Станислав Петрович Евдокимов, министр финансов Удмуртской Республики
В Удмуртии введены новые условия формирования параметров бюджета региона, на уровне Минфина республики объединены полномочия по предварительному, текущему и последующему контролю. Какие результаты принесли эти новации?
В 2017 году в Удмуртии произошла полная перезагрузка бюджетного процесса, как этапа его формирования, так и исполнения. В части организации исполнения бюджета наряду с традиционными мерами обеспечения текущей сбалансированности и ликвидности оперативно были подключены инструменты антикризисного управления бюджетом. Реализованы мероприятия по оздоровлению государственных финансов республики. В новый формат переведена долговая политика.
Указанные меры дали положительный результат. Впервые за девять лет республика не просто остановила рост госдолга, но даже снизила его на 33,5 миллиона рублей. На 1 января 2018 года государственный долг составил 48,94 миллиарда рублей. Это 94% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Бюджетный эффект от финансового оздоровления в 2017 году составил 3,34 миллиарда рублей. По доходам бюджет субъекта исполнен в сумме 67,69 миллиарда рублей, с темпом роста 107% к уровню 2016 года. Налоговых и неналоговых доходов поступило 52,98 миллиарда рублей, с ростом 102% к уровню 2016 года. Расходы бюджета составили 67,26 миллиарда рублей, это 96% от уровня 2016 года. Бюджет за 2017 год исполнен с профицитом 429 миллионов рублей. Инструменты перезагрузки бюджетного процесса нашли свое отражение и в подходах к формированию параметров бюджета республики на 2018 год.
Реестр расходных обязательств
В связи с тем что с 2018 года распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ увязывается с результатами инвентаризации расходных полномочий органов госвласти субъектов и МСУ, возросла роль реестров расходных обязательств. Они стали основой для расчета Минфином России модельных бюджетов регионов.
Реестр расходных обязательств как новый инструмент в Удмуртии был внедрен в 2006 году. Форму мы разрабатывали с максимальной детализацией, по аналогии с формой реестра расходных обязательств Российской Федерации для сбора информации в него с федеральных министерств. При этом форма реестра для регионов и муниципальных образований с целью предоставления их в Минфин России чуть позже была утверждена в другом (сокращенном) виде. Многие субъекты РФ утвердили форму регионального реестра, повторив федеральную, но у себя в республике мы приняли решение о сохранении сбора информации с министерств и ведомств в расширенной форме реестра. Единственное, над чем пришлось потрудиться, — это доработать программные комплексы по сбору реестра расходных обязательств с министерств и ведомств и по сдаче сводного реестра в Минфин России с возможностью выгрузки требуемого формата предоставления информации.
В свете новых задач, которые должен решать реестр расходных обязательств, мы видим, что, сохранив его расширенную форму, поступили правильно. Ведение реестра с максимальной детализацией в разрезе кодов классификации расходов помогло консолидировать расходные обязательства по группам полномочий в дополнительной аналитике, запрошенной Минфином России в 2017 году.
С реестрами муниципальных образований (они ведут реестры по форме, установленной Минфином России) ситуация оказалась сложнее — пришлось запрашивать необходимую информацию. Поэтому положительный опыт формирования реестра расходных обязательств с максимальной детализацией будем внедрять и на муниципальном уровне. Это позволит оценить расходы местных бюджетов с точки зрения правильности их отнесения к группам полномочий.
Внутренний контроль в одних руках
Одна из ключевых задач исполнения региональных бюджетов в условиях дефицита финансовых ресурсов — обеспечить не только целевое назначение, но и эффективное использование бюджетных средств. Поэтому финансовый контроль за исполнением бюджета входит в число приоритетов современной бюджетной политики, в том числе и в нашей республике.
Исходя из этого, главным направлением деятельности ревизионных служб является предотвращение неэффективного расходования средств бюджета, предоставление самой актуальной и достоверной информации об объекте контроля, об экономическом эффекте, который достигнут от каждого потраченного бюджетного рубля. Результаты проверок должны не просто констатировать факты выявленных нарушений, а формировать предложения по проблемным ситуациям и в конечном итоге исключить возможность возникновения аналогичных правонарушений в дальнейшем.
Решению этой задачи способствует новый подход к планированию контрольной деятельности, в первую очередь это риск-ориентированный подход. Особого внимания требуют денежные потоки, направляемые из бюджета на поддержку коммерческих организаций. Приведу конкретный пример такой работы. В республике реализуются мероприятия по достижению производства одного миллиона тонн молока в год. В рамках этих мероприятий сельхозтоваропроизводители республики, модернизирующие свою производственную базу в животноводстве, с 2016 года получают существенную поддержку из бюджета региона в виде субсидий на возмещение произведенных затрат. Количество предприятий, получающих такую поддержку, и объем средств, выделяемый из бюджета, ежегодно растут.
Санкционирование расходов по предоставлению субсидий на возмещение понесенных затрат подразумевает фактическую проверку наличия документов, подтверждающих понесенные получателями затраты. Однако по итогам проверки с выездом к получателям субсидий ревизорами установлены факты, что реально выполненные работы (по оценке экспертов) в отдельных случаях до 70% меньше, чем документально оформленные затраты, а фактическая производственная мощность помещений ниже заявленной до двух раз. Выявлен случай, когда по документам модернизированное животноводческое помещение, затраты на которое субсидированы из бюджета, в реальности продано собственником без каких-либо капитальных вложений.
Всего в 2017 году мы проверили 16 хозяйств, получивших субсидии на сумму 269,6 миллиона рублей, из них два хозяйства использовали средства с нарушениями. А это 151,4 миллиона рублей. Информация по итогам проверок передана в правоохранительные органы. Поданы иски на возмещение ущерба, причиненного бюджету, на сумму 105,5 миллиона рублей, по остальной сумме ведется подготовка документов в суд.
Результатом проверки стала корректировка положения о предоставлении субсидии. Введено новое, дополнительное требование — перед предоставлением субсидии распорядитель проверяет документальное подтверждение фактически понесенных затрат и, что самое главное, проводит контрольные обмеры выполненных работ с подтверждением заявленной мощности. При санкционировании оплаты мы будем проверять наличие документов, подтверждающих проведение указанных обмеров и затрат. Сделано это для создания таких условий расходования бюджетных средств, при которых возможность совершения нарушений и неэффективных расходов сведется к минимуму.
С прошлого года особое внимание мы уделяем закупкам, по которым имеется значительное снижение цены контракта по результатам конкурсных процедур. В целях обеспечения поставки товаров надлежащего качества сотрудники Минфина Удмуртии участвуют в выборочной приемке материальных ценностей. Проверки гарантируют добросовестное исполнение условий контракта поставщиком и заказчиком. В настоящее время контролируются поставки в учреждениях здравоохранения.
Большие возможности по предупреждению финансовых нарушений дают полномочия, которые закреплены за финансовыми органами законодательством о закупках. С 2017 года сотрудники финорганов всей республики проверяют и фиксируют в единой информационной системе наличие финансового обеспечения проводимых заказчиками закупок. Министерство финансов для проведения такого контроля использует региональную информационную систему, что существенно повышает качество контроля и сокращает трудозатраты на его проведение. На текущий момент мы полностью готовы к ведению «блокирующего» контроля за финансово необеспеченными закупками без ущерба деятельности заказчиков.
Казначейское сопровождение
По поручению главы республики внедрен механизм казначейского сопровождения госконтрактов, контрактов (договоров), а также контрактов, договоров и соглашений, заключенных в рамках их исполнения. В 2017 году на казначейское сопровождение было переведено два республиканских министерства — здравоохранения и транспорта и дорожного хозяйства, а также их подведомственные учреждения, а с 1 января 2018 года — все госзаказчики и госучреждения республики, заключающие госконтракты, контракты (договоры).
Одним из этапов механизма казначейского сопровождения является согласование предварительных заявок на осуществление закупок при использовании заказчиками конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). На данном этапе сотрудники республиканского казначейства проверяют обоснованность проводимых для нужд заказчиков закупок, наличие избыточных свойств у планируемых к закупке товаров. Чтобы предотвратить закупки по завышенным ценам, проверяется обоснование начальной (максимальной) цены контрактов и аффилированность фирм, коммерческие предложения которых легли в основу обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Неэффективные закупки отменяются. Например, закупки в рамках региональных госпрограмм. При проверке признана необоснованной и отменена закупка легкового автомобиля на сумму 451,4 тысячи рублей по госпрограмме «Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике», так как она проводилась для осуществления в течение года 15 выездов в муниципальные образования республики с целью оказания практической и методической помощи.
Посредством проведения анализа цен на рынке по закупаемым для нужд республики товарам и работам и на основе средней цены, сложившейся по аналогичной группе товаров (работ, услуг), мы снижаем начальную (максимальную) цену контракта. Эффект от проведения всех этих мероприятий по итогам 2017 года составил 203 миллиона рублей. В рамках казначейского сопровождения сотрудники Минфина провели экспертизу 516 контрактов, в том числе на оказание услуг по обеспечению оздоровления детей, приобретению лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, установке дорожных знаков, выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Еще одним новым направлением работы является казначейское сопровождение средств бюджета региона. В частности, субсидии юрлицам, предоставляемые на основании соглашений, перечисляются на счета, открытые в Минфине Удмуртии. Таким образом, финансирование производится только в момент, когда в таких расходах появляется реальная потребность. Дополнительно это повышает ликвидность счета бюджета. Расходы с таких счетов санкционируются. Это позволяет провести проверку их целевого использования на предварительном этапе.
В 2017 году 14 субсидий из бюджета республики предоставлялись на условиях казначейского сопровождения. К примеру, субсидии Гарантийному фонду содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства республики и региональному Центру инвестиционного развития. В результате все расходы санкционировались, а ежедневная ликвидность счетов Министерства финансов повышалась на 30 миллионов рублей.
Федеральное казначейство оценило уровень проводимого в республике внутреннего госфинконтроля как высокий. По итогам 2016 года мы вошли в число 17 субъектов, в которых нарушения (недостатки) не выявлены.
Контроль за госзакупками
Еще один важный момент. С 1 сентября 2017 года Минфин республики наделен полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта, полномочиями по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Таким образом, работу над тем, какие товары, работы, услуги закупают заказчики республики, за какую цену и для достижения каких результатов, можно систематизировать и управлять уже не только процессом закупки, но и рисками.
С 1 января 2018 года функции уполномоченного учреждения по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов в электронной форме для заказчиков региона в соответствии с законом о контрактной системе закреплены за подведомственным Министерству финансов казенным учреждением «Региональный центр закупок Удмуртской Республики». Новые полномочия позволят оптимизировать процесс контроля за обоснованием и обоснованностью проводимых заказчиками закупок, так как на этапе подготовки документации о закупке специалисты уполномоченного учреждения выявляют нарушения, которые в силу объективных причин невозможно выявить на этапе планирования закупки.
Таким образом, в Министерстве финансов в настоящее время сосредоточен в одних руках контроль за всем процессом закупок — начиная от контроля планирования закупок заказчиками, процесса определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уполномоченным учреждением и заканчивая контролем исполнения контрактов.
В планах на 2018 год стоит задача доработать имеющийся ПК «Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики», в частности ввести модуль «Малые закупки». Данная система, будучи единым информационным пространством взаимодействия заказчиков и поставщиков малых закупок, позволит повысить прозрачность, подконтрольность и подотчетность закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В дальнейшем планируем упорядочить и закупки заказчиков республики по Закону № 223‑ФЗ, сделать их более открытыми и эффективными, осуществлять контроль за их проведением.