Устойчивое экономическое развитие предполагает эффективную финансовую политику муниципальных властей. Однако сегодня у муниципалитетов возникает немало трудностей, которые мешают развиваться и выполнять свои функции на должном уровне. Учитывая актуальность проблемы, мы решили посвятить рубрику «Тема номера» рассказу об опыте российских городов в области управления финансами муниципального образования. Особо отметим, что наши авторы представляют обе ветви власти – и законодательную, и исполнительную.
Анастасия АНДРЕЕВА
Реформирование финансов администрацией Липецка началось с тщательного финансово-экономического анализа отраслей городского хозяйства, а также с принятия горсоветом положения «О контрольно-счетной комиссии города Липецка», который определил контрольные функции представительного органа. В документе четко прописан порядок представления в горсовет бюджета города, отчет о его исполнении и контроле со стороны горсовета. Реализация положения привела к прозрачности формирования и исполнения бюджета Липецка.
Огромную пользу принесло принятие городскими властями такого фундаментального документа, как Стратегический план развития Липецка на 2006–2016 гг. В нем власти акцентировали внимание на решении вопроса учета и инвентаризации земель, что в свою очередь привело к принятию положения об уплате земельного налога и ряда других.
О незначительном удельном весе местных налогов в бюджете муниципальных образований говорится и в материале из Рязани. Здесь же упоминается проблема ограниченных возможностей муниципалитетов, которые не вправе оказывать влияние на налоговую политику.
Администрации Рязани провела большую работу по мобилизации доходов и повышению собираемости налогов и сборов. Создана специальная комиссия по укреплению налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов, в состав которой входят представители ФНС, служба судебных приставов, отдел по налоговым преступлениям УВД Рязанской области и др. На заседаниях рассматривается финансовое состояние и причины неплатежеспособности фирм-должников.
В 2007 г. приняты нормативные документы, регулирующие финансовую дисциплину и повышающие эффективность администрирования доходов бюджета. Начат переход к новому этапу применения программно-целевого метода планирования – разработке ведомственных целевых программ.
Особо следует отметить опыт Братска. Администрация города достигла значительных успехов при реализации программы реформирования муниципальных финансов: были внедрены различные управленческие технологии, которые позволили проводить сбалансированную бюджетную политику, что создало условия для роста экономики, повышения уровня жизни населения, улучшения качества муниципальных услуг. В ходе выполнения программы было принято более 100 правовых актов, осуществлен проект по совершенствованию муниципальных закупок. Экономический эффект только от реализации проекта по муниципальным закупкам уже превысил расходы на осуществление всей программы.
Здесь созданы четыре автономных учреждения и сформирована правовая база для их существования, проводятся специальные социологические исследования, направленные на изучение мнения горожан о качестве муниципальных услуг. Кроме того, Братск одним из первых стал разрабатывать муниципальные стандарты качества бюджетных услуг – в сфере образования, ЖКХ, культуры и т.д. Городу, занимающему шестое место в России, присвоен долгосрочный кредитный рейтинг агентства Standard & Poor’s.
Отметим, что все авторы независимо друг от друга пришли к выводу, что принятие трехлетнего бюджета на федеральном уровне в будущем распространится на региональные и местные бюджеты. А следовательно, возникает вопрос: как формировать трехлетний бюджет муниципального образования, если его доходная часть зависит от вышестоящего бюджета?
Источник: © Бюджет, 2008, № 3
Реформирование финансов администрацией Липецка началось с тщательного финансово-экономического анализа отраслей городского хозяйства, а также с принятия горсоветом положения «О контрольно-счетной комиссии города Липецка», который определил контрольные функции представительного органа. В документе четко прописан порядок представления в горсовет бюджета города, отчет о его исполнении и контроле со стороны горсовета. Реализация положения привела к прозрачности формирования и исполнения бюджета Липецка.
Огромную пользу принесло принятие городскими властями такого фундаментального документа, как Стратегический план развития Липецка на 2006–2016 гг. В нем власти акцентировали внимание на решении вопроса учета и инвентаризации земель, что в свою очередь привело к принятию положения об уплате земельного налога и ряда других.
О незначительном удельном весе местных налогов в бюджете муниципальных образований говорится и в материале из Рязани. Здесь же упоминается проблема ограниченных возможностей муниципалитетов, которые не вправе оказывать влияние на налоговую политику.
Администрации Рязани провела большую работу по мобилизации доходов и повышению собираемости налогов и сборов. Создана специальная комиссия по укреплению налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов, в состав которой входят представители ФНС, служба судебных приставов, отдел по налоговым преступлениям УВД Рязанской области и др. На заседаниях рассматривается финансовое состояние и причины неплатежеспособности фирм-должников.
В 2007 г. приняты нормативные документы, регулирующие финансовую дисциплину и повышающие эффективность администрирования доходов бюджета. Начат переход к новому этапу применения программно-целевого метода планирования – разработке ведомственных целевых программ.
Особо следует отметить опыт Братска. Администрация города достигла значительных успехов при реализации программы реформирования муниципальных финансов: были внедрены различные управленческие технологии, которые позволили проводить сбалансированную бюджетную политику, что создало условия для роста экономики, повышения уровня жизни населения, улучшения качества муниципальных услуг. В ходе выполнения программы было принято более 100 правовых актов, осуществлен проект по совершенствованию муниципальных закупок. Экономический эффект только от реализации проекта по муниципальным закупкам уже превысил расходы на осуществление всей программы.
Здесь созданы четыре автономных учреждения и сформирована правовая база для их существования, проводятся специальные социологические исследования, направленные на изучение мнения горожан о качестве муниципальных услуг. Кроме того, Братск одним из первых стал разрабатывать муниципальные стандарты качества бюджетных услуг – в сфере образования, ЖКХ, культуры и т.д. Городу, занимающему шестое место в России, присвоен долгосрочный кредитный рейтинг агентства Standard & Poor’s.
Отметим, что все авторы независимо друг от друга пришли к выводу, что принятие трехлетнего бюджета на федеральном уровне в будущем распространится на региональные и местные бюджеты. А следовательно, возникает вопрос: как формировать трехлетний бюджет муниципального образования, если его доходная часть зависит от вышестоящего бюджета?
Источник: © Бюджет, 2008, № 3