Финляндия – одно из наиболее экономически развитых европейских государств, член Евросоюза с 1995 г. Менее двух столетий назад Финляндия входила в состав Российской империи и обрела независимость лишь после Октябрьской революции 1917 г. Затем были гражданская война, Зимняя война с СССР 1939–1940 гг. и Вторая мировая. Однако из всех испытаний страна вышла достойно.
Бюджетный процесс
Государственный бюджет Финляндии не является законом, а принимается в особом порядке в виде постановления. Согласно § 84 Основного закона Финляндии бюджет включает в себя общую оценку годовых доходов, основанную на налоговых и других финансовых законах, и детальную расшифровку ассигнований на годовые расходы. Кроме того, в нем определяются цели ассигнований и другие обоснования бюджета, дается оценка дефицита или профицита (при этом Конституция закрепляет принцип соответствия доходов и расходов).
Финансовый год в Финляндии после вступления в ЕС начинается 1 января (ранее он начинался 1 июля). Остатки неиспользованных средств переносятся в бюджет следующего года. Основной закон требует, чтобы правительство представляло проект бюджета заблаговременно, но если он не будет принят парламентом до конца старого года, то государственные органы могут руководствоваться проектом как принятым бюджетом. Это должно стимулировать парламент к быстрому рассмотрению бюджета, который проходит на пленарном заседании всего одно чтение.
Парламент Финляндии – Эдускунта – обладает значительными полномочиями в финансовой сфере. В действующем Основном законе отменены ранее существовавшие ограничения бюджетных прав Эдускунты. В частности, теперь на основе Конституции и регламента депутаты могут вносить любые предложения по проекту государственного бюджета, а ранее предложения, связанные с увеличением расходов на те или иные цели, требовали одновременного указания на источники их финансирования.
Экология Финляндия – ухоженная и чистая страна. Улицы и станции, города и поселки, леса и озера выглядят безупречно. Считается, что именно финны пьют самую чистую воду в мире.
Предусмотренные в бюджете ассигнования могут быть точными, предполагаемыми и резервными. Точные ассигнования не допускают перерасхода в процессе исполнения бюджета, предполагаемые – допускают: к их числу относятся средства, выделяемые на заработную плату, пенсионное обеспечение и страхование, медицинское обслуживание и образование. В § 88 Конституции сказано: «Каждый, независимо от государственного бюджета, имеет право на получение от государства законных средств, необходимых для него или для нее».
Средства, выделяемые в бюджете на субсидирование организаций и предприятий, должны соответствовать тому, что определено законом. Резервные ассигнования могут использоваться в случаях, которые не предусмотрены бюджетом (новые потребности, критические ситуации и др.). Если они не были израсходованы в утвержденном бюджете, то переносятся в бюджет следующего года. Эти ассигнования, как и точные, нельзя превышать, однако в случае принятия специального закона или дополнительного бюджета перерасход допускается.
При необходимости правительство вправе передать в Эдускунту проект дополнительного бюджета, которым вносятся изменения в уже утвержденный бюджет. По нему также могут вноситься поправки депутатов путем бюджетного предложения.
Образование
Все дети в возрасте от 7 до 16 лет должны посещать общеобразовательную школу (peruskoulu), причем муниципалитеты обязаны обеспечить ребенку такую возможность. Деньги на содержание школ выделяются государством.
Выпускники общеобразовательной школы, как правило, продолжают обучение в гимназии (lukio) или в профессиональных училищах. Набор в эти учебные заведения проходит весной и осенью в одни те же сроки. Студенты имеют право на государственное пособие на учебу (opintotuki), которое включает в себя стипендию (opintoraha), надбавку на жилье (asumislisä) и государственную гарантию, под которую учащийся может взять в банке ссуду на учебу (opintolaina).
Иностранцы, прожившие в Финляндии два года, также могут получить государственное пособие на учебу, а беженцы и репатрианты, поступившие в учебное заведение, получают это пособие сразу.
Другие финансовые полномочия парламента
Эдускунта вправе создавать внебюджетные фонды для специальных целей. К их числу относятся, например, средства, образуемые за счет отчислений в Национальный пенсионный фонд. Кроме того, подобные фонды согласно § 87 Основного закона могут образовываться «вне государственного бюджета, если будет признано необходимым осуществление надзора за какими-либо постоянными государственными функциями. Для того чтобы законопроект об учреждении внебюджетного фонда или о существенном увеличении такого фонда был одобрен, требуется принятие его большинством не менее чем в две трети поданных голосов». Главной задачей указанных фондов является контроль за целевым расходованием выделенных средств.
Справка
В Финляндии доходы физических лиц подразделяются на совокупные трудовые доходы и доходы от капитала. Под совокупными трудовыми доходами подразумевается заработная плата, пенсии и социальные пособия. Доходы от аренды и от продажи собственности облагаются налогом как доходы от капитала.
Прерогативой парламента Финляндии является решение вопросов о государственном займе, государственных гарантиях и поручительствах. На пленарных заседаниях весьма детально рассматриваются вопросы о необходимости займа, его верхнем пределе, пределе всего государственного долга, о том, в каком случае допускается государственная гарантия по сделкам, заключаемым частными фирмами, особенно в других странах. Здесь действует принцип «народ имеет право знать, сколько должно государство и сколько ему должны».
Эдускунта обладает правом финансового контроля за исполнением государственного бюджета и другими сторонами деятельности исполнительной власти. Этот контроль осуществляют практически все парламентские комиссии (прежде всего финансовая), парламентские ревизоры, уполномоченные, а также Государственное ревизионное управление. Юридический уполномоченный Эдускунты при проведении проверок, касающихся соблюдения законности деятельности других государственных органов, может в отчете парламенту вносить предложения по совершенствованию работы органов исполнительной власти, если организация аппарата требует неоправданных государственных расходов.
Налоговая система
Налоговое управление – самый большой орган, находящийся в подчинении Министерства финансов. Ежегодно оно собирает почти 50 млрд евро налогов и платежей, носящих налоговый характер, что составляет более трети ВВП Финляндии. Кроме налогового управления сбором налогов и пошлин занимаются таможенное ведомство (акцизный сбор и ввозная пошлина) и Центр управления транспортными средствами (пошлины, связанные с транспортными средствами), а также пенсионные и страховые учреждения (пенсионные и страховые платежи).
Малый бизнес
65% ВВП Финляндии создает малый бизнес – исключительно своим трудом, на вновь открытых производствах и сервисных фирмах. Занято в нем 56% работоспособного населения. На 5 млн населения страны приходится 220 тыс. малых предприятий. 80% в малом бизнесе составляют услуги.
Установленные в Финляндии налоги являются более щадящими, чем в соседних странах – Швеции, Дании и Норвегии. Корпоративный налог (налог на прибыль предприятий) составляет 29%, причем им облагаются не все предприятия, а только юридические лица, имеющие статус отдельного налогоплательщика (акционерное общество, кооператив, фонд). Товарищества хотя и считаются в Финляндии юридическими лицами, налогом на прибыль не облагаются: налогообложение прибыли товариществ происходит через налогообложение участвующих в их деятельности предпринимателей.
Государственный подоходный налог – это прогрессивный налог, который подлежит уплате государству и исчисляется с совокупных трудовых доходов физических лиц. Закон о шкале налогообложения доходов принимается ежегодно. Минимальная ставка составляет 13%, с доходов более высокой категории взимается 36%.
Важнейший из косвенных налогов – налог на добавленную стоимость, его общая ставка равна 22%. По ставке 8% облагается продажа лекарств, книг, а также кинопрокат, зрелищно-массовые и физкультурные мероприятия, услуги пассажирского транспорта. Некоторые виды деятельности, такие как экспортные поставки, продажа периодических печатных изданий по подписке и банковские услуги, НДС не облагаются.
К устанавливаемым парламентом коммунальным налогам относятся: подоходный, на недвижимость, а также церковный (на содержание евангелическо-лютеранской или православной церквей).
Справка
Площадь Финляндии составляет 338 145 кв. км, ее протяженность – 1 160 км с севера на юг и 540 км с запада на восток. 69% территории покрыто лесом. В стране 187 888 озер, 5 100 порогов и 179 584 островов. Это cамый страны большой архипелаг в Европе, включающий полуавтономную губернию Ахвенанмаа (Аландские острова).
Субсидирование
Сельское хозяйство, и прежде всего растениеводство, в Финляндии, как и во многих других странах, убыточно. Поэтому Эдускунта принимает законы о субсидировании данной отрасли народного хозяйства. Субсидирование может применяться и в отношении некоторых других отраслей, например промышленности, работающей на экспорт. Проведение такой политики, а также политики в вопросах таможенных пошлин после вступления Финляндии в Европейский союз в значительной степени стало зависеть от решений этой организации. Однако парламент все же стремится влиять на решения ЕС в выгодном для страны направлении.
Светлана РОГОЦКАЯ