Рассматривая основные изменения системы размещения государственных и муниципальных заказов в 2007 г., можно с уверенностью сказать, что система развивалась очень динамично и революционно. Это относится и к количественным, и к качественным показателям ее функционирования. Однако, поскольку официальные статистические данные за 2007 г. будут доступны позже, в рамках данной статьи мы остановимся на анализе изменений основополагающего компонента системы госзаказа – нормативной базы.
Андрей ХРАМКИН, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам
Помимо того, что в течение 2007 г. вышло достаточно большое количество подзаконных актов (постановлений и распоряжений Правительства РФ), изменения коснулись и базового нормативного акта, регламентирующего систему размещения государственного и муниципального заказа – Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон). В этот Закон изменения вносились трижды: федеральными законами от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ, от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ и от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. Учитывая большой объем и значимость внесенных корректив, мы последовательно рассмотрим каждый из упомянутых законов, выделяя в них ключевые и значимые с практической точки зрения изменения.
Уточнены понятия «государственный и муниципальный заказчик». Теперь государственными, муниципальными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета. В отношении бюджетных учреждений и иных получателей средств бюджетов регионального и муниципального уровня ситуация сложнее: чтобы стать государственными или муниципальными заказчиками, они должны получить соответствующие полномочия от региональных органов власти или органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 4).
Увеличены пороговые значения применения процедур запроса котировок – до 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 42), открытого аукциона в электронной форме – до 1 млн (ч. 3 ст. 32).
В соответствии с новой редакцией ст. 5 по результатам размещения заказа может быть заключен не только государственный или муниципальный контракт. В случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона, допускается заключение иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Дано определение понятия «одноименные товары, работы, услуги» – под ним понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ч. 6.1 ст. 10).
Кроме того, в Законе устранена имевшаяся ранее неоднозначность с начальной ценой контракта – теперь во всех случаях под начальной ценой понимается максимальная цена заключаемого контракта (ч. 1 ст. 6).
Расширена сфера применения запрета на изменение существенных условий заключаемых контрактов. В новой редакции это требование распространяется и на контракты, заключенные по результатам запроса котировок и закупок у единственного поставщика (ч. 5 ст. 9).
У заказчиков появилась возможность корректировать количество товаров, объем работ, услуг, предусмотренных заключенным контрактом. Размер допустимых изменений увеличен с 5 до 10% (ч. 6 ст. 9).
Еще одним нововведением является то, что в случае расторжения контракта из-за его неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчик получает право заключить контракт с участником размещения заказа, заявке которого присвоен второй номер, – с его согласия. При этом контракт заключается на условиях и по цене, предложенных победителем торгов, с учетом ранее поставленного объема товара, выполненного объема работ, оказанного объема услуг (ч. 8.1 ст. 9).
Имевшиеся проблемы с исполнением контрактов обусловили необходимость появления еще одного пункта Закона, требующего включить в контракт обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, работ или услуг (ч. 12 ст. 9).
В Законе появились сроки, ранее которых не может быть заключен контракт, – это пять дней по итогам котировок и 10 дней по итогам торгов (ч. 5 ст. 27, ч. 1.1 ст. 29, ч. 1.1 ст. 38). Указанное время дается участникам размещения заказа на обжалование его результатов.
Обозначено правовое регулирование проведения торгов с выделением лотов. Теперь по каждому из разыгранных лотов требуется заключать отдельный контракт (ч. 2.1 ст. 10). Если торги проводятся по нескольким лотам, они признаются несостоявшимися только в отношении тех лотов, где подана лишь одна заявка или не подано ни одной (ч. 11 ст. 25, ч. 11 ст. 35) либо по которым ни один участник размещения заказа не признан участником конкурса (аукциона) или только один участник размещения заказа признан участником конкурса (аукциона) (ч. 4 ст. 27, ч. 12 ст. 37).
Изменения внесены и в части извещения о проведении торгов. Во-первых, объем сведений, указываемых в извещении, в целом сокращен (ст. 21 и 33). Во-вторых, заказчики получили право вносить изменения в извещения о проведении торгов, но не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен на 20 дней с момента внесения изменений, а на участие в аукционе – на 15 дней (ч. 4.1 ст. 21, ч. 3.1 ст. 33).
