Финансы — 30 ноября 2017

Четыре правила работы с госпрограммами. Опыт Томской области

Томская область

Версия для печати 2435 Материалы по теме
Вид на Томск
Четыре правила работы с госпрограммами. Опыт Томской области

Елена Сергеевна ДУБРОВИНА, заместитель начальника департамента экономики администрации Томской области

Евгения Анатольевна БУГАЕВА, председатель комитета стратегического планирования и программно-целевого управления департамента экономики администрации Томской области

Несмотря на то что срок исполнения положений Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определен до 1 января 2019 года, большинство регионов и муниципалитетов в той или иной степени уже реализовали его положения. Интересный опыт накоплен в Томской области.

Сегодня программный бюджет формирует большинство субъектов РФ. В меньшей степени это делают муниципалитеты. В Томской области все 20 муниципальных образований региона разрабатывают свои программы, проводят их оценку, но полностью на программный бюджет перешли не все. 

Спустя несколько лет после начала реализации программ на первый план работы с данным инструментом выходит мониторинг, качественная и всесторонняя оценка госпрограмм и, конечно же, полное их встраивание в бюджетный процесс. Кроме того, сегодня на федеральном уровне заданы новые тренды, а именно определено 11 направлений стратегического развития страны, которые ставят перед нами задачу активного внедрения в деятельность органов власти проектных принципов управления. 

49-1.png
49-2.png

Первое правило: чтобы стратегическое планирование было эффективным, оно должно быть увязано с бюджетным планированием. В противном случае планы не подкрепляются финансовыми решениями. Когда наш регион приступил к актуализации своей стратегии и формированию перечня государственных программ, мы разложили действующие стратегию и бюджет на составные части. Так удалось выявить пробелы в системе целеполагания стратегии и наметить проектный перечень госпрограмм. 

Нами также было установлено правило — задача стратегии может реализовываться за счет как одной, так и нескольких государственных программ. При этом одна государственная программа не может работать на достижение нескольких задач стратегии. Таким образом, на сегодняшний день в регионе разработано 25 государственных программ, обеспечивающих достижение целей и задач стратегии, что составляет почти 98% областного бюджета.

Второе правило: формирование трехуровневой структуры госпрограммы. Принципы выделения каждого из элементов программы определены в региональных нормативных правовых актах. За каждым уровнем госпрограммы закрепляется конкретный исполнитель. В целом за результат всей госпрограммы несет ответственность один исполнитель — орган исполнительной власти. Также для каждого элемента госпрограммы устанавливаются свои показатели.

Полностью статья опубликована в журнале «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Такая жесткая иерархия целеполагания позволяет исключить фактор «разделения ответственности» за достижение задач стратегии и самой программы, повысить эффективность проведения мониторинга государственной программы, а также выявить ее неэффективные элементы.

Третье правило: проведение регулярного мониторинга госпрограммы — залог успешной ее реализации и достижения поставленных целей и задач. В Томской области мониторинг госпрограмм проводится ежеквартально и приурочен к отчету об исполнении областного бюджета. При этом все участники госпрограммы в зоне своей ответственности обеспечивают достоверность фактических данных, представляемых в рамках проводимого мониторинга.

Задача квартального мониторинга — оценить ход исполнения мероприятий госпрограммы, освоение средств, выявить возможные риски реализации запланированных мероприятий и предложить меры по их нейтрализации. В ходе квартального мониторинга не анализируются отдельные мероприятия ведомственных целевых программ, а также показатели целей и задач государственной программы. 

Задачи годового мониторинга существенно шире. На этом этапе важно понять, какие мероприятия удалось выполнить, сколько средств израсходовано на выполнение программы и какие результаты достигнуты. В рамках мониторинга итогов года анализируются причины, повлиявшие на ход реализации программы, а также на достижение ее показателей. При этом оценка результативности, то есть степень достижения запланированных показателей, осуществляется для каждого элемента госпрограммы. 

Для целевых показателей, значения которых не достигнуты в отчетном периоде, дополнительно проводится углубленный анализ, а также указываются меры по достижению показателей в последующие периоды. В составе годового мониторинга также представляются сведения о достижении значений показателей государственной программы в сравнении с прошлым годом с указанием причин — как положительных, так и отрицательных, повлиявших на изменение показателей.

Мониторинг проводится с использованием автоматизированной информационной системы «БИС-СБОР». Ежеквартально на момент проведения мониторинга в информационную базу автоматически загружаются плановые значения по госпрограмме. Задача участников программы — наполнить базу фактическими значениями. 

Наш следующий шаг — проведение мониторинга госпрограмм через контрольные события по мероприятиям программ. Уже начиная с 2018 года по каждой госпрограмме будет формироваться детальный план-график ее реализации. Данное нововведение направлено на раннее предупреждение отклонений хода реализации государственной программы от запланированных параметров, исходя из утвержденного плана-графика.

Четвертое правило, которым мы руководствуемся, закреплено в Бюджетном кодексе РФ — ежегодное проведение оценки эффективности государственных программ. Все та же трехуровневая структура государственных программ позволяет нам проводить оценку эффективности каждого отдельного элемента программы. Оценка проводится снизу вверх — от каждого мероприятия до результативности госпрограммы в целом по принципу матрешки. В нашем регионе оценка эффективности государственных программ осуществляется автоматически, также с использованием информационной системы «БИС-СБОР».

Это часть статьи, опубликованной в журнале «Бюджет». Полный материал доступен подписчикам издания.



Поделиться