Ярослав Владимирович СЕМЁНОВ, председатель Правительства Удмуртской Республики
Прошлый год для республики был знаменателен существенными кадровыми перестановками в правительстве. Текущий объявлен в Удмуртии Годом дорог: дорожная отрасль республики проходит перезагрузку. К работе в этой сфере в регионе выработан принципиально новый подход.
Жесткий отбор
В течение 2017 года главой региона сформирована новая команда Правительства Удмуртии, в которую вошли профессионалы как из нашей республики, так и из других регионов России. Замещение многих ведущих вакансий в правительственных структурах прошло на конкурсной основе.
При формировании структуры республиканского правительства использовался опыт успешных регионов. Отбор кандидатов осуществлялся в первую очередь с позиции принципа эффективности — мы учитывали не то, откуда к нам пришел будущий руководитель министерства, зампред правительства или руководитель агентства, а профессиональные качества и опыт, которыми он обладает. Важно и то, насколько он готов к серьезным вызовам. А те цели, которые определила новая команда главы республики, это, безусловно, очень серьезный вызов. В правительстве должны работать лучшие. Ни о каких квотах, ни о каких пропорциях «свои — не свои» речь не шла.
С 1 января 2018 года правительство начало работать новым составом и с новой структурой. Некоторые министерства и ведомства были объединены из-за того, что их функции переплетались или дублировались, а это приводило к низкой эффективности, прежде всего во взаимодействии с федеральными министерствами. Мы же поставили перед собой задачу выстроить такую схему общения, при которой федеральное правительство знало своих коллег в регионе. Поэтому все кандидатуры новых и ранее назначенных министров прошли многоуровневый отбор.
Ключевым элементом отбора стали собеседования с федеральными министрами. И один из его этапов — комиссия в Москве, которую возглавил А. Г. Комиссаров, проректор президентской академии РАНХиГС и директор Высшей школы государственного управления при РАНХиГС. Это тот самый человек, который ведет сейчас проект по кадровому резерву. Главная его задача — подготовка губернаторского корпуса. Также в комиссию вошли: С. В. Чупшева, руководитель Агентства стратегических инициатив, А. В. Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково», который восемь лет был заместителем министра экономики РФ, и российский предприниматель В. Г. Дымов. Интервьюирование на комиссии было очень жестким. Хочу отметить, что в таком подходе к формированию Кабинета министров мы стали пилотным регионом.
Далее кандидаты на разные должности в правительстве получали конкретные задания. Сразу скажу, что справились не все. Работа проводилась огромная. Подход к отбору кандидатов исключал эмоциональную составляющую («нравится — не нравится»). Была задействована профессиональная команда хедхантеров, они оценивали и проводили собеседования, во время которых применяли множество приемов — от анализ почерка до очень глубоких интервью.
Из республиканских министров в новой структуре правительства свои посты сохранили трое — глава Минфина С. П. Евдокимов, министр культуры В. М. Соловьев и министр национальной политики Л. Н. Буранова. Остаются на своих должностях и руководители агентств печати и массовых коммуникаций, государственной охраны культурного наследия, комитетов по делам архивов и по делам ЗАГС, а также Главного управления ветеринарии и Управления по обеспечению деятельности мировых судей.
При этом карьерный рост произошел у многих профессионалов из республиканского кадрового состава. Министрами стали трое бывших замов — Минимущества, Миндортранса и Минэкономики. Минобрнауки возглавила директор Сарапульского педагогического колледжа С. М. Болотникова, Минспорта — руководитель общественной организации «Автомобильный клуб “Вирсавия”», известная гонщица Н. В. Гольцова, Министерство соцполитики и труда — глава Игринского района Т. Ю. Чуракова, Министерство информатизации и связи — один из руководителей ООО «Директум» Т. Р. Меджитов. С 1 февраля закрыта вакансия министра сельского хозяйства и продовольствия, ее заняла гендиректор агрокомплекса «Бабинский» О. В. Абрамова.
Сегодня у команды Удмуртии есть четкое понимание, куда и как следует двигаться, за счет чего можно преодолеть серьезные испытания на новом этапе развития республики.
Год дорог
Дорожная отрасль республики прошла в этом году перезагрузку. И дело не только в том, что сменилась команда, — мы выработали принципиально новый подход к работе. Главный вызов для нас состоял в том, чтобы преодолеть накопившееся отставание по ремонтам существующей автодорожной сети и при этом двигаться вперед, изучая рынок современных технологий, разрабатывая и продвигая перспективные дорожные проекты. Проекты, которые позволят встроить инфраструктуру Удмуртии в общероссийскую дорожную систему, превратят ее в эффективный элемент механизма товародвижения.
Если говорить о первой задаче, то сложнее всего ситуация обстоит с дорогами местного значения: из более чем 11 тысяч километров нормативу соответствует лишь 30,5%. А между тем именно этими дорогами чаще всего пользуются жители республики в своей повседневной жизни.
На начало года было 87 населенных пунктов, которые в период весенней и осенней распутицы оставались полностью отрезанными от дорог с твердым покрытием. К ним не могли проехать автомобили экстренных служб — пожарные, скорая помощь. Сегодня благодаря проведенной работе непроезжей осталась 61 дорога из этого перечня.
Но хотя мы и сделали огромный шаг вперед, это по-прежнему слишком большая цифра для современной и экономически цельной Удмуртии. И в этом году перед правительством республики стоит задача максимально ликвидировать проблему непроезжих дорог.
Важность задачи по приведению в нормативное состояние местных дорог в России осознают на самом высоком уровне. На ее решение направлен приоритетный национальный проект Минтранса России «Безопасные и качественные дороги», активным участником которого является и Удмуртия. В рамках реализации данного проекта в Удмуртии в 2017 году выполнены работы на 68 объектах, в том числе 56 объектах ремонта, в нормативное состояние приведено 146 километров дорог Ижевской агломерации, а также проведены мероприятия, направленные на снижение аварийности: установлен светофорный объект, освещение, шумовые полосы и пешеходные ограждения.
Минтранс России заявил, что успешная реализация проекта дает регионам возможность рассчитывать на увеличение федеральных средств. А значит, цель работы нашего республиканского проектного офиса — показать лучший результат.
Пока же на 2018 год финансирование проекта предусмотрено в сумме 1,46 миллиарда рублей, что почти на 17% больше, чем в прошлом году. Поэтому на предстоящий дорожный сезон сформированы масштабные планы. К концу года в Ижевской агломерации должно быть отремонтировано 109,7 километра автомобильных дорог регионального и местного значения.
Не останутся без внимания и селяне. В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в Удмуртии вот уже семь лет строятся дороги до сельских населенных пунктов. В 2017 году дорог с твердым покрытием общей протяженностью 40,6 километра дождались жители 14 деревень. В ближайших планах строительство семи новых дорог, также имеются готовые проекты еще на десяток объектов.
Кстати, проектирование — это яркий пример новой организации работы регионального Миндортранса. Был сделан акцент на повышении эффективности проектных решений и хозяйском подходе. Проведена очень серьезная работа по пересмотру существующих проектов по строительству и реконструкции 11 автомобильных дорог, благодаря чему первоначальная стоимость работ сократилась на 133,83 миллиона рублей. К тому же мы рассматриваем варианты уменьшения бюджета на дорожные работы за счет применения местных материалов, в частности камского дробленого гравия. Уже построено несколько экспериментальных участков, и за их эксплуатацией будет вестись наблюдение. Если результаты окажутся положительными, этот опыт будет применяться на дорогах с невысокой интенсивностью движения.
Большая беда для любого региона — бесхозяйные дороги до садоводческих некоммерческих товариществ. С одной стороны, жители ими активно пользуются, с другой — закон не позволяет направить на них бюджетные средства. Но в Удмуртии выработан алгоритм решения этой проблемы — мы принимаем такие дороги на баланс соответствующего муниципалитета, а потом успешно их ремонтируем. В 2017 году таким образом благоустроенными проездами был обеспечен 21 садовый массив. В текущем году эта работа будет продолжена.
Отдельно хочу сказать о состоянии мостов в регионе — это еще один очаг напряженности в дорожной отрасли. 12 искусственных сооружений на дорогах регионального значения находятся в крайне изношенном, предаварийном состоянии и требуют безотлагательной реконструкции. Но и здесь существуют рабочие механизмы поэтапного решения проблемы.
По соглашению с Москвой на ремонт и реконструкцию мостов можно получить федеральные средства, собранные системой взимания платы с большегрузов «Платон». В 2017 году на реконструкцию одного и ремонт трех мостов из федерального бюджета республике было выделено 266,4 миллиона рублей. Вклад региона при этом составил всего 30 миллионов рублей. В результате в 2017 году выполнен ремонт трех мостов общей протяженностью 530,7 погонного метра, а также завершен первый этап реконструкции моста через реку Чепца в Балезинском районе. Считаю, что нам и дальше необходимо развивать это направление взаимодействия с Росавтодором.
В перспективе
Если же говорить о будущем отрасли, то его основы мы закладываем уже сейчас. На наших глазах происходит формирование новой концепции развития дорожной инфраструктуры страны, и Удмуртия должна интегрироваться в этот процесс.
Планы по развитию транспортной инфраструктуры Удмуртской Республики преследуют не только узколокальную цель — повышение качества покрытия региональных трасс, но и общегосударственную — повышение вклада дорожного хозяйства в устойчивый экономический рост российской экономики в целом.
Так, стратегия развития дорожного хозяйства Российской Федерации до 2030 года предусматривает усиление хордовых связей между основными транспортными коридорами, и именно по дорогам Удмуртии может пройти трасса, напрямую соединяющая направления Москва — Казань — Уфа и Санкт-Петербург — Вологда — Киров — Екатеринбург. Для этого мы должны сами проявить инициативу и провести ряд подготовительных мероприятий.
Для укрепления транспортных связей республики с Камским инновационным территориально-производственным кластером и обеспечения безопасной кросс-региональной маятниковой трудовой миграции высококвалифицированной рабочей силы необходимо развивать направление Ижевск — Алнаши, с реконструкцией до I технической категории федеральной трассы, а также строительством нового участка автодороги Малая Пурга — Сарапул.
Эти мероприятия позволят нам решить и другую актуальную проблему — приведение автомобильного трафика на мост через Каму у города Камбарки. Есть и другие амбициозные проекты в дорожной отрасли, в том числе основанные на принципах государственно-частного партнерства.
Другой важнейший для нас вектор развития — это применение современных технологий и материалов. На дорогах регионального значения освоена и активно используется технология холодного ресайклинга, позволяющая существенно увеличить срок службы дороги. Будем рассматривать возможность ее применения в городских условиях.
Кроме того, мы изучаем опыт соседних регионов и заботимся о повышении квалификации местных дорожников. Как раз на решение последней задачи направлено соглашение с Российским университетом транспорта, которое было подписано в октябре прошлого года на международной выставке «Дорога Экспо» в Москве. В рамках соглашения предполагается организовать систему подготовки и переподготовки специалистов-транспортников высшей квалификации, осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность для снижения затрат на строительство и эксплуатацию объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, а также создать научно-исследовательский кластер по разработке эффективных транспортных систем.