Важным событием стало появление у заказчика права вносить коррективы в конкурсную документацию (документацию об аукционе) не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие соответственно в конкурсе или аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен на 20 дней с момента внесения таких изменений, а срок подачи заявок на участие в аукционе – на 15 дней (ч. 3 ст. 24, ч. 9 ст. 34).
Внесена ясность и более четко регламентированы моменты, связанные с порядком подачи заявок на участие в торгах. Теперь на конверте с заявкой на участие в конкурсе допускается указывать наименование и адрес участника, подавшего заявку. Однозначно определено, что заказчик не может отказать в приеме конверта с заявкой на участие в конкурсе, если на нем не указаны сведения об участнике (ч. 2, 10 ст. 25). Также исключено имевшееся ранее право комиссии потребовать от участника разъяснений положений заявки и документов, представленных в ее составе (ч. 7 ст. 26).
В части рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе появились следующие изменения:
В отношении аукционов с 1 января 2008 г. вступило в силу требование об обязательном размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд путем проведения аукциона (ч. 4.1 ст. 10).
В отношении запроса котировок сделаны следующие ключевые изменения в процедуре проведения:
Итак, рассмотрев эти два закона, можно утверждать, что система размещения государственных и муниципальных заказов кардинально изменилась. Коррективы коснулись, в числе прочего, и принципиальных базовых подходов, на которых построена работа специалистов, отвечающих за закупки в госорганах. Тем не менее необходимо отметить, что наиболее значимые изменения в Закон были внесены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ. Подробному рассмотрению этого, бесспорно, революционного по сути нормативного акта мы посвятим следующую статью.
Источник: © Бюджет, 2008, № 3
Читайте также:
Помимо того, что в течение 2007 г. вышло достаточно большое количество подзаконных актов (постановлений и распоряжений Правительства РФ), изменения коснулись и базового нормативного акта, регламентирующего систему размещения государственного и муниципального заказа – Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон). В этот Закон изменения вносились трижды: федеральными законами от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ, от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ и от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. Учитывая большой объем и значимость внесенных корректив, мы последовательно рассмотрим каждый из упомянутых законов, выделяя в них ключевые и значимые с практической точки зрения изменения.
Федеральный закон № 53-ФЗ
Данным нормативным актом принципиально изменена юридическая конструкция Закона: теперь его действие распространяется на все государственные и муниципальные заказы вне зависимости от их цены. Единственное предусмотренное исключение – ситуация, когда заказ на услуги размещается у международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также у международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры (ч. 2 ст. 1). Закупки, проводимые наличным или безналичным способом на сумму менее 100 тыс. руб. (сумма регламентируется указанием ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У), которые ранее не подпадали под действие Закона, теперь отнесены к категории «у единственного поставщика» и должны осуществляться в порядке, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55.Уточнены понятия «государственный и муниципальный заказчик». Теперь государственными, муниципальными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета. В отношении бюджетных учреждений и иных получателей средств бюджетов регионального и муниципального уровня ситуация сложнее: чтобы стать государственными или муниципальными заказчиками, они должны получить соответствующие полномочия от региональных органов власти или органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 4).
Увеличены пороговые значения применения процедур запроса котировок – до 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 42), открытого аукциона в электронной форме – до 1 млн (ч. 3 ст. 32).
В соответствии с новой редакцией ст. 5 по результатам размещения заказа может быть заключен не только государственный или муниципальный контракт. В случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона, допускается заключение иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Дано определение понятия «одноименные товары, работы, услуги» – под ним понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ч. 6.1 ст. 10).
Кроме того, в Законе устранена имевшаяся ранее неоднозначность с начальной ценой контракта – теперь во всех случаях под начальной ценой понимается максимальная цена заключаемого контракта (ч. 1 ст. 6).
Расширена сфера применения запрета на изменение существенных условий заключаемых контрактов. В новой редакции это требование распространяется и на контракты, заключенные по результатам запроса котировок и закупок у единственного поставщика (ч. 5 ст. 9).
У заказчиков появилась возможность корректировать количество товаров, объем работ, услуг, предусмотренных заключенным контрактом. Размер допустимых изменений увеличен с 5 до 10% (ч. 6 ст. 9).
Еще одним нововведением является то, что в случае расторжения контракта из-за его неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчик получает право заключить контракт с участником размещения заказа, заявке которого присвоен второй номер, – с его согласия. При этом контракт заключается на условиях и по цене, предложенных победителем торгов, с учетом ранее поставленного объема товара, выполненного объема работ, оказанного объема услуг (ч. 8.1 ст. 9).
