнозируемый уровень в 1,6% и достиг 1,9% ВВП (4,9 миллиарда долларов). Намеченная цель правительства по снижению дефицита госбюджета на 0,25% ВВП в год не была реализована.

В бюджете на 2017 год преду­смотрено увеличение расходов на 2,7% (по сравнению с 2016 годом), которые составят 60 миллиардов долларов. В то же время в прошлом году положительную динамику демонстрировал чилийский агропромышленный сектор, который также имеет важное значение для экономики страны. Так, экспорт сельскохозяйственной продукции увеличился на 11% и составил 5,8 миллиарда долларов.

Ставка рефинансирования ЦБ в течение 2016 года находилась на уровне 3,5%. Размер золотовалютных резервов составил 39,4 миллиарда долларов (для сравнения: в 2015 году он составлял 38,2 миллиарда долларов). Внешняя задолженность выросла на 9% по сравнению с прошлым годом и достигла отметки в 162,5 миллиарда долларов, или 65,2% ВВП.

80-1.png

80-2.png

Благодаря жесткой денежно-кредитной политике чилийским властям удалось снизить размер инфляции с 4,4% в 2015 году до 2,7%. Это самый низкий уровень инфляции среди государств Тихоокеанского альянса (Перу — 3,2%, Мексика — 3,4%, Колумбия — 5 ,7%).

Иностранные инвестиции в Чили

Международные рейтинговые агентства дают достаточно позитивные оценки инвестиционного климата в Чили (Fitch — «А+», Standard & Poor’s — «AA-», Moody’s — «Aa», DBRS — «AA-»). Инвестиционная привлекательность страны в целом обусловлена успешной либеральной экономической политикой, благоприятными условиями ведения бизнеса, достаточно устойчивой финансовой системой, развитой инфраструктурой и низким уровнем коррупции.

Вместе с тем в 2016 году наблюдалось значительное снижение притока иностранного капитала. По информации ЦБ Чили, в 2016 году размер прямых иностранных инвестиций уменьшился на 43% и составил 11,6 миллиарда долларов. Для сравнения: в 2015 году эта цифра равнялась 20,4 миллиарда долларов, а годом ранее — 22,3 миллиарда. Чилийские экономисты считают, что уменьшение притока капиталовложений обусловлено структурными проблемами национальной экономики, а степень инвестиционной привлекательности страны зависит от мировых цен на природные ресурсы.

Кроме того, Чили до сих пор не удалось воспользоваться преимуществами интеграции в мировую финансовую систему. Планы по диверсификации поступающего в страну иностранного капитала путем направления его в высокотехнологичное производство до сих пор не реализованы. Не получилось отойти и от сырьевой модели развития экономики. Среди возможных внешних причин чаще всего называют торможение китайской и замедление мировой экономики в целом, а также кризис процесса глобализации и растущий протекционизм в развитых странах. Заметное влияние оказывает и новая политика Вашингтона, направленная на возврат американского капитала в США.

81-1.png

81-2.png

Тем не менее, несмотря на негативные показатели 2016 года, Республика Чили продолжает оставаться одним из основных реципиентов иностранных инвестиций в регионе. Благодаря активной инвестиционной политике Сантьяго за последние пять лет удалось привлечь свыше 108 миллиардов долларов (по этому показателю Чили занимает третье место в Латинской Америке, уступая лишь Бразилии и Мексике).

Что касается географии происхождения инвестиций, следует отметить, что крупнейшими источниками ПИИ в чилийскую экономику в 2000–2016 годах были США (20,4%), Нидерланды (15,1%), Испания (9,8%), Великобритания (4,9%) и Канада (4,4%). Вместе с тем большинство экспертов сходятся во мнении, что инвестиционная политика Чили в будущем сфокусируется на привлечении капитала из Азии, прежде всего из Китая. Вызвано это тем, что КНР обладает мощным инвестиционным потенциалом, который до сих пор не был реализован в Чили из-за жестких требований местного законодательства в области защиты окружающий среды и трудового права. Однако на фоне процессов антиглобализма и протекционизма у Сантьяго не остается другого выбора, кроме как укреплять связи с Пекином в этой сфере.

Торговые партнеры

Торговая политика Сантьяго направлена на открытость национальной экономики и максимальную интеграцию в мировую экономическую систему. Приоритетом Чили при выстраивании торгово-экономических отношений с другими странами является подписание соглашений о свободной торговле (ССТ). Чилийцы накопили богатый опыт заключения таких соглашений. На сегодняшний день Сантьяго имеет 26 ССТ как с отдельными странами, так и с группами стран. Всего же соглашениями охвачены 64 страны мира. Такого показателя нет больше ни у кого.

В отношении государств, с которыми отсутствует ССТ, в Чили действует единый таможенный импортный тариф в размере 6%, при этом ввоз многих видов товаров осуществляется беспошлинно. Вместе с тем чилийские власти нередко вынуждены прибегать и к протекционистским мерам. Так, например, в ноябре 2016 года была введена антидемпинговая пошлина в размере 9,8% на стальную продукцию мексиканской компании DeAcero в качестве меры по защите национального производителя.

