В Федеральном казначействе прошло общее собрание Союза финансистов России в формате видеоконференции с руководителями финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и территориальных органов Казначейства России.
редседатель Совета Союза финансистов России, депутат Государственной думы РФ Н. С. Максимова отметила, что традиция проведения отчетного собрания СФР в формате видеоконференции хорошо себя зарекомендовала. Она предоставляет возможность большому количеству людей участвовать в мероприятии. Так, в видеоконференции, прошедшей 30 марта текущего года, участвовало 700 человек.
Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин подчеркнул большую значимость работы, проводимой Союзом финансистов России. «Для казначейства Союз является площадкой, на которой мы можем обсуждать самые актуальные и проблемные вопросы, озвучиваемые финансистами регионов и муниципалитетов, — подчеркнул Артюхин. — Такая совместная работа помогает нам найти те решения, которые потом транслируются на уровень Минфина России и Государственной думы». В качестве яркого примера совместной работы он привел решение об увеличении срока предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) с 50 до 90 дней.
В конференции также приняли участие заместители руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов, С. Е. Прокофьев.
Информация о трансфертах
Директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России Т. В. Саакян обратила внимание участников совещания на нормативные правовые акты, положения которых вступили в силу с января 2018 года. Так, Федеральный закон от 14 ноября 2017 года № 315‑ФЗ содержит требование о том, что финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке направляет финансовому органу публично-правового образования (органу управления государственным внебюджетным фондом), бюджету которого выделяются межбюджетные трансферты, уведомления о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, по форме, установленной Министерством финансов РФ. Форма уведомления утверждена приказом Минфина России от 29 ноября 2017 года № 213н.
«Данная форма уведомления помогает получать оперативную информацию, поскольку ее доведение до финансовых органов осуществляется в электронном виде, — отметила Саакян. — Уведомление является основанием для внесения изменений в сводно-бюджетную роспись». Спикер напомнила, что субъекты РФ обязаны утвердить порядок, аналогичный закрепленному в приказе № 213н, в соответствии с которым они предоставляют информацию о межбюджетных трансфертах финансовым органам муниципалитетов, расположенным на их территории. Форма уведомления, утвержденная названным приказом, общая для всех.
Налоговые льготы с разрешения
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России В. А. Прокаев рассказал, что в соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрена поэтапная отмена действующих налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, и передача соответствующих полномочий на уровень субъектов РФ и муниципалитетов. Это так называемое правило «двух ключей» для принятия тех или иных налоговых послаблений по региональным и местным налогам. Так, с 1 января 2018 года статья 381.1 Налогового кодекса дополнена пунктом 2. Согласно новой норме субъекты РФ получили право самостоятельно принимать решения о предоставлении на своей территории льгот по налогу на имущество организаций (вплоть до полного освобождения) в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования.
«При обсуждении данной нормы мы встретили сопротивление бизнеса и регионов», — отметил Прокаев. В итоге на 2018 год установлен компромисс: если региональным законом льготы в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Налогового кодекса, не установлены, то налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в текущем году 1,1%.
Для повышения качества прогнозирования доходов региональных и местных бюджетов, информационного обеспечения деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципалитетов были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 12 августа 2004 года № 410. В соответствии с ними территориальные органы ФНС России предоставляют в финансовые органы субъектов РФ и местных администраций обобщенную информацию об объемах выпадающих доходов в связи с установленными льготами по региональным и местным налогам, а также о количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся своим правом на такие льготы. По мнению Прокаева, данный шаг позволит решить проблему, которую уже давно озвучивают финансисты, а именно отсутствие информации о последствиях действующих льгот.
Невыполнение соглашений
Директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России Л. А. Ерошкина рассказала об итогах выполнения условий соглашений, заключенных между Минфином России и субъектами РФ. По предварительным данным, за прошедший год в списке не выполнивших условия соглашений (не выполнили план по темпу роста налоговых и неналоговых доходов и т. д.) числятся 12 регионов. Эта цифра может измениться, поскольку данные о некоторых экономических показателях, например объеме инвестиций в основной капитал, численности работников малого и среднего бизнеса, среднегодовой численности занятых в экономике, которые также включены в условия соглашений, будут сформированы позже. В этой связи итоговую информацию о том, к кому именно будет применяться процедура наказания, а именно сокращение объема дотации на 2018 год на 5%, финансовое ведомство озвучит предположительно в начале июня. Директор департамента напомнила, что соглашениями предусмотрены и так называемые смягчающие нормы. Так, для регионов, где произошла смена должностного лица, финансовое наказание в виде сокращения объема дотации на выравнивание применяться не будет.
Второе соглашение, которое Минфин России заключал с субъектами РФ, связано с условиями реструктуризации бюджетных кредитов. По данным, озвученным спикером, девять регионов не выполнили условия этого соглашения. «В основном регионами нарушены показатели по предельным размерам государственного долга в целом, рыночного долга и дефицита бюджета», — отметила Ерошкина. Также она сообщила о намерениях Минфина России направить информацию, свидетельствующую о нарушении соглашения, в Федеральное казначейство для проведения соответствующих проверок.
Но, как и в случае с первым соглашением, здесь действует смягчающее обстоятельство — смена высшего должностного лица субъекта РФ. К тем регионам, у которых отсутствуют уважительные причины, будут применены санкции — досрочный возврат части бюджетных кредитов. Кроме того, один из регионов — Республика Мордовия — переводится с 2018 года на особый порядок санкционирования расходов Федеральным казначейством. То есть теперь казначейство будет непосредственно контролировать расходы республики, следить за их соответствием принятым бюджетным обязательствам. Данная мера связана с тем, что уровень госдолга Мордовии значительно превысил 140%.
Кроме того, начиная с 2018 года Минфин России будет ежегодно отслеживать, по каким ставкам российские регионы привлекают рыночные заимствования. Ерошкина напомнила, что субъектам разрешено кредитоваться по ставке, равной ключевой плюс 1%. «Первые данные мониторинга показали, что в первом квартале текущего года ряд субъектов привлекали кредиты по повышенной ставке», — подчеркнул спикер.
По итогам работы конференции принято согласованное решение.
О. В. ГОРШЕНИНА