Имевшиеся проблемы с исполнением контрактов обусловили необходимость появления еще одного пункта Закона, требующего включить в контракт обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, работ или услуг (ч. 12 ст. 9).
В Законе появились сроки, ранее которых не может быть заключен контракт, – это пять дней по итогам котировок и 10 дней по итогам торгов (ч. 5 ст. 27, ч. 1.1 ст. 29, ч. 1.1 ст. 38). Указанное время дается участникам размещения заказа на обжалование его результатов.
Обозначено правовое регулирование проведения торгов с выделением лотов. Теперь по каждому из разыгранных лотов требуется заключать отдельный контракт (ч. 2.1 ст. 10). Если торги проводятся по нескольким лотам, они признаются несостоявшимися только в отношении тех лотов, где подана лишь одна заявка или не подано ни одной (ч. 11 ст. 25, ч. 11 ст. 35) либо по которым ни один участник размещения заказа не признан участником конкурса (аукциона) или только один участник размещения заказа признан участником конкурса (аукциона) (ч. 4 ст. 27, ч. 12 ст. 37).
Изменения внесены и в части извещения о проведении торгов. Во-первых, объем сведений, указываемых в извещении, в целом сокращен (ст. 21 и 33). Во-вторых, заказчики получили право вносить изменения в извещения о проведении торгов, но не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен на 20 дней с момента внесения изменений, а на участие в аукционе – на 15 дней (ч. 4.1 ст. 21, ч. 3.1 ст. 33).
Важным событием стало появление у заказчика права вносить коррективы в конкурсную документацию (документацию об аукционе) не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие соответственно в конкурсе или аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен на 20 дней с момента внесения таких изменений, а срок подачи заявок на участие в аукционе – на 15 дней (ч. 3 ст. 24, ч. 9 ст. 34).
Внесена ясность и более четко регламентированы моменты, связанные с порядком подачи заявок на участие в торгах. Теперь на конверте с заявкой на участие в конкурсе допускается указывать наименование и адрес участника, подавшего заявку. Однозначно определено, что заказчик не может отказать в приеме конверта с заявкой на участие в конкурсе, если на нем не указаны сведения об участнике (ч. 2, 10 ст. 25). Также исключено имевшееся ранее право комиссии потребовать от участника разъяснений положений заявки и документов, представленных в ее составе (ч. 7 ст. 26).
В части рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе появились следующие изменения:
- срок рассмотрения заявок увеличен до 20 дней (ч. 1 ст. 27);
- цена стала обязательным критерием оценки и сопоставления заявок (ч. 4 ст. 28);
- при равенстве условий побеждает ранее поступившая заявка (ч. 8 ст. 28);
- для заказчиков федерального уровня исключена обязанность публикации протокола оценки в официальном печатном издании (ч. 11 ст. 28).
В отношении аукционов с 1 января 2008 г. вступило в силу требование об обязательном размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд путем проведения аукциона (ч. 4.1 ст. 10).
В отношении запроса котировок сделаны следующие ключевые изменения в процедуре проведения:
- разграничен порядок проведения на сумму до 250 тыс. руб. и выше (ч. 1 ст. 45);
- ссылки на конкретные марки, товарные знаки и т.п. обязательно должны сопровождаться словами «или эквивалент» (ч. 2 ст. 45);
- по согласованию с контролирующим органом предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком, если при повторном запросе котировок не подана ни одна котировочная заявка (ч. 8 ст. 46).
Федеральный закон № 257-ФЗ
Единственное внесенное данным законом изменение, которое вступило в силу с 1 января 2008 г., касается уточнения ч. 4.1 ст. 10 Закона.Итак, рассмотрев эти два закона, можно утверждать, что система размещения государственных и муниципальных заказов кардинально изменилась. Коррективы коснулись, в числе прочего, и принципиальных базовых подходов, на которых построена работа специалистов, отвечающих за закупки в госорганах. Тем не менее необходимо отметить, что наиболее значимые изменения в Закон были внесены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ. Подробному рассмотрению этого, бесспорно, революционного по сути нормативного акта мы посвятим следующую статью.
Источник: © Бюджет, 2008, № 3
Читайте также: