Реформа бюджетного учета, начавшаяся в 2005 году согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249, потребовала массового перевода бюджетных учреждений на автоматизированную обработку данных бухгалтерского учета. На помощь им пришла фирма «1С».
Состояние дел на конец 2004 года было таково, что даже в Московской области до 40 процентов учреждений вело учет вручную. Необходимо было поставить не только компьютерную программу, обеспечивающую учет по новым правилам, но и соответствующую компьютерную технику, провести обучение не только работе с программой, а зачастую и элементарной компьютерной грамотности, и, конечно, самой теории нового бюджетного учета.
К этому времени фирма «1С» и организации сети «1С:Франчайзинг» уже имели 10-летний опыт работы в бюджетной сфере. Особо массовым стало применение решений для ведения учета, составления и консолидации бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений на платформе «1С:Предприятие 7.7». Это программы «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений», «1С:Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств», «1С:Воинская часть», «1С:Свод отчетов». На конец 2004 года пользователями бюджетных решений на платформе «1С:Предприятие 7.7» являлось уже более 60 тыс. бюджетных учреждений. Было налажено регулярное обновление программ в связи с изменением законодательства — оперативно обновлялись формы первичных документов, отчетности и т. п., а также постоянно расширялись функциональные возможности программ. Росло число партнерских организаций, оказывающих услуги бюджетникам.
К 1 января 2005 года фирма «1С» выпустила соответствующие решения для автоматизации бюджетного учета по новым правилам. В связи с тем что новый порядок учета потребовал соответствующей подготовки бухгалтерских кадров, наличия компьютерной техники, в программных продуктах была реализована возможность ведения бухгалтерского учета как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (самостоятельных структурных подразделений учреждения) в единой информационной базе с получением общих и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Для ускорения перехода на новый порядок бюджетного учета был реализован автоматический перенос справочной информации и остатков на счетах по состоянию на 1 января 2005 года из информационной базы предыдущей редакции в информационную базу новой редакции программы.
Вместе с выпуском новых программных продуктов и документации к ним фирмой «1С» была проведена масштабная методическая работа. Для оперативного ознакомления максимально широкой аудитории с изменениями в бюджетном учете и их реализацией в программных продуктах «1С» в декабре 2004 года фирмой «1С» и ее партнерами в 89 городах России был проведен общероссийский семинар «Бюджетный учет. Переход 2005», в котором приняли участие более 15 тыс. слушателей. В течение 2005 года проводились консалтинговые и обучающие семинары; публиковались разъяснения по применению нового Плана счетов и порядка бюджетного учета, по заполнению первичных документов, регистров учета, составлению бухгалтерской отчетности и их реализации в программных продуктах.
Для организации масштабной поддержки пользователей фирма «1С» обеспечила развитие соответствующей специализации и компетенций организаций сети «1С:Франчайзинг». Были организованы «Центры компетенции по бюджетному учету» — сертифицированные «1С» внедренческие организации, предоставляющие полный и качественный набор необходимых услуг, включая консалтинг по управлению процессами в бюджетном учете, базирующийся на опыте решения аналогичных задач в федеральных и региональных ведомствах и учреждениях.
Партнерская сеть «1С» провела масштабную работу по переводу бюджетных учреждений России на новый порядок бюджетного учета. Это установка программных продуктов, перенос информации из старых информационных баз, обучение не только работе с программой, но и новому порядку бюджетного учета, консультации по применению программ.
В 2006 году реформирование бюджетного учета было продолжено. С 5 мая 2006 года вступила в действие новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н. Этим приказом действие Инструкции № 25 было распространено на отношения, возникшие с 1 января 2006 года, а также были внесены существенные изменения в План счетов бюджетного учета, что потребовало реорганизации информационных баз. Фирма «1С» заблаговременно, еще до вступления в действие указанной инструкции, выпустила новые редакции программных продуктов «1С» для бюджетного учета, поддерживающие изменения бюджетного законодательства. Для облегчения перехода на новый порядок учета был реализован автоматический перенос накопленной информации в новые информационные базы. В рамках усиления методической поддержки начался выпуск ежемесячного специализированного диска информационно-технологического сопровождения «1С:Предприятия» для бюджетных учреждений (ИТС).
Зарегистрированные пользователи получили новые редакции программ в обычном порядке обновления программ. Это дало заметную экономию средств для более чем 100 тыс. бюджетных учреждений России, которые применяли программные решения «1С» в 2005 году.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2006 г. Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» существенно возросло количество муниципальных образований, имеющих право самостоятельно исполнять бюджет. Соответственно возросла и потребность муниципальных образований в эффективной автоматизации бюджетного процесса. С учетом этого в феврале 2006 года фирма «1С» выпустила новый продукт «1С:Бюджет муниципального образования» — систему планирования, санкционирования, бюджетного учета, контроля и анализа исполнения бюджета.
Важнейшим мероприятием 2007 года для бухгалтеров бюджетных учреждений явилась переоценка основных фондов, которая проводилась по состоянию на 1 января 2007 года в первом полугодии 2007 года согласно приказу Минэкономразвития России, Минфина России, Федеральной службы государственной статистики от 2 октября 2006 г. № 306/120н/139. Фирма «1С» своевременно выпустила обновления программ, в которых было предусмотрено автоматизированное проведение переоценки основных фондов в соответствии с нормативными документами и методическими разъяснениями официальных органов. Подробные рекомендации по проведению переоценки, а также более 80 ответов на вопросы по учету нефинансовых активов и их переоценке были размещены в выпусках ИТС.
Другие изменения, внесенные в программу «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» в 2007 году:
В настоящее время программные продукты «1С» используются более чем в 120 тыс. бюджетных учреждений России как в масштабах главных распорядителей средств федерального бюджета, например МПР, Минобороны, Минпромэнерго, Минфин, Минсельхоз, ГАБТ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Росавтодор, Росгидромет, Росимущество, Росздрав, Росстат, Роснедра, Росводресурсы, Рослесхоз, Росжелдор, ПФР и других, так и в масштабах субъектов Российской Федерации — Алтайский край, Республика Дагестан, г. Новосибирск, г. Красноярск, г. Санкт-Петербург, г. Томск и других.
Таким образом, развитие программных продуктов системы «1С:Предприятие» для бюджетного учета и усилия фирмы «1С» и сети «1С:Франчайзинг» по поддержке пользователей в условиях реформирования бюджетного учета позволили бюджетным учреждениям России поставить бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством и оперативно отслеживать текущие изменения методологии учета, снизить трудоемкость учета, исключить счетные ошибки, повысить качество учета и отчетности, оперативно контролировать исполнение смет и формировать достоверную бюджетную отчетность в короткие сроки.
Источник: © Бюджетный учет, 2008, № 4
К.В. Сергеева,
руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы «1С»
руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы «1С»
Состояние дел на конец 2004 года было таково, что даже в Московской области до 40 процентов учреждений вело учет вручную. Необходимо было поставить не только компьютерную программу, обеспечивающую учет по новым правилам, но и соответствующую компьютерную технику, провести обучение не только работе с программой, а зачастую и элементарной компьютерной грамотности, и, конечно, самой теории нового бюджетного учета.
К этому времени фирма «1С» и организации сети «1С:Франчайзинг» уже имели 10-летний опыт работы в бюджетной сфере. Особо массовым стало применение решений для ведения учета, составления и консолидации бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений на платформе «1С:Предприятие 7.7». Это программы «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений», «1С:Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств», «1С:Воинская часть», «1С:Свод отчетов». На конец 2004 года пользователями бюджетных решений на платформе «1С:Предприятие 7.7» являлось уже более 60 тыс. бюджетных учреждений. Было налажено регулярное обновление программ в связи с изменением законодательства — оперативно обновлялись формы первичных документов, отчетности и т. п., а также постоянно расширялись функциональные возможности программ. Росло число партнерских организаций, оказывающих услуги бюджетникам.
К 1 января 2005 года фирма «1С» выпустила соответствующие решения для автоматизации бюджетного учета по новым правилам. В связи с тем что новый порядок учета потребовал соответствующей подготовки бухгалтерских кадров, наличия компьютерной техники, в программных продуктах была реализована возможность ведения бухгалтерского учета как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (самостоятельных структурных подразделений учреждения) в единой информационной базе с получением общих и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Для ускорения перехода на новый порядок бюджетного учета был реализован автоматический перенос справочной информации и остатков на счетах по состоянию на 1 января 2005 года из информационной базы предыдущей редакции в информационную базу новой редакции программы.
Вместе с выпуском новых программных продуктов и документации к ним фирмой «1С» была проведена масштабная методическая работа. Для оперативного ознакомления максимально широкой аудитории с изменениями в бюджетном учете и их реализацией в программных продуктах «1С» в декабре 2004 года фирмой «1С» и ее партнерами в 89 городах России был проведен общероссийский семинар «Бюджетный учет. Переход 2005», в котором приняли участие более 15 тыс. слушателей. В течение 2005 года проводились консалтинговые и обучающие семинары; публиковались разъяснения по применению нового Плана счетов и порядка бюджетного учета, по заполнению первичных документов, регистров учета, составлению бухгалтерской отчетности и их реализации в программных продуктах.
Для организации масштабной поддержки пользователей фирма «1С» обеспечила развитие соответствующей специализации и компетенций организаций сети «1С:Франчайзинг». Были организованы «Центры компетенции по бюджетному учету» — сертифицированные «1С» внедренческие организации, предоставляющие полный и качественный набор необходимых услуг, включая консалтинг по управлению процессами в бюджетном учете, базирующийся на опыте решения аналогичных задач в федеральных и региональных ведомствах и учреждениях.
Партнерская сеть «1С» провела масштабную работу по переводу бюджетных учреждений России на новый порядок бюджетного учета. Это установка программных продуктов, перенос информации из старых информационных баз, обучение не только работе с программой, но и новому порядку бюджетного учета, консультации по применению программ.
В 2006 году реформирование бюджетного учета было продолжено. С 5 мая 2006 года вступила в действие новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н. Этим приказом действие Инструкции № 25 было распространено на отношения, возникшие с 1 января 2006 года, а также были внесены существенные изменения в План счетов бюджетного учета, что потребовало реорганизации информационных баз. Фирма «1С» заблаговременно, еще до вступления в действие указанной инструкции, выпустила новые редакции программных продуктов «1С» для бюджетного учета, поддерживающие изменения бюджетного законодательства. Для облегчения перехода на новый порядок учета был реализован автоматический перенос накопленной информации в новые информационные базы. В рамках усиления методической поддержки начался выпуск ежемесячного специализированного диска информационно-технологического сопровождения «1С:Предприятия» для бюджетных учреждений (ИТС).
Зарегистрированные пользователи получили новые редакции программ в обычном порядке обновления программ. Это дало заметную экономию средств для более чем 100 тыс. бюджетных учреждений России, которые применяли программные решения «1С» в 2005 году.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2006 г. Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» существенно возросло количество муниципальных образований, имеющих право самостоятельно исполнять бюджет. Соответственно возросла и потребность муниципальных образований в эффективной автоматизации бюджетного процесса. С учетом этого в феврале 2006 года фирма «1С» выпустила новый продукт «1С:Бюджет муниципального образования» — систему планирования, санкционирования, бюджетного учета, контроля и анализа исполнения бюджета.
Важнейшим мероприятием 2007 года для бухгалтеров бюджетных учреждений явилась переоценка основных фондов, которая проводилась по состоянию на 1 января 2007 года в первом полугодии 2007 года согласно приказу Минэкономразвития России, Минфина России, Федеральной службы государственной статистики от 2 октября 2006 г. № 306/120н/139. Фирма «1С» своевременно выпустила обновления программ, в которых было предусмотрено автоматизированное проведение переоценки основных фондов в соответствии с нормативными документами и методическими разъяснениями официальных органов. Подробные рекомендации по проведению переоценки, а также более 80 ответов на вопросы по учету нефинансовых активов и их переоценке были размещены в выпусках ИТС.
Другие изменения, внесенные в программу «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» в 2007 году:
- Реализован учет и возможность представления сведений для реестров государственных контрактов на бумажных и электронных носителях в форматах 2007.05, 2007.09.
- Реализован обмен с учреждениями Банка России с применением Унифицированных форматов электронных банковских сообщений для безналичных расчетов (УФЭБС).
- Реализована интеграция с «1С:Бюджет муниципального образования».
- Реализована интеграция с фискальными регистраторами.
- Реализована загрузка казначейских выписок по всем типам лицевых счетов.
- Реализовано получение сведений для определения объемов финансирования на выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в зависимости от очередности рождения ребенка в семье.
- Усовершенствованы практически все документы и отчеты типовой конфигурации (более 200 объектов).
- Для составления отчетности за 2007 год согласно приказу Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н подготовлен новый комплект регламентированных отчетов.
- Бюджетная отчетность за 2006 год (провели 102 партнера «1С» в 76 городах России).
- Учет и переоценка нефинансовых активов в 2007 году на практических примерах (провели 55 партнеров в 40 городах России).
- Учет заработной платы в бюджетных учреждениях на практических примерах (провели 80 партнеров в 50 городах России).
- Учет государственных контрактов в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» (провели 34 партнера в 25 городах России).
- Бюджетная отчетность за 2007 год (провели 132 партнера в 90 городах России).
- реализован перевод остатков по счетам на новые коды бюджетной классификации согласно приказу Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н;
- реализована возможность представления информации о смете и об изменениях к смете как в бумажном виде по формам 0510017 и 0510018 (по КДФ) согласно Приложениям 10, 11 к приказу Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н, так и в электронном виде в формате 2008.01;
- печатные формы «Расходное уведомление», «Расходное расписание», «Реестр на финансирование», «Заявка на получение денег ОФК» приведены в редакции приказа Федерального казначейства от 9 ноября 2007 г. № 6н, приказов Минфина РФ от 12 ноября 2007 г. № 102н, от 18 октября 2007 г. № 91н;
- реализован обмен информацией по всем типам лицевых счетов в форматах Федерального казначейства 2007.07, 2007.09, 2007.11, 2008.01, 2008.03;
- реализован учет санкционирования расходов бюджетов согласно письму Минфина России от 12 февраля 2008 г. № 02-14-10а/282.
В настоящее время программные продукты «1С» используются более чем в 120 тыс. бюджетных учреждений России как в масштабах главных распорядителей средств федерального бюджета, например МПР, Минобороны, Минпромэнерго, Минфин, Минсельхоз, ГАБТ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Росавтодор, Росгидромет, Росимущество, Росздрав, Росстат, Роснедра, Росводресурсы, Рослесхоз, Росжелдор, ПФР и других, так и в масштабах субъектов Российской Федерации — Алтайский край, Республика Дагестан, г. Новосибирск, г. Красноярск, г. Санкт-Петербург, г. Томск и других.
Таким образом, развитие программных продуктов системы «1С:Предприятие» для бюджетного учета и усилия фирмы «1С» и сети «1С:Франчайзинг» по поддержке пользователей в условиях реформирования бюджетного учета позволили бюджетным учреждениям России поставить бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством и оперативно отслеживать текущие изменения методологии учета, снизить трудоемкость учета, исключить счетные ошибки, повысить качество учета и отчетности, оперативно контролировать исполнение смет и формировать достоверную бюджетную отчетность в короткие сроки.
Источник: © Бюджетный учет, 2008, № 4