В предыдущем, 2016 году Россия собрала рекордный урожай пшеницы: 73,3 миллиона тонн. По сложившейся традиции большая часть этого богатства пошла на экспорт. Однако, как показывает в том числе и наша собственная история, вывозить из страны стратегические ресурсы, закупая при этом зарубежные товары народного потребления, — плохая практика. Гораздо эффективнее перерабатывать сырье у себя в России. Тем более что из пшеницы делают не только хлеб — из нее можно производить и другую продукцию, крайне востребованную на внутреннем рынке: биоэтанол. И наличие этой продукции может дать толчок развитию множества отраслей промышленности.
Эльберд Фарзунович ГАГЛОЕВ, эксперт
Неиспользуемый резерв
Биоэтанол — это обезвоженный спирт, который востребован во всем мире. Он не только повышает октановое число топлива, но и становится сырьем для производства продукции, востребованной в сельском хозяйстве, фармакологии, медицинской и химической промышленности. Но серьезное его производство, к сожалению, налажено лишь за пределами нашей страны. Лидерами являются США, Бразилия, Китай, Австралия и ЕС (рисунок 1). Вот, например, структура распределения заводов по производству биоэтанола в США, а также уровень потребления и доля его в бензиновом пуле (рисунок 2). В этих государствах разработан и принимается целый комплекс мер, издаются соответствующие нормативные акты по стимулированию развития производства и потребления биоэтанола.
Биоэтанол производится в том числе и из продуктов глубокой переработки зерна. В качестве примера неиспользованного производственного ресурса в этой области можно привести Северную Осетию, где находится немало простаивающих спиртзаводов. Сейчас все они — пускай все еще достаточно современные и технологичные, но памятники великому заблуждению эпохи рыночных реформ. Тому самому, когда северо-осетинские предприниматели решили, что богатые водные ресурсы и поля кукурузы дают им невероятное конкурентное преимущество в сфере производства пищевого спирта и разного рода спиртосодержащих продуктов. В тот период в Осетии были построены современные заводы с огромной производительностью, имеющие потенциал дальнейшего развития в сфере глубокой переработки зерновых. Они располагали такими мощностями, что при желании могли бы удовлетворить потребность в спирте населения и промышленности всей Российской Федерации. Однако игнорирование руководством заводов регламентов и нормативных актов привело к тому, что спирт, произведенный на этих предприятиях, мог быть использован лишь в технических целях. Естественно, работа заводов стала нерентабельной, и их закрыли.
Между тем это серьезный ресурс развития экономики. Спиртзаводы, будучи реконструированными владельцами, могли бы производить солидную линейку товаров, востребованных промышленностью, — глюкозу, глютен, крахмал и еще множество полезных и интересных с точки зрения бизнеса продуктов. А из сырья, оставшегося после производства всех этих продуктов, — биоэтанол и корма для КРС.
Но для запуска в производство новых технологий заводам нужны оборотные средства, получить которые без внесения изменений в действующее законодательство невозможно. К тому же лицензии на производство спирта и спиртосодержащей продукции заводы не имеют, а биоэтанол сейчас законодательно отнесен к алкогольной продукции.
Ветер перемен
Важность развития производства биоэтанола и применения его в народном хозяйстве оценена и в нашей стране. Председателем Правительства РФ В. В. Путиным еще 24 апреля 2012 года была утверждена комплексная программа развития биотехнологий в России на период до 2020 года, а распоряжением Правительства РФ от 18 июля 2013 года №
Ответственным исполнителем была проведена большая аналитическая работа по вопросу имеющихся на территории РФ невостребованных мощностей по производству этилового спирта. Критерии были установлены государственным научным учреждением Всероссийского НИИ института пищевой биотехнологии Россельхозакадемии. Анализ проводился по следующим позициям: требуемая мощность, степень износа, наличие необходимой инфраструктуры и технологические факторы. Исследованию подверглось 53 завода, расположенных в различных регионах РФ. При этом девять современнейших заводов, находящихся на территории Республики Северная Осетия — Алания, в исследовании учтены не были. Возможно, по той причине, что законопослушно простаивали.
Проведем короткий анализ потенциала не попавших в исследование заводов.
Требуемая мощность. В докладе ответственного исполнителя информация о проектной мощности производственных объектов в субъектах РФ была представлена по 53 заводам, их суммарная годовая мощность составляет 38,5 миллиона дал в год. Из них подходящими для перепрофилирования на производство биоэтанола проектной мощностью более трех тысяч дал в сутки обладают только десять предприятий годовой мощностью 12,7 миллиона дал. В Республике Северная Осетия — Алания имеются значительные мощности аналогичных производств: девять предприятий по производству этилового спирта. Их проектная мощность около 35,23 миллиона дал в год, то есть практически в два с половиной раза больше. Эти предприятия, как было указано выше, не были учтены в проведенном анализе, поскольку простаивали.
Степень износа. Средний процент износа зданий и сооружений спиртовых заводов РФ, которые были предметом анализа ответственного исполнителя, составляет от 30 до 70%. Средний процент износа зданий и сооружений спиртовых заводов в РСО — Алания не более
Наличие необходимой инфраструктуры и технологические факторы. По мнению ответственного исполнителя, причиной высокой стоимости этилового спирта является одно-, двухпродуктовые технологии, действующие на российских заводах. Как положительный пример приводится завод ТОО АкРоссПищепром (Казахстан, Актюбинская область), на котором организована эффективная переработка барды в сухой кормопродукт. Ответственный исполнитель признает, что нигде в РФ не применяются современные технологии по глубокой переработке зерна, что связано с очень высокой стоимостью таких производств. Несмотря на многие анонсированные проекты, пока не нашлось инвестора, готового вложить столь большие средства. Мировой опыт показывает, что передовые в этой сфере предприятия шли по пути постепенного «прирастания» в ассортиментной линейке продуктов глубокой переработки зерна (крахмалы, аминокислоты, глютен и так далее).
Между тем все указанные предприятия Северной Осетии уже оснащены всем необходимым оборудованием для полной переработки послеспиртовой барды в кормопродукт мирового стандарта DDGS, что позволит производить биоэтанол по более низкой себестоимости и повысить рентабельность производства за счет комплексной переработки зерна. При этом два завода уже оснащены оборудованием для производства биоэтанола мощностью 15,8 миллиона дал в год (52 тысячи дал в сутки).
Более того, в настоящее время в республике уже отработаны и успешно используются технологии глубокой переработки зерна. По предварительным оценкам, стоимость перепрофилирования указанных производств составит 660 миллионов рублей по сравнению с 16 миллиардами рублей, необходимыми для строительства новых производственных мощностей.
Что касается отсутствия инвесторов. Собственники предприятий готовы финансировать затраты на перепрофилирование и модернизацию своих производств из собственных средств, поэтому предполагают использовать самые передовые отечественные и зарубежные технологии. Кроме того, в настоящее время идет переговорный процесс: собственники простаивающих заводов собираются создать единое предприятие со значительной долей государственной собственности для перепрофилирования заводов на производство и выпуск биоэтанола. При этом такое перепрофилирование может быть оперативно произведено в течение одного года.
Перевод спиртовых производств на выпуск топливного биоэтанола обеспечит загрузку производственных мощностей и возврат квалифицированных специалистов на предприятия. И естественно, это даст оборотные средства для переформатирования заводов на глубокую переработку зерна. Конечно, в данном случае никто не говорит о благотворительности. И тем не менее новые рабочие места, налоги, производство продукции, попадающей в категорию импортозамещающей, наглядно иллюстрируют необходимость привлечения к развитию этого направления внимания и помощи государства. По предварительным подсчетам, положительное решение данного вопроса позволит вернуть на производство порядка 2,5 тысячи работников и обеспечить занятостью в сопутствующих отраслях, в частности в сельском хозяйстве, порядка пяти тысяч человек. Поскольку указанные заводы расположены практически во всех районах республики, их деятельность поможет значительно снизить социальные проблемы и улучшить ситуацию с занятостью именно сельского населения, а также обеспечить дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации и РСО — Алания (порядка 1,5 миллиарда рублей в год). Помимо этого, заработавшие заводы придадут дополнительный импульс развитию сельскохозяйственного сектора, в том числе кормовой базы для животноводства посредством производства кормов мирового стандарта DDGS из послеспиртовой барды.
Благодаря развитию этой сферы депрессивный кавказский регион вполне может оказаться в числе доноров. И федеральным властям не придется ломать голову над тем, каким образом содержать некогда индустриальную республику.
Но, несмотря на все приведенные выше аргументы в пользу организации производства биоэтанола в РФ в целом и в Осетии в частности, ответственный исполнитель пришел к парадоксальному выводу. Им было сделано заключение об экономической неэффективности и нецелесообразности переориентирования простаивающих спиртовых заводов на выпуск биоэтанола, а также о рассмотрении возможности закупок дешевого бразильского биоэтанола. Такой вывод не только идет вразрез с программой Правительства РФ по импортозамещению до 2020 года, но еще и выглядит неубедительно при наличии простаивающих мощностей и на фоне проблем с занятостью населения.
Однако все это вопросы технические. Они требуют исследовательской и переговорной деятельности, которая все это время активно проводилась, так что некоторые модели решений организационного характера найдены все же были.
Главным фактором, сдерживающим инвестиции в российское производство топливного биоэтанола, до последнего времени оставались законодательные барьеры по его производству, обороту и использованию. Сейчас же ситуация, возможно, сдвинется с мертвой точки — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (основной исполнитель дорожной карты по биоэтанолу) подготовила законопроект, согласно которому производство и оборот моторного биотоплива выводятся из-под действия алкогольного регулирования.
Это крайне важный документ, поскольку приравнивание выпуска бензина с биоэтанолом к производству алкогольной продукции в настоящее время является вторым после «акцизного» фактором, сдерживающим развитие данного направления. Учитывая описанные выше преимущества от производства и применения биоэтанола, принятие и введение в действие подготовленного законопроекта является первостепенной задачей. Благодаря этому в России может заработать еще один локомотив экономики.
Справка
Биоэтанол — это добавка к топливу, которая повышает его октановое число и, соответственно, эффективность. Добавленный в бензин спирт позволяет тому активнее гореть в двигателе, повышая его мощность, и заодно способствует сгоранию вредных примесей.
Справка
По данным Американской экологической ассоциации, благодаря применению биоэтанола в качестве добавки к бензину удалось предотвратить попадание в атмосферу более 500 тысяч тонн загрязнений. Согласно подсчетам ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), его производство в 2016 году составило 116 миллионов литров, а к 2025 году возрастет до 128,4 миллиона литров в год. На сегодняшний день примерно 300 миллионов автомобилей заправляются бензином, который имеет биотопливо в своем составе.
Зерно — это не только мука
Глубокая переработка зерна выглядит следующим образом. На первом этапе происходит помол зерна и разделение его на отруби и высококачественную муку. Отруби используются в пищевой промышленности как основа для солидной линейки продуктов диетического питания. Мука разделяется на белковую и углеводную части. Из белковой части производится глютен, так необходимый производителям пищевой продукции. Из углеводной части получают крахмал трех видов: А, В и С. Крахмал А проходит стадию сушки, фасовки и реализуется — это уже готовый и очень востребованный продукт. Крахмалы В и С перед использованием в пищевой промышленности дополнительно перерабатывают. В завершение, после изъятия перечисленных выше составляющих, из оставшегося сырья, так называемого молочка, производится самое распространенное в мире биотопливо — биоэтанол.