XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Версия для печати 2830 Материалы по теме

67-1.png
67-2.png

Усман Абдул-Азиевич РАССУХАНОВ, руководитель УФК по Чеченской Республике, доцент Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова, кандидат экономических наук

Алхозур Харонович ЦАКАЕВ, советник ректора Чеченского государственного университета, профессор РАНХиГС, доктор экономических наук

Сегодня развитие экономики субъектов РФ невозможно без своевременных и адекватных инвестиций в основной капитал. Рецессия в региональной экономике сдерживает рост налогового потенциала территорий, а дальнейшее наращивание государственных расходов на социальную сферу без поступательного увеличения доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, прежде всего налоговых, невозможно без дальнейшего роста налогового потенциала региона. Поэтому сейчас актуализируется разработка единого механизма роста (приращения) регионального налогового потенциала как основы формирования приоритетов при генерировании инвестиционных потоков в реальный сектор экономики субъектов Федерации и российской экономики в целом.

Как правило, во многих странах с развитыми моделями бюджетного федерализма термин «налоговый потенциал», или дословно «налогоспособность» (tах сарасitу), отождествляется с категорией «финансовый потенциал». Существует большое количество и отечественных научных публикаций, в которых подробно рассматривается содержание и место этого понятия в рамках налоговых отношений. 

Мы рассматриваем налоговый потенциал государства как его возможности по привлечению налоговых доходов в консолидированный бюджет страны. При этом налоговый потенциал региона трактуется как совокупность максимально возможных, рассчитанных из налогооблагаемых баз налоговых поступлений с территории субъекта РФ в консолидированный бюджет страны, которые могут быть получены по действующим (прогнозным) налоговым ставкам с учетом установленного порядка их начисления в сложившихся условиях хозяйствования региона.

Расчет налогового потенциала показал

Проведенный нами расчет налогового потенциала и удельной налоговой нагрузки в Российской Федерации за период 2012–2016 годов показал, что: во-первых, в 2014 году имело место снижение налогового потенциала страны на 7,5% и относительно быстрое его восстановление в 2016 году с последующим превышением уровня 2013 года на 2,2%; во-вторых, с одной стороны, рост налогового потенциала страны наблюдается с ростом удельной валовой добавленной стоимости, а с другой— сам рост налогового потенциала страны приводит к снижению показателей уровня налоговой нагрузки и удельной налоговой нагрузки.

Проведенный сравнительный анализ налоговых доходов регионов СКФО подтвердил сложившееся мнение о том, что налоговая ситуация каждого отдельного субъекта Федерации влияет на экономику страны в целом; налоговые доходы территорий помогают дать качественную оценку налоговой политике государства; количественная оценка налоговых доходов, а следовательно, и налогового потенциала зависит от площади территории и численности населения субъекта РФ. Кроме того, мы убедились в том, что платежеспособное население является участником бюджетного процесса и что численность населения субъекта РФ не всегда находится в прямой зависимости от площади территории. Между тем на рост регионального налогового потенциала влияет более широкий перечень внешних и внутренних факторов.

Определение приоритетов

Анализ угроз и возможностей развития промышленности Чеченской Республики по основным внешним факторам показал, что именно непосредственно влияет на объемы и формы инвестиций в основной капитал и, как следствие, на рост регионального экономического (включая и налоговый) потенциала. Анализ сильных и слабых сторон промышленности Чеченской Республики по основным внутренним факторам вселяет определенную надежду на рост регионального налогового потенциала в среднесрочной перспективе и подтверждает необходимость более детального анализа налогооблагаемых баз данного субъекта Федерации.

Проведенный нами авторский расчет налогового потенциала Чеченской Республики за 2013–2016 годы свидетельствует о положительной динамике его роста за последние четыре года: в 2013 году он составил 25,61 миллиарда рублей, в 2014 году — 30,23 миллиарда, в 2015 году — 30,31 миллиарда и в 2016 году — 36,48 миллиарда рублей.

Использование метода анализа иерархии (МАИ) для обеспечения дальнейшего роста налогового потенциала Чеченской Республики на ближайший среднесрочный и долгосрочный периоды (соответственно до 2020 и 2024 годов) позволило разложить процесс достижения этой цели (рост регионального налогового потенциала) на решение четырех конкретных задач. Последовательность определена на основе предварительной оценки их приоритетности:

1. увеличение базы начисления (налоговой базы) налога на прибыль организаций (операционной прибыли организаций) — приоритет составил 0,46;

2. увеличение базы начисления НДФЛ (среднемесячной заработной платы по видам экономической деятельности) — приоритет составил 0,26;

3. увеличение базы начисления налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (объема реализованной продукции), — приоритет составил 0,14;

4. увеличение базы начисления налога на имущество (стоимости основных производственных и непроизводственных фондов) — приоритет составил 0,14.

Полученная схема приоритетов факторов роста налогового потенциала Чеченской Республики методом анализа иерархии с использованием программного продукта MPRIORITY 1.0 имеет следующий вид:

1. обоснование выбора видов производств по каждому из семи кластеров региональной экономики, приоритет составил около 0,21;

2. дополнение принятых республиканских целевых программ, приоритет — около 0,17;

3. выработка предложений по коррекции федеральной целевой программы, приоритет — около 0,14;

4. разработка мер по развитию банковского сектора в регионе, приоритет — около 0,12;

5. разработка предложений по снижению уровня кредиторской и дебиторской задолженности предприятий в регионе, приоритет — около 0,10;

6. расчет нижних порогов уровня оплаты труда на среднесрочный и долгосрочный периоды, приоритет — свыше 0,09;

7. разработка программы вовлечения незанятого населения в надомный труд (неполную занятость), приоритет — свыше 0,07;

8. расчет налогооблагаемой базы по имущественным налогам, приоритет — свыше 0,06.

Территории опережающего развития

Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев 2 октября 2017 года на совещании с вице-премьерами, говоря о создании территорий опережающего развития в республиках Мордовия и Удмуртия, Ярославской и Саратовской областях, отметил: «Мы рассчитываем, что за счет создания таких территорий за десять лет в эти регионы удастся привлечь в общей сложности более 20 миллиардов рублей». Планируется создать порядка 6 тысяч рабочих мест. Поэтому мы считаем, что подключение и других субъектов РФ к этому механизму привлечения инвестиций в основной капитал своих регионов позволит обеспечить существенный рост регионального налогового потенциала.

Глава Чеченской Республики Р. А. Кадыров поручил обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Ножай-Юртовского муниципального района и других горных муниципальных районов региона. Во исполнение этого поручения Министерство экономического, территориального развития и торговли республики в сентябре 2017 года приняло решение о подготовке рекомендаций и проработанных, актуальных и экономически состоятельных предложений с участием научного и экспертного сообщества региона. Наиболее актуальными и действенными нам представляются следующие рекомендации: 

1. Ножай-Юртовский и другие муниципальные районы Чеченской Республики отличаются более высоким уровнем незанятого трудоизбыточного населения и неосвоенных территорий. В целях максимального использования этих факторов роста ВРП и реальных доходов населения необходимо рассмотреть вопрос о включении данных районов в число территорий опережающего социально-экономического развития Российской Федерации[1]. Это позволит получить федеральную поддержку в деле формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения горных муниципальных районов республики.

2. Необходимо в качестве пилотного проекта для Чеченской Республики рассмотреть и подготовить предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития в Ножай-Юртовском муниципальном районе.

3. По результатам первых пяти лет функционирования Ножай-Юртовского муниципального района в качестве территории опережающего социально-экономического развития следует рассматривать вопрос о подготовке предложения по включению и остальных горных районов Чеченской Республики в этот проект.

Совершенствование государственного регулирования

В условиях усиления международных санкций к России необходимо совершенствовать государственное регулирование роста регионального налогового потенциала в следующих направлениях:

усовершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства России, расширение фискальных полномочий региональных органов власти и налоговых органов;

увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ за счет закрепления части федеральных налогов на долгосрочной основе;

перемещение правовых полномочий по принятию экономических и хозяйственных решений, связанных с привлечением и размещением инвестиций, с федерального на региональный уровень;

внесение изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих распределение налогов, исчисленных налогоплательщиком — российской организацией, имеющей обособленные подразделения, пропорционально созданной этими подразделениями добавленной стоимости на территории региона;

повышение результативности используемых в регионах РФ механизмов стимулирующего воздействия для улучшения эффективности хозяйствования, способствующей расширению налоговой базы;

повышение уровня деловой активности населения, создание условий для развития и укрепления малого бизнеса преимущественно в сфере материального производства, с тем чтобы доходы от малого бизнеса стали одним из основных источников регионального бюджета;

обеспечение дальнейшего развития информационного взаимодействия региональных органов государственной власти для оценки регионального налогового потенциала.

Реализация этих неотложных мер будет способствовать росту налогового потенциала практически каждого субъекта РФ, а следовательно, реальному увеличению налоговых поступлений как в региональные бюджеты, так и в федеральный и местные и приведет к существенному приращению налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в целом. Таким образом, государственное регулирование роста регионального налогового потенциала позволит существенно повысить эффективность фискального и всего экономического механизма в субъектах РФ. Для регионов России с избыточными трудовыми ресурсами приоритетным видится государственное регулирование роста регионального налогового потенциала на основе приоритизации направлений инвестиционной деятельности, включая по созданию территорий опережающего развития.


[1] В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473‑ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

 






Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно