25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 8825 Материалы по теме

6–9 июня 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялся Всероссийский семинар-совещание на тему «Межбюджетные отношения в 2007 г.». В нем приняли участие представители Совета Федерации, ответственные работники Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и ведомств, а также руководители финансовых органов субъектов Российской Федерации. В этом номере мы представляем выступление на семинаре «О совершенствовании межбюджетных отношений» директора Департамента межбюджетных отношений Андрея ЮРИНА.

Cтабильность межбюджетных отношений –  залог их эффективности. Говорить о том, что мы должны коренным образом ежегодно  изменять структуру, объемы расходов, которые сложились в последние годы, было бы неправильным. Вы знаете структуру расходов федерального бюджета, знаете объемы расходов по направлениям, которые входят в сферу компетенции Российской Федерации, знаете объем средств, который предоставляет федеральный бюджет в виде межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации. В составе межбюджетных трансфертов мы ежегодно пытаемся адаптировать состав и структуру этих средств к условиям, которые диктует нам жизнь, но говорить о том, что мы фундаментально изменим состав и направление этих расходов, невозможно. Субъекты Российской Федерации также знают о системе межбюджетных трансфертов, сложившейся сейчас в Российской Федерации, и об основных фондах в составе раздела, через которые решаются специфические задачи и в соответствии с этим формируют свои бюджеты. Хотелось бы высказать предложения, которые наиболее часто вносились представителями субъектов Российской Федерации и которые на наш взгляд целесообразно поддержать. Они будут детально обсуждаться на очередном заседании Рабочей группы в Минфине России, затем примут  вид проектов нормативных документов и будут подготовлены в установленном порядке для внесения на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
Средства Фонда финансовой поддержки регионов обеспечивают задачу бюджетного выравнивания и создания равных условий для субъектов Российской Федерации для реализации основных социальных гарантий. Это одна функция. А другая – эти средства должны  иметь и стимулирующую роль для субъектов Российской Федерации, которые активно занимаются вопросами экономического роста. Регионы должны чувствовать поддержку со стороны федерального центра в случае успехов в этом направлении. Действует соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации, которым утверждена методика распределения средств Фонда финансовой поддержки регионов, и понятно, что те замечания и идеи, которые в последнее время прозвучали от субъектов Российской Федерации, необходимо инкорпорировать в Постановление, изменив его не принципиально, не кардинально, а по нескольким позициям. Сам объем фонда, естественно, будет определен, исходя из объемов инфляции, как это требует положение Бюджетного кодекса Российской Федерации. На нашем семинаре-совещании выступал представитель органов федеральной статистики, были названы изменения в составе статистических показателей: от видов статистического учета по отраслям народного хозяйства, статистика переходит к использованию статистических показателей по видам экономической деятельности. В связи с чем, возникают определенные сложности с определением величины добавленной стоимости, исходя из которых объем Фонда финансовой поддержки регионов будет рассчитываться на основании 2003, 2004, 2005 годов. Мы можем получить статистические данные по 2003-2004 гг., а по данным 2005 года необходимо внести определенные коррективы, в связи с этим предлагается использовать для расчета вновь созданной стоимости показатель выпуска продукции средними и крупными предприятиями. Это техническая правка, вызванная изменением состава статистических показателей. Содержательная правка вызвана необходимостью стимулирования субъектов Российской Федерации, которые достигли успехов в экономическом росте. Речь идет о том, что эти три года темпы роста добавленной стоимости использовать в расчете не потому, как они фактически сложились в субъектах Российской Федерации, а применять средний показатель за три года по Российской Федерации. Такой подход ставит в более выгодное положение те субъекты Российской Федерации, которые динамично развивались в этот период, и не в пользу тех субъектов, чьи показатели оказались меньше среднероссийских. Таким образом, при прогнозе на 2005 год складывается определенная преференция в пользу субъектов Российской Федерации, обеспечивающих высокие темпы экономического роста. Это компромиссное решение, которое можно привнести в методику, оно не ущемляет интересы субъектов Российской Федерации, экономический рост которых складывается менее эффективно.

стройка

Другая существенная правка – уменьшение использования степени коэффициента стоимости  жилищно-коммунальных услуг при расчете дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, связанного с определением федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Удельный вес этого показателя в действующей методикесоставляет 25%. Федеральный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг был использован для того, чтобы в те годы, когда расходы на жилищно-коммунальное хозяйство были особенно значимы, этот фактор отдельно учитывался несмотря на то, что есть показатель, учитывающий общий индекс роста потребительских цен. Этот показатель в определенной степени затратный, при его расчете используются фактические расходы  жилищно-коммунального хозяйства. Большое значение показателя характеризует, с одной стороны, особенности региона, с другой – неэффективное хозяйствование. Мы пытаемся в своей методике уходить от показателей, на которые можно влиять через какую-либо отчетность, которую трудно проверить. Может быть, в качестве переходного варианта уменьшить значение этого показателя, и тогда не будем наблюдать то соревнование между субъектами Российской Федерации, которое развертывается каждый год, за значение этого показателя. Если посчитать сколько из бюджетов субъектов Российской Федерации уходит на оплату жилищно-коммунальных услуг бюджетными учреждениями, плюс дотация, плюс жилищные субсидии, то увидим, что удельный вес этих расходов составит 11%. Мы закладываем 25% удельного веса этого коэффициента. В ряде субъектов этот показатель значительно выше, чем общероссийский. Тем не менее, чтобы через нашу методику не стимулировать затраты, а стимулировать рачительное ведение жилищно-коммунального хозяйства, предлагается использовать либо продолжительность отопительного сезона, либо использовать показатель стоимости жилищно-коммунальных услуг с иным удельным весом.
Фонд софинансирования социальных расходов призван стимулировать субъекты Российской Федерации вести бюджетную политику определенным образом. Предлагается использовать принцип софинансирования при осуществлении расходов в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации, которые касаются выплаты расходов на ребенка, содержащегося в опекунской семье, выплаты на содержание ребенка в детском дошкольном учреждении – 20, 50 и 70% от родительской платы. Речь идет о том, чтобы поддержать субъекты Российской Федерации в осуществлении этих расходов. Эти полномочия закреплены за субъектами Российской Федерации, но т.к. эти задачи высказаны на федеральном уровне, то центр будет стимулировать их осуществление.
Что касается тех видов расходов Фонда софинансирования, которые сегодня существуют (например, выплаты ветеранам труда), у нас есть предложения, связанные с консолидацией этих расходов в одном канале. Есть предложение предоставлять их как один вид расходов, но с ограничениями, что кредиторская задолженность должна по всем таким расходам отсутствовать, что выплаты должны осуществляться в срок. Органы власти субъектов Российской Федерации становятся более свободным, не нужно ждать ежеквартальных изменений, внесения изменений в бюджетную роспись в случае перераспределения средств.
Фонд реформирования региональных финансов увеличится в соответствии с темпами роста инфляции. Будет учтено, что предлагается расширить число участников конкурса с 8 до 10 и  по субъектам Российской Федерации, и по муниципальным образованиям.

дети

Изменения содержания Фонда софинансирования связаны с изменениями Фонда регионального развития. Президент Российской Федерации считает, что не нужно с федерального уровня руководить строительством муниципальных объектов, а значит, объем Фонда софинансирования  расширится за счет средств, которые раньше предоставлялись через федеральную инвестиционную программу.
В части Фонда компенсаций новостью является то, что с 1 января 2007 года добавляются расходы, связанные с предоставлением безработным гражданам соответствующих пособий, и содержание подразделений, которые относятся к федеральной службе занятости, передается на уровень субъекта Российской Федерации.
В целом по Фонду компенсаций  хотелось бы сказать, что продолжаются обращения к Минфину России по вопросам расходования различных средств  этого фонда. Наибольшее количество вопросов возникает в связи с предоставлением средств по осуществлению социальной поддержки ряду категорий граждан. Мы считаем, что Минфин России вправе перераспределять средства по субъектам Российской Федерации с учетом изменения контингента получателей средств.
Возникают вопросы об оплате доведения средств Фонда компенсаций до получателей. Будут внесены предложения, что 1,5% средств можно расходовать на оплату услуг предприятиям связи и банков.
Еще одна новация, которую мы будем пытаться  осуществить, связана с распределением определенного объема средств по результатам мониторинга оценки качества управления региональными финансами. В тех материалах, которые были получены на семинаре-совещании, содержатся определенные показатели исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. И мы хотели бы использовать эти показатели для определения оценки качества управления бюджетным процессом с тем, чтобы определенную сумму направлять в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде премий за лучшую организацию работы по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно