Версия для печати 2702 Материалы по теме
М. Э. Нигматуллин
К бюджету развития

Заместитель главы администрации Сургутского района — директор Департамента финансов Максим Эдуардович НИГМАТУЛЛИН — о конституционной обязанности граждан по уплате налогов. А также о праве знать, как расходуются средства, и участвовать в их распределении.

— Максим Эдуардович, Сургутский район стал призером X Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России» в номинации «За открытость и прозрачность в управлении финансами». Что помогло добиться успеха?

— Принцип прозрачности (открытости) бюджета задекларирован в статье 36 Бюджетного кодекса. Безусловно, Сургутский район отмечен в номинации не только за безупречное исполнение законодательства. Мы обеспечили свободный доступ к бюджетным данным, повышаем финансовую грамотность населения, стремимся к росту уровня гражданской активности путем вовлечения граждан в процесс принятия решений в сфере управления общественными финансами.

Так, в Сургутском районе создан интернет-портал, через который каждый житель может внести свой вклад в решение общих задач: сообщить о проблеме, поучаствовать в обсуждениях и голосовании, познакомиться с отчетами должностных лиц и достижениями в различных сферах. Основной принцип работы портала — решение проблемы одним кликом. С целью постоянного мониторинга и повышения эффективности деятельности органов власти района проводятся онлайн-опросы[1] населения, результаты которых используются в дальнейшей работе при реализации муниципальных программ.

— В чем особенности бюджетной политики района? Что сегодня в приоритете?

— На период 2018–2020 годов приоритет бюджетной политики — это эффективное управление муниципальными финансами в условиях ограниченных бюджетных ресурсов.

В Сургутском районе начиная с 2016 года применяется целевая модель распределения ресурсов. В рамках этой модели определены приоритетные статьи бюджетных расходов (таблица), это расходы капитального характера, куда направляются все свободные ресурсы. Таким образом, район прилагает максимум усилий для перехода от бюджета текущих расходов к бюджету развития при ограниченном росте собственной доходной базы.

Были проделаны значительная работа по оптимизации текущих расходов, оценка расходных обязательств и отказ от неэффективных расходов, оптимизационные мероприятия в муниципальных учреждениях с целью сокращения затрат на управленческий персонал. Пересмотрена модель закупок с целью максимального сокращения закупок без проведения конкурсных процедур. Перенесена на более ранние сроки вся закупочная кампания для возможности вовлечения экономии на приоритетные статьи расходов бюджета.

— Участвуют ли жители района в распределении бюджета?

В 2016 году в качестве эксперимента жителям была предоставлена возможность принять участие в опросе[2] по распределению долей бюджета на 2017–2019 годы на официальном сайте. Результаты опроса учитывались при проектировке бюджета, а также в процессе его корректировки в течение 2017 года. Результаты данного голосования также учитываются при рассмотрении проекта бюджета на 2018–2020 годы.

— Каковы основные источники доходов бюджета района?

— Как и в основной массе муниципальных образований, главной статьей доходов бюджета является НДФЛ, который составляет порядка 77 процентов собственных доходов бюджета Сургутского района. В 2016 и 2017 годах он рос примерно на пять процентов ежегодно. Бесспорно, основную долю этих поступлений обеспечивают предприятия нефтегазового комплекса, исторически расположенные на территории нашего района. При этом администрацией района проводится значительная работа по созданию условий для привлечения на территорию крупных инвестиционных проектов, реализуемых инвесторами, не связанными с нефтегазовыми гигантами.

Все более значительную роль в структуре налоговых доходов играют предприятия малого и среднего бизнеса. Рост поступлений от них составил более 15 процентов в 2016 году и более 22 процентов в 2017 году. Число занятых на предприятиях МСП за последние два года увеличилось более чем на 16 процентов. В районе эффективно действует система мер поддержки и стимулирования роста предприятий МСП, ассигнования на эти меры увеличились на 39 процентов и достигнут в 2018 году 20 миллионов рублей.

— Как решаются проблемы налоговой недоимки и дебиторской задолженности?

— В районе утвержден план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета Сургутского района и сокращению муниципального долга. В состав мероприятий по наращиванию собственной доходной базы включены в том числе и мероприятия по снижению дебиторской задолженности. Проблема с дебиторской задолженностью решается и посредством повышения ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет района. При администрации района создана комиссия по мобилизации дополнительных доходов в бюджет района, на которую приглашаются налогоплательщики и арендаторы, имеющие задолженность перед бюджетом района.

Если говорить о недоимке по местным налогам, то здесь необходимо учитывать специфику территории Сургутского района. Налогоплательщиками имущественных налогов являются как физические, так и юридические лица. При этом налогоплательщики — физические лица находятся на территории городских и сельских поселений. На межселенной территории Сургутского района находятся налогоплательщики — юридические лица, и это преимущественно предприятия нефтедобывающего комплекса, платежная дисциплина которых не вызывает нареканий. Как правило, исполнительская дисциплина по уплате налогов ниже у физических лиц. И здесь очень важно проводить информационную кампанию среди населения о необходимости своевременного исполнения своих конституционных обязанностей по уплате налогов. В этой работе активное участие принимают и администрации городских и сельских поселений района, и, конечно же, работники налогового органа.

Немаловажно установление экономически эффективных налоговых ставок по местным налогам. Это также является одним из способов решения проблемы недоимки. Своевременно проведенный анализ и оценка эффективности установленных налоговых ставок позволяют избежать наращивания недоимки по налогам. Так, при установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога были определены такие ставки, которые сохранили возможность физических лиц безболезненно платить налоги, МСП развивать свою деятельность и при этом не нести большие потери в доходах бюджета.

— Летом этого года на конференции, организованной Минфином России, департамент финансов Сургутского района был назван примером успешного внедрения отдельных элементов систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита. Какие показатели вашей работы стали решающими для такой оценки?

— Действительно, с декабря 2016 года по март 2017-го департамент финансов администрации Сургутского района был задействован в проекте Минфина России «Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации», в рамках которого осуществлялась диагностика состояния систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в секторе государственного управления.

К началу исследования у нас уже были созданы основные условия, необходимые для организации внутреннего финансового контроля и аудита на основе управления рисками: создана структура органов внутреннего финансового контроля и аудита, разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие данную деятельность, мы накопили хороший опыт осуществления внутреннего финансового контроля и аудита, оценки качества финансового менеджмента, позволяющего специалистам в их практической деятельности выявлять бюджетные риски и принимать меры для их минимизации.

По результатам участия в проекте департаменту финансов были даны рекомендации по внедрению отдельных элементов системы управления рисками, которые будут использованы в целях совершенствования механизма внутреннего финансового контроля и аудита, оценки качества финансового менеджмента.

Подготовила В. И. ПУТЕВАЯ


Таблица. Некоторые приоритетные направления расходов бюджета Сургутского района в сравнении с предыдущим периодом, тыс. руб.

Наименование показателя

2015

2016

2017 (план)

2018
 (проект)

Первоначальный

Уточненный (ноябрь)

Всего

206 390,8

468 614,3

688 464,9

666 105,3

1 014 162,6

В том числе:

Улучшение жилищных условий жителей

0

244 696,0

298 825,4

211 433,1

303 753,5

Капитальный ремонт объектов коммунального хозяйства

24 319,0

32 041,7

79 650,5

44 015,0

105 500,1

Ремонт образовательных учреждений

14 591,0

6764,5

50 000,0

56 278,9

60 000,0

Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений культуры

0

0

10 000,0

17 000,0

10 000,0

Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта

0

0

10 000,0

10 000,0

10 000,0

Строительство спортивных сооружений

36 870,9

18 845,3

102 150,6

88 667,7

284 970,2

Строительство и реконструкция объектов коммунального хозяйства

81 211,1

109 014,2

71 931,0

145 822,3

157 602,3

 


[1] oneclick.admsr.ru/vote/



[2] admsr.ru/work/finance/openbudget/obobs/2611/

 





Поделиться