По данным Национальной таможенной службы Чили, в 2016 году внешнеторговый товарооборот страны уменьшился на 4,8% по сравнению с 2015 годом и составил 118,7 миллиарда долларов. Основным торговыми партнером Сантьяго стал Китай — двусторонний товарооборот составил 29 миллиардов долларов. Важными торговыми партнерами для республики являются также США, страны ЕС, Бразилия и Япония.

Сотрудничество вопреки географии

Огромное расстояние, разделяющее Россию и Чили, не повод отказываться от взаимовыгодного сотрудничества. Торговый оборот между двумя странами с середины 2000-х последовательно увеличивался, достигнув своего максимума в 2014 году, когда Россия вошла в пятерку крупнейших торговых партнеров Чили наряду с США, Китаем, Бразилией и Японией. Это свидетельствует об укреплении экономических отношений между двумя странами.

Однако за последние два года произошел определенный спад в двусторонних торгово-экономических связях. Это вызвано в том числе и снижением курса рубля, сделавшего поставки в нашу страну менее выгодными. По данным Федеральной таможенной службы, в 2016 году товарооборот России с Чили снизился по сравнению с 2015 годом на 13,9% и составил 641,9 миллиона долларов.

Российский экспорт в 2016 году сократился на 26,3% и составил 43,5 миллиона долларов. В его структуре основная доля поставок приходится на продукцию химической промышленности, минеральные удобрения, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, а также машины, оборудование и транспортные средства (рисунок 4). Существенно сократился и российский импорт — на 12,8%, до 598,4 миллиона долларов. Россия импортирует из Чили в основном продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (рисунок 5). На эту товарную группу приходится 91,3% всего объема ввозимой продукции.

Одним из наиболее актуальных вопросов российско-чилийского сотрудничества является возможное подписание соглашения о свободной торговле, которое позволило бы существенно увеличить объем торговли между двумя странами. Как уже отмечалось выше, Чили имеет большой опыт заключения подобных соглашений не только с отдельными странами, но и с рядом интеграционных объединений (яркий пример тому — ССТ с Европейским союзом, заключенное в 2003 году). Чилийская сторона неоднократно предлагала начать переговоры о подписании такого соглашения с нашей страной.

В свою очередь, Москва неоднократно указывала чилийской стороне на целесообразность заключения ССТ с Евразийским экономическим союзом. Членство в ЕАЭС накладывает на Россию определенные обязательства, поэтому такого рода соглашения не могут быть заключены без учета интересов всех стран — членов Союза. Первый шаг на пути к будущему соглашению был сделан в июне 2015 года подписанием Меморандума о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Чили. В настоящий момент переговоры по этому вопросу продолжаются.

Для чилийцев развитие взаимовыгодных отношений с Россией представляется крайне перспективным. В условиях падения мировых цен на природные ресурсы для Сантьяго было бы выгодно выйти на новые для себя рынки с новыми категориями товаров. В то же время в Чили заинтересованы в увеличении поставок российских товаров. Сейчас наша страна поставляет на чилийский рынок всего около 52 наименований продукции, что, конечно же, является каплей в море того, что Москва могла бы продавать Сантьяго. Чилийцы нуждаются во многих товарах, экспортируемых Россией, но из-за торговых барьеров они вынуждены покупать их дороже в других странах.

В свою очередь, наша страна также заинтересована в более тесных торгово-экономических отношениях с Чили. Это позволило бы не только диверсифицировать российский экспорт, но и восполнить потребность в качественных товарах (прежде всего продовольственных и сельскохозяйственных), а также привлечь в страну новые инвестиции, что в условиях расширяющихся санкций Запада было бы весьма актуально. Таким образом, можно констатировать, что потенциал взаимной торговли России и Чили огромен, а подписание соглашения о свободной торговле наряду с установлением взаимодействия в сфере прямых инвестиций могло бы вывести его на еще более высокий уровень.

Рисунок 1. Уровень инфляции в Чили в 2000-2016 гг., %

Источник: Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL).

Рисунок 2. Темпы роста ВВП Чили в 1990-2016 гг., %

Источник: Comisión Económica para América Latina y el Caribe (CEPAL).

Таблица. Показатели экономического развития Чили за 2014–2016 гг.

Динамика

2014

2015

2016

Прирост ВВП, %

Объем ВВП, млрд долл.

1,9

Около 285,0

2,3

Около 241,0

1,5

Около 240,0

Безработица, %

Количество занятых, млн чел.

6,4

7,9

6,2

8,0

6,1

8,2

ВВП на душу населения в долл., в текущих ценах

23 000,0

23 564,0

23 969,0

Инфляция, %

4,6

4,4

2,7

Сальдо торгового баланса, млрд долл.

9,1

3,5

4,5

Экспорт, млрд долл.

74,8

62,2

59,9

Импорт, млрд долл.

65,7

62,5

58,8

Золотовалютные резервы, млрд долл.

40,0

38,2

39,4

Объем прямых иностранных инвестиций, млрд долл.

22,0

20,4

11,6

Производство меди, млн тонн

5,7

5,79

5,7

Объем экспорта меди, млрд долл.

38,7

31,1

27,5

Объем внешней задолженности, млрд долл.

141,0

148,7

162,5

Источники: ЦБ Чили, Национальная таможенная служба Чили, Национальный институт статистики Чили, МВФ.



[1] Данные Всемирного банка за 2015 год.

[2] Страны Латинской Америки и Карибского бассейна.


Поделиться