25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3371 Материалы по теме
Е. А. Громова
Финконтроль как механизм недопущения финансовых нарушений

Об организации внутреннего муниципального финансового контроля в городе Камышине рассказала начальник управления финансов администрации городского округа Елена Александровна ГРОМОВА.

— Елена Александровна, каким образом организована работа органа финансового контроля в вашем муниципалитете? Как строится взаимодействие с городской Контрольно-счетной палатой?

— В городе Камышине функции по внутреннему муниципальному финансовому контролю выполняют сотрудники финансового органа администрации. Считаем, что этот вариант наиболее эффективен, так как он позволяет использовать три вида контроля, осуществляемого структурными подразделениями финоргана в пределах своих должностных полномочий.

Предварительный контроль осуществляется до совершения хозяйственных операций и позволяет определять их целесообразность и правомерность. Специалисты бюджетного отдела анализируют соответствие заключаемых договоров плану финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной смете), проверяют бюджетную, финансовую, статистическую, налоговую и другую отчетность до ее утверждения.

Текущий контроль заключается в проведении анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей участниками и неучастниками бюджетного процесса. Данные контрольные мероприятия ежедневно проводят специалисты отдела казначейского исполнения бюджета и отдела учета и отчетности.

Последующий контроль проводят специалисты отдела по контролю за использованием бюджетных средств по итогам совершения хозяйственных операций. Это анализ и проверка бухгалтерской документации и отчетности, инвентаризации и иные необходимые процедуры. Также на специалистов данного отдела возложен контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок.

81.png

Отмечу, что важной составляющей нашей работы является организация взаимодействия с органом внешнего муниципального финансового контроля. Деятельность контрольно-счетного органа муниципалитета направлена на усиление экспертно-аналитической составляющей контрольной работы. И экспертные рекомендации Контрольно-счетной палаты активно применяются на практике в муниципальных учреждениях города. Общей задачей, стоящей сейчас перед контролирующими органами, является усиление финансовой дисциплины участников бюджетного процесса, предупреждение или хотя бы пресечение нарушений в финансово-бюджетной сфере.

— Какие проблемы возникают у вас при проведении внутреннего муниципального финансового контроля? Каковы планы по его развитию?

— Именно на систему внутреннего муниципального финансового контроля ложится основная нагрузка в части проверки соблюдения законодательства, достоверности бюджетной отчетности, сохранности активов, эффективности использования материальных, человеческих и информационных ресурсов. С 2017 года вступила в силу часть 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ, в соответствии с которой на финансовый орган возложены новые полномочия в сфере закупок. Это контроль соответствия лимитам бюджетных обязательств планов закупок и планов-графиков закупок заказчиков, а также последующий контроль на соответствие утвержденным планам-графикам закупок всей закупочной документации, размещаемой в ЕИС.

Существует ряд проблем, с которыми сталкивается внутренний муниципальный финансовый контроль. Внедрение новых информационных технологий в бюджетный процесс, с одной стороны, позволяет добиваться роста экономических показателей, с другой, создает дополнительные риски. Сегодня уже не нужно копаться в документах, порой даже выходить на объект, запрашивать информацию, все это может успешно заменить использование информационного ресурса. Однако информационные системы, которые применяются в работе, не имеют полной интеграции, что приводит к увеличению трудозатрат.

Современная среда управления финансами требует наличия подготовленных профессиональных кадров, которые могли бы анализировать риски и ими управлять. Не вызывает сомнения, что должностное лицо, осуществляющее внутренний муниципальный финансовый контроль, должно обладать значительными знаниями в вопросах, связанных с функционированием проверяемых организаций. И особенно углубленными эти знания должны быть в бюджетно-финансовой сфере.

Сегодня мы испытываем трудности с подбором кадров, так как для осуществления качественного контроля необходимо разбираться в его предмете не хуже тех должностных лиц, деятельность которых предстоит проверять. Это, в свою очередь, предполагает высокую степень квалификации соответствующего сотрудника и, следовательно, соответствующий квалификации уровень оплаты труда.

В планах развития муниципального финансового контроля — внедрение в практику элементов управления рисками, что предполагает переход от контроля за выполнением операций к минимизации рисков их невыполнения или неправильного выполнения, причем не только отдельных операций, но и финансово-хозяйственных процедур в целом. Риск-ориентированный подход, на наш взгляд, это выявление факторов, которые мешают субъекту проверки максимально эффективно функционировать, и разработка стратегии по дальнейшему их нивелированию. Планируемая переориентация внутреннего финансового контроля на предотвращение нарушений и недостатков позволит минимизировать финансовые нарушения и эффективно использовать бюджетные ресурсы.

— Как в сложившихся сегодня экономических условиях строится бюджетная политика?

— Бюджетная политика в городе Камышине направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета, минимизацию привлечения заемных средств в целях ненаращивания долговых обязательств, выполнение всех обязательств, связанных с решением вопросов местного значения. Бюджетная политика ориентирована на эффективное, ответственное и прозрачное управление финансами, что в свою очередь обуславливает устойчивое развитие и социальную стабильность города.

Основным инструментом нашей бюджетной политики является программно-целевой метод бюджетирования, повышающий ответственность исполнителей муниципальных программ и ведомственных целевых программ и их заинтересованность в достижении наилучших результатов. Так как прогнозируется умеренный рост экономического потенциала и постоянное увеличение социально значимых статей расходной части бюджета, для оказания полного перечня муниципальных услуг в среднесрочной перспективе становится актуальна реализация ряда мер и мероприятий, а именно:

комплексная работа по оптимизации расходов при предоставлении муниципальных услуг;

обеспечение сбалансированности бюджета и безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

развитие программно-целевых методов бюджетирования, ориентированных на результат;

повышение эффективности бюджетных расходов с учетом приоритетности предоставляемых услуг.

— Завершается очередной финансовый год. Ваш прогноз по исполнению бюджета города?

— Самая важная для города тема — исполнение бюджета. 2017 год был для Камышина непростым в экономическом и финансовом плане. Ситуация требовала принятия мер, которые были направлены прежде всего на выявление резервов увеличения доходного потенциала, оптимизацию расходов и экономию бюджетных средств. Оценка ожидаемого исполнения бюджета за 2017 год следующая: по доходам — 1,509 миллиарда рублей (96,9 процента годовых назначений), по расходам — 1,51 миллиарда рублей (96,3 процента годовых назначений). Значительной составляющей доходной части бюджета остаются безвозмездные поступления вышестоящих бюджетов. На 1 января 2018 года ожидаемое поступление — 682,8 миллиона рублей.

Расходы на образование, культуру и спорт в структуре расходов бюджета города составляют 62,1 процента. Объем муниципального долга прогнозируем в размере 190 миллионов. За четыре года благодаря умеренной долговой политике удалось снизить муниципальный долг на 84 миллиона. Практика привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков под 0,1 процента годовых позволила сократить расходы на обслуживание муниципального долга.

В этом году наш коллектив стал призером Всероссийского конкурса «Лучший контрольно-ревизионный орган», заняв почетное III место. Считаю, что достижение такой победы — это огромный, ежедневный вклад каждого сотрудника коллектива, что по достоинству оценено конкурсной комиссией. В преддверии Нового года хочу поздравить всех с наступающими праздниками и пожелать финансового благополучия, больших свершений, открытий и надежд! С наступающим Новым годом!

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО  


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно