Правительство Москвы нашло способ сделать госзакупки более конкурентными. Об этом шла речь на брифинге «Закупки Москвы: через прозрачность правил к открытой конкуренции», который состоялся в МИА «Россия сегодня».
Автоматизированная система управления закупками
Для того чтобы повысить уровень конкуренции в столичных закупках, Правительство Москвы сделало ставку на прозрачность закупочных процедур. Главным инструментом при этом стала ИT-платформа Москвы.
Как сообщил в ходе брифинга руководитель Департамента по конкурентной политике Москвы Г. В. Дёгтев, на сегодняшний день автоматизированная система управления закупками объединила 2,6 тысячи столичных заказчиков, которые ежегодно заключают порядка 90 тысяч контрактов на сумму более 600 миллиардов рублей. Это около 10% от общего объема контрактов, заключаемых в России. Созданная система управления обеспечивает автоматизацию всех необходимых технологических операций размещения закупок — планирования, единой классификации объектов закупки, экспертизы цены, контроля на всех этапах закупочного цикла по единым правилам, а также возможность проведения совместных и централизованных закупок.
«Сегодня через автоматизированную систему заказчики города могут получить либо типовой комплект документов под ту или иную закупку, либо возможность сформировать документацию под свою потребность, то есть воспользоваться содержащимися в базе стандартизированными образцами документов, — рассказал Дёгтев. — Автоматизированное формирование документации используют сегодня при проведении около 51 процента закупок». Существенным моментом он назвал то, что все образцы документов имеют машиночитаемый формат, который служит своего рода барьером, не позволяющим заказчику и любому другому ответственному за размещение закупки лицу формировать специальные требования для предмета закупки и затачивать ее под определенного поставщика.
Автоматизированная система в разы облегчает жизнь и поставщикам, которые, так же как и заказчики, получают типовой набор документов с отрегулированными в соответствии с законодательством о контрактной системе правилами и условиями закупки. Все это позволяет им экономить временные и материальные ресурсы при изучении условий той или иной закупки.
Очевидно, для того чтобы предприниматель мог участвовать в закупках, ему нужна информация. С одной стороны, ее можно найти в ЕИС, а с другой — для этого нужны время и определенные навыки. Эффективными инструментами диалога с бизнесом, по словам Дёгтева, является портал поставщиков Москвы (zakupki.mos.ru), навигатор по инновационной столице (imoscow.mos.ru) и инвестиционный портал Москвы (investmoscow.ru). Кроме того, для информирования потенциальных поставщиков широко используются интернет-ресурсы, включая адресное оповещение о закупках через «Мосробот». «Около 60 тысяч предпринимателей получают персональные сообщения об опубликованных процедурах. Это позволяет им экономить время на поиске информации и иметь равный к ней доступ, — отметил руководитель департамента. — Таким образом, увеличивается число участников закупочных процедур».
Однако столичные власти не ограничиваются онлайн-форматами. Заказчики Москвы анонсируют предстоящие закупочные процедуры вживую в рамках проекта «Биржа торгов», где есть возможность задать вопросы и уточнить техническое задание, условия участия в процедуре. Постоянный диалог с бизнесом позволяет столичному правительству понимать, насколько их управленческие решения востребованы, насколько удобны созданные сервисы и какие из этих инструментов необходимо развивать дальше, чтобы получить максимальный экономический эффект.
Контроль контролю рознь
В системе управления, созданной Правительством Москвы, контроль в сфере закупок также ориентирован на создание прозрачных закупок. «В рамках нашей системы управления контроль — это не инструмент торможения и ограничений, а напротив, инструмент развития», — считает начальник Главного контрольного управления города Москвы Е. А. Данчиков. По его словам, главная задача, стоящая перед контролерами, это управление рисками. В отличие от классической схемы, при которой выявляются уже совершенные нарушения, московские контролеры работают на опережение и предвосхищают нарушения. Важным и перспективным инструментом в этой работе, по мнению начальника Главконтроля, является региональная информационная ИT-платформа. Она позволяет управлять рисками и выстраивать абсолютно прозрачную эффективную и понятную как для заказчиков, так и для потенциальных участников рынка систему торгов.
Еще недавно контролеры боролись с такой проблемой, как избыточные требования к закупаемым товарам, услугам, работам. Как отметил Данчиков, заказчики проявляли потрясающую изобретательность и устанавливали анекдотические требования: «силы нажатия на спусковую веревку унитаза», «скорость высыхания цемента при скорости ветра 60 метров в секунду». «Мы стали системно выявлять и устранять такие требования еще до того, как они попадали в готовую к размещению в ЕИС документацию и в нашу автоматизированную систему, — рассказал спикер. — В результате на сегодняшний день число закупок, в которых установлены излишние требования, стало минимальным».
По словам Данчикова, в настоящее время в контроле большая роль отводится развитию аналитических сервисов, позволяющих удаленно в режиме онлайн запрашивать и проверять на наличие ошибок, рисков проекты документов и устранять их прежде, чем они превратятся в нарушения. Это дает хороший эффект, который в конечном счете работает на повышение уровня конкурентности закупок. Сегодня в московских торгах участвует не менее пяти поставщиков, а цена снижается на 10–15%.
Новый формат — мини-аукционы
Чтобы стимулировать конкуренцию, в Москве введен новый механизм выбора поставщика для осуществления закупок малого объема — мини-аукцион. Для успешного участия в нем поставщик должен оперативно сформировать ценовое предложение. По итогам проведения торгов предприниматель, предложивший лучшую цену, выставляет оферту и заключает контракт с заказчиком. Такая система существенно облегчает процесс участия в закупках.
Новый способ определения поставщиков запущен в марте этого года. Пилотный проект охватил 3,2 тысячи закупок малого объема на общую сумму 835 миллионов рублей. Количество номенклатурных позиций, которые приобретают сегодня через мини-аукционы портала поставщиков, более 200. По итогам проведенных торгов среднее снижение начальной цены превысило 23%. За время реализации проекта мини-аукционы позволили сэкономить более 200 миллионов рублей. Планируется, что до конца 2017 года практика их проведения будет распространена на всех заказчиков Москвы.
И. А. СЕДОВ
Рост объема закупок у СМП
Стандартизация закупок, формирование единых прозрачных правил участия и требований к поставляемой продукции привели к росту объема закупок у СМП. За последние шесть лет объем закупок Москвы у субъектов малого предпринимательства вырос в восемь раз. По прогнозам, к концу 2017 года портфель заказов у малого бизнеса превысит 200 миллиардов рублей.
Расширение доступа предпринимателей на рынок закупок связано также с запуском портала поставщиков. Ежегодный объем закупок через этот интернет-ресурс составляет 20 миллиардов рублей. На портале поставщиков размещается полная информация о контрактах и закупках Москвы, в том числе запланированных. Сегодня на портале зарегистрировано более 70 тысяч компаний и предпринимателей. Увеличению доли малого бизнеса на рынке столичных закупок способствовал и перевод закупочной деятельности государственных и унитарных и казенных предприятий под действие Закона № 44 ФЗ.