Повсеместный переход к «цифре» меняет наш мир. И чтобы грамотно управлять происходящими в этом новом мире процессами, контролировать их эффективность, уже сегодня стоит задуматься над тем, какие компетенции должен получать и развивать финансовый контролер. Решению этого вопроса была посвящена III Международная научно-практическая конференция «Каким должен быть контролер будущего. Роль и место контроля в цифровой экономике», организованная Главным контрольным управлением города Москвы и Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова.
Модератором конференции выступил начальник Главконтроля Москвы Е. А. Данчиков. Он и задал тон проходящему в рамках пленарного заседания разговору о наступающем цифровом будущем, отметив, что уже сейчас необходимо строить планы по преобразованию контрольной деятельности. Собственно, как отметил руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ К. Ю. Носков, цифровая экономика — это не какое-то отдаленное будущее, а реалии сегодняшнего дня. «Мир меняется стремительно, и темпы развития нарастают в геометрической прогрессии. Наше государство находится в этом тренде, и если рассматривать Россию в мировом ландшафте, то в плане освоения информационных технологий мы активно продвигаемся», — отметил он.
Справка «Бюджета»
Маркетплейс — от английского Marketplace — «рыночная площадь, место торговли». В интернет-коммерции и онлайн-бизнесе маркетплейс — это место, где могут встречаться, договариваться, заключать контракты, сотрудничать все заинтересованные участники рынка.
Эксперт не стал утверждать, что в России все идеально, признав наличие лакун неэффективности в некоторых госорганах. Однако отдельно существующие информационные системы представляют собой яркие примеры действенных решений, которые достойно выглядят на мировом уровне. В частности, проект по внедрению системы онлайн-касс, который реализует Федеральная налоговая служба. Система позволяет в любой момент времени получить информацию об операциях любой торговой точки. Финансовым контролерам онлайн-доступ к огромным массивам данных позволяет проводить анализ и точно, как это и происходит в случае с ФНС, назначать выездные проверки.
Опередить киберпреступность
О мерах по соблюдению кибербезопасности в цифровом мире рассказал управляющий директор — начальник управления стандартов и процессов информационной безопасности Сбербанка А. Н. Волков. Необходимость в таких мерах нарастает год от года, контроль и аудит — неотъемлемая их часть. И специалисты по кибербезопасности, так же как контролеры и аудиторы, продолжают думать над тем, как эффективнее выполнять свои функции в условиях цифровой экономики. Традиционная экономика состоит из отдельных организаций и предприятий, и задача контроля в этих условиях относительно проста: контролер построил периметр, знает инфраструктуру, с какими данными нужно работать и кто имеет к ним доступ. Но сегодня банкам, торговым центрам, страховым компаниям стало удобно предоставлять свои услуги через интернет, что ведет к созданию маркетплейсов, которые имеют уже значительно больший объем информации. «Цифровая экономика — это большое количество маркетплейсов, которые будут соединять различные экономические системы, производителя, поставщика и потребителя», — отметил Волков.
Для контролера ситуация усложняется еще и тем, что киберпреступность тоже не останавливается в своем развитии. Только в этом году мир потрясли три крупные хакерские атаки. Причина того, что многие информационные системы не смогли отразить кибернападения, банальна — отсутствие управления обновлениями. По словам представителя Сбербанка, никакие самые высокотехнологичные решения не помогут застраховаться от нападений на 100%, 90% успеха зависит от качества организационных мер. При этом необходимо отойти от тотального контроля и переориентироваться на превентивную работу, управляя рисками. И здесь очень важны личностные характеристики контролера. «Контролер будущего должен быть ориентирован на то, чтобы помогать бизнесу, гражданам, быть эмоционально уравновешенным, позитивным, уметь брать на себя ответственность за результат». Кроме всего прочего, для того чтобы противостоять киберпреступности, необходимо объединение усилий как локальных служб отдельных предприятий, так и государств.
Управлять бизнес-процессом
Как отметил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, сегодня уже идет захват новых территорий в виртуальном мире. Способ и метод захвата — разработка новых технологий, создание новых платформ. Федеральное казначейство тоже не стоит в стороне от этих войн. Одно из завоеваний ведомства — создание единой информационной системы закупок. Федеральный закон № 94‑ФЗ, сформировавший требования к процедурам закупок, вступил в силу в 2007 году, и тогда предложение по созданию информационной площадки, которая бы объединила все эти бизнес-процедуры, звучало как цитата из фантастического рассказа. Собрать закупки 24 тысяч муниципалитетов и 85 субъектов на одном ресурсе казалось нереальным. Тем не менее в 2011 году сайт заработал, и было обнаружено, что закон о госзакупках не исполняется на третьей части территории страны. Первый эффект от создания информационной системы — закон стал применяться повсеместно. Второй — было создано единое экономическое пространство, стали возникать и развиваться новые хозяйственно-экономические связи, которых раньше быть не могло. Третий эффект — это организация общественного контроля, который стал действенным барьером для закупки золотых унитазов и ершиков.
Все это позволило посмотреть на процесс контроля с несколько иной стороны. Если контролировать, не доверяя подконтрольному объекту, приходится на пути осуществления его деятельности выставлять различные заслоны. «Сегодня через процедуры, через описание бизнес-процессов мы меняем саму среду, в которой осуществляются те или иные хозяйственные операции, и цифровой мир дает для этого уникальные возможности. Работа контролера казначейства на данном этапе сводится к тому, чтобы анализировать сам бизнес-процесс и делать его более простым и прозрачным», — отметил Артюхин.
К примеру, одним из распространенных нарушений, выявляемых контрольными органами, до прошлого года было нарушение субъектом РФ условий софинансирования. По итогам контрольных мероприятий бюджетные меры принуждения были применены в отношении 20 миллиардов рублей. Но деньги выделяются из федерального бюджета на достижение конкретных целей, а не для того, чтобы они спустя время вернулись обратно. «Благодаря тому, что сами соглашения о предоставлении субсидии на софинансирование и весь бизнес-процесс загружены в информационное пространство, мы сумели провести их анализ и поняли, что бизнес-процесс кривой и требует доработки. Мы внесли коррективы в его описание и теперь в определенный момент авансируем сумму, пропорциональную доли вклада РФ, определенного соглашением. С этого года таких нарушений не стало», — рассказал руководитель казначейства.
По его мнению, именно такой новой парадигме должен соответствовать государственный контроль. Поэтому элементами работы контролера становятся структурирование информации, определение рисков и участие в описании бизнес-процессов. Если у контролера нет возможности повлиять на архитектуру, он перестает понимать происходящее, скатывается на минус первый уровень и контролирует, только проверяя, тогда как должен контролировать, понимая и доверяя.
По спирали
Технический прогресс вытесняет человека на периферию. Подобные тенденции в истории проявляются не в первый раз, и, по мнению главного аудитора Банка России В. П. Горегляда, большой трагедии не случится и сегодня и человек сможет найти себе место в цифровой экономике. Но нынешнюю задачу решить гораздо сложнее, чем аналогичные в предыдущие века, потому что технический вызов колоссален и непредсказуем в плане последствий. Если рассматривать новые технологии как способ существенно повысить производительность труда и тем самым высвободить время человека, то замененный машиной он может физически и интеллектуально деградировать. Это требует большого научно-методологического осмысления, и вопрос о том, есть ли место контролеру и аудитору в цифровом мире, действительно стоит очень остро.
«Технология блокчейн сегодня ключевая для всего финансового сектора. Но аудит в классическом понимании подразумевает ретроспективную оценку процессов, транзакций и эффектов от них на основе выборки. При реализации проектов блокчейн аудит можно проводить только в режиме онлайн, что полноценно осуществлять пока не можем ни мы, ни наши зарубежные партнеры», — отметил Горегляд. В принципе к 2020 году процедуру подтверждения бухгалтерской отчетности, возможно, будет выполнять робот, тем не менее система управления рисками не сможет существовать без человека. Следовательно, роль аудитора будет возрастать, как и требования к нему. Большой массив данных, с которым предстоит работать аудитору, порой не упрощает решение задач, а усложняет. В этом случае необходимо создание методик, стандартов и современных аналитических программ.
Учесть риски
Те, кто прокладывает маршруты развития, должны думать и о регулировании контроля происходящих процессов. Иначе, по мнению заместителя директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Г. В. Бобрышевой, неминуемо возникающие угрозы и риски будут неуправляемыми. Цифровые технологии уже активно применяются, и первыми шагнули в будущее именно финансовые технологии.
Международные стандарты противодействия отмыванию грязных денег и финансированию терроризма были заточены на снижение рисков при появлении новых финансовых услуг задолго до появления таких явлений, как криптовалюты и блокчейн. В антиотмывочной системе есть два контура контроля. Первый — это внутренний контроль, который обеспечивает каждая финансовая организация в целях выявления клиентов, совершающих подозрительные операции, снижающий риск отмывания денег и финансирования терроризма. Второй — контроль со стороны надзорных органов за тем, как организован внутренний контроль и соответствует ли он требованиям законодательства и регулятора. И первый, и второй контуры контроля в соответствии с международными стандартами должны выстраиваться на основе оценки рисков. В первом случае — это риски, которые присущи тому или иному клиенту, во втором — риски, которая несет сама финансовая организация. Когда финансовая организация запускает новые высокотехнологичные сервисы, регулятор требует, чтоб ее система комплаенс адекватно реагировала на новые риски, что сегодня невозможно без цифровых технологий.
В основном банки сами разрабатывают свои автоматизированные системы, алгоритмы контроля, различные сервисы скрининга, чтобы в режиме онлайн проводить мониторинг и анализ клиентских рисков. Все это требует колоссальных затрат. Но на другой чаше весов — репутация финансовой организации, ее будущее. Информационные решения позволяют банку на ранней стадии в процессе приема клиента на обслуживание снизить риски. Только за 2016 год российские банки не допустили в нелегальный оборот 300 миллиардов рублей, операции с которыми, по их мнению, носили признаки теневых и приняли заградительные меры в отношении 350 тысяч клиентов.
«Скорость, с которой меняются схемы и техники незаконных операций, побудила Росфинмониторинг создать автоматизированную систему показателей и критериев, которая позволяет подконтрольным организациям реагировать на отклонения, не дожидаясь проверок. Результаты мониторинга и оценки в режиме онлайн доводятся до поднадзорных организаций через личные кабинеты, которые открываются на нашем сайте. Это стимулирует организации к самостоятельному контролю», — рассказала представитель Росфинмониторинга.
Пора учиться
Иметь представление о том, что будет являть собой финансовый контроль в будущем, важно и для грамотной организации подготовки кадров. «Если мы не подготовим образовательный стандарт будущих контролеров и аудиторов, то так и будем выпускать специалистов, загадочно рассуждающих, используя англоязычные термины. Если мы применяем чужие термины в сфере цифровой экономики, значит, демонстрируем свое в ней отставание», — предупредил заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ В. В. Летуновский.
Его идею о необходимости повышения уровня образования в сфере цифрового контроля поддержал и специальный представитель главы Кабардино-Балкарской Республики по реализации инвестиционной политики и инновациям, экс-председатель Счетной палаты РФ Х. М. Кармоков. Он отметил, что финансовый контроль и аудит непрерывно меняются, поэтому должны меняться и компетенции специалистов, их осуществляющих. «Для того чтобы выйти на новый уровень контроля, нам необходимо работать над собой и осваивать программные продукты параллельно с тем, как они разрабатываются. Поэтому, по моему мнению, нужно создать межотраслевую межведомственную площадку для проведения тренинга будущих цифровых контролеров — некий тренажерный зал, где мы будем осваивать новые продукты и технологии и приемы работы с ними», — предложил Кармоков.
С. В. МАРТЫНЕНКО