Анатолий Иванович СТРОКОВ, заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики
Актуализация кадастровой оценки объектов недвижимости, оптимизация деятельности органов госвласти, повышение эффективности бюджетных расходов и даже создание банка данных частных и общественных инициатив в области финансовой грамотности — необходимые меры для получения дополнительных бюджетных резервов, и потому входят в число приоритетных задач Правительства Удмуртии.
Управление имущественным комплексом
Объем поступлений от земельных (имущественных) налогов и неналоговых платежей в консолидированный бюджет республики напрямую связан с кадастровой оценкой объектов недвижимости, в том числе земельных участков. Поэтому актуализация кадастровой оценки объектов недвижимости — важная задача, стоящая перед правительством республики. В этой связи необходимо в установленный федеральным законодательством переходный период начиная с 2018 года провести государственную кадастровую оценку объектов капитального строительства и земель, максимально устранив ситуации, связанные с оспариванием кадастровой оценки по рыночной стоимости, создав всем гражданам и субъектам предпринимательской деятельности справедливые и равные условия для налогообложения.
Справедливости ради отмечу, что кадастровая стоимость объектов недвижимости и земельных участков в населенных пунктах региона на протяжении 2015–2017 годов снижалась. Связано это прежде всего с массовым оспариванием результатов кадастровой оценки, установленной на рыночном уровне, гражданами и юридическими лицами в городах Ижевске, Воткинске, Глазове, Сарапуле и в Завьяловском районе.
По информации регионального Министерства имущественных отношений, в 2016 году в результате оспаривания в судах снижена кадастровая стоимость 164 земельных участков в среднем на 60% (с 9,93 до 3,99 миллиарда рублей). Комиссией по оспариванию результатов кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по региону (далее — комиссия) снижена кадастровая стоимость более чем 500 земельных участков категории земель населенных пунктов и земель промышленности в среднем на 40% (с 48,47 до 29,98 миллиарда рублей). В 2017 году оспорена кадастровая стоимость 606 земельных участков, в том числе в комиссии — 521 участка, в судах — 85 участков. В прошлом году общее снижение кадастровой стоимости зафиксировано на уровне 56,3% — с 15,56 до 8,77 миллиарда рублей.
Мы понимаем, что данный вопрос крайне важен как для граждан, юридических лиц, так и для органов госвласти республики, органов МСУ. И задача Правительства Удмуртии — нивелировать ошибки в определении кадастровой стоимости, сделать ее справедливой, обоснованной, привести в соответствие с методикой, установленной Минэкономразвития России.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Закон от 3 июля 2016 года № 237‑ФЗ «О государственной кадастровой оценке». В соответствии с поправками государственная кадастровая оценка проводится специально созданными в субъекте РФ бюджетными учреждениями. В Удмуртии это Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества.
Поскольку процедура разъяснения результатов государственной кадастровой оценки предусмотрена законодательством, то данные организации помимо кадастровой оценки также предоставляют разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Кроме того, по заявлению заинтересованных лиц они вправе самостоятельно исправлять технические и методологические ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости. Таким образом, правообладатели избавляются от необходимости обращаться в специально созданную комиссию при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике или в суд.
Этапы проведения государственной кадастровой оценки установлены в федеральном законе. Это строго регламентированный, последовательный процесс, который уже начался в 2018 году в отношении 483,1 тысячи объектов.
В связи с наличием значительного объема социальных гарантий (а данные обязательства субъект обязан исполнять в полном объеме) необходимо изыскивать дополнительные бюджетные резервы. В настоящее время разработан целый комплекс таких мероприятий. Одно из них — проведение инвентаризации имущественного комплекса республики с целью осуществления дальнейших оптимизационных процедур. В частности, в ходе данной работы уже приняты решения об оптимизации органов государственной власти субъекта, количество которых с 1 января 2018 года сократилось на восемь.
В соответствии с указом главы региона от 9 октября 2017 года № 338 «О мерах по формированию отдельных исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики» проведена реорганизация:
Министерства здравоохранения путем присоединения к нему Управления по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности при правительстве республики;
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды путем присоединения к нему Министерства лесного хозяйства;
Министерства социальной, семейной и демографической политики путем присоединения к нему Министерства труда и миграционной политики;
Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики путем присоединения к нему Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов;
Министерства экономики путем присоединения к нему Агентства инвестиционного развития;
Главного управления по государственному надзору путем присоединения к нему Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов и Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.
Постоянное представительство главы республики при Президенте РФ в настоящее время ликвидируется.
По состоянию на 1 января 2018 года в региональном реестре государственного имущества насчитывается 494 госучреждения. Расходы данных организаций напрямую увязаны с объемом расходных обязательств Удмуртии. Вследствие чего логичными являются не столько действия по сокращению численности государственных гражданских служащих, так как сокращение ставок не самоцель, сколько структурные и качественные преобразования в составе имущественного комплекса региона. В некоторых случаях целесообразно объединение учреждений с целью жесткой централизации, установления единого правового пространства, единообразных подходов в вопросах оказания госуслуг для всех категорий граждан. Поэтому в 2018 году необходимо завершить мероприятия по реорганизации АУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Удмуртской Республики» путем присоединения к нему имущественных комплексов 26 МФЦ, принятых в собственность субъекта в целях повышения качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг.
Также в настоящее время продолжается инвентаризация и в отношении унитарных предприятий и хозяйственных обществ, принадлежащих республике и ее муниципальным образованиям. У нас уже есть понимание, что необходимо подвергать приватизации, ведь это не только оптимизационное мероприятие, но и механизм привлечения инвестиций в республику.
Аудит министерств и муниципальных образований
Одним из первых механизмов, примененных новой командой правительства республики в целях повышения эффективности бюджетных расходов, стал перевод на казначейское сопровождение государственных контрактов, которые заключаются от имени Удмуртской Республики, в двух отраслях — автодорожном строительстве и здравоохранении. Это было сделано еще в июле прошлого года. С 1 января 2018 года мы перевели на казначейское сопровождение все госконтракты стоимостью от одного миллиона рублей. Под контроль Министерства финансов республики взяты закупочный центр и площадка для торгов. Решается вопрос о централизации закупок в образовании и здравоохранении. Полностью оправдывает себя механизм предварительного контроля закупок.
Следующий механизм, на который мы возлагаем большие надежды, — аудит министерств и муниципальных образований на предмет эффективности организации работы и использования бюджетных средств. Руководить этим процессом будут специалисты Минфина республики с привлечением коллег из отраслевых министерств. Планируется проанализировать работу администраций муниципальных образований и их подведомственных учреждений, предоставляемые ими услуги, заработанные ими средства, количество муниципальных служащих и затраты бюджета на их содержание. Мы будем смотреть, чем занимаются люди на рабочих местах, сколько времени занимает предоставление услуг, количественный состав. Результаты такого анализа в дальнейшем будут использованы при формировании проекта бюджета республики и местных бюджетов, а также при нормировании отдельных направлений расходов муниципальных образований и министерств.
Помимо этого, мы начинаем мониторить подведомственные учреждения республиканских министерств, в частности здравоохранения, образования и науки, культуры и спорта. По итогам будут предприняты шаги по объединению учреждений. Опыт других субъектов показывает, что данная мера дает хороший результат. Когда мы находим учреждение с эффективным менеджментом и к нему присоединяем слабые, весь комплекс в целом со временем начинает работать как часы.
Финансовая грамотность
В рамках повышения финансовой грамотности населения республики в настоящее время мы работаем с Минфином России, готовим к подписанию соглашение о сотрудничестве с Банком России. По инициативе главы республики А. В. Бречалова Удмуртия включена в реализацию пилотного проекта Банка России «Каталог частных и общественных инициатив в области финансовой грамотности». В рамках пилота планируется создать банк данных частных и общественных инициатив в области финансовой грамотности, что в дальнейшем позволит сформировать сборник лучших практик страны, масштабировать наиболее удачные, обмениваться опытом между инициаторами из разных регионов России.
В ноябре — декабре прошлого года в республике был апробирован механизм сбора и оценки инициатив по повышению финансовой грамотности населения и сформирован реестр частных и общественных инициатив — для обмена опытом и поддержки лучших практик. В республиканский реестр вошло 35 инициатив из сферы управления личными финансами, авторские программы по основам финансовой грамотности для учащихся образовательных учреждений, работающей молодежи, предпринимателей, взрослого населения республики, в том числе пенсионеров. Все они направлены в Банк России на рассмотрение экспертного совета. Реализация этого проекта вкупе со связанными с ним мероприятиями, я надеюсь, будет способствовать повышению финансовой грамотности населения Удмуртии и Российской Федерации в целом.
Перспективы данной работы неоднократно обсуждались в правительстве республики. Приняты решения о создании регионального центра финансовой грамотности населения и координационного совета с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления, кредитных и других финансовых организаций, представителей некоммерческих общественных организаций и бизнес-структур, который будет осуществлять общее руководство действиями участников реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности в республике. В настоящее время проводятся организационные мероприятия и разработка соответствующих правовых актов.