Сочи — город-сказка, город-мечта, город, ставший в последние годы курортом мирового значения, местом проведения деловых, спортивных и культурных мероприятий международного и федерального уровней. Имеет ли город дивиденды от своей популярности? Что формирует его бюджет и куда направляются основные расходы? Об этом мы поговорили с директором Департамента по финансам и бюджету Администрации города Сочи Сергеем Ивановичем ЩЕРБИНИНЫМ.
— Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, об основных параметрах бюджета на 2018–2020 годы. С какими сложностями вы столкнулись при его формировании? Есть ли проблемы исполнения?
— Прежде всего следует отметить, что базовыми приоритетами при формировании параметров бюджета для нас всегда оставались принципы бюджетной стабильности, безусловного исполнения социальных обязательств, эффективное решение текущих задач и задач развития города. Основными источниками доходной части бюджета города в части налоговых и неналоговых доходов традиционно являются такие поступления, как:
НДФЛ — 34,4 процента от общей суммы налоговых и неналоговых доходов;
арендная плата за землю — 23,5 процента от общей суммы налоговых и неналоговых доходов;
ЕНВД — 9,3 процента от общей суммы налоговых и неналоговых доходов;
земельный налог — 7,4 процента от общей суммы налоговых и неналоговых доходов.
Специфика Сочи как города-курорта, города, принимающего большое количество гостей, и, следовательно, города с динамично развивающейся сферой услуг обусловила то, что наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимают поступления от следующих хозяйствующих субъектов:
предприятия потребительского рынка (оптовая и розничная торговля) — 25,2 процента;
предприятия санаторно-курортной сферы — 21,5 процента;
организации, предоставляющие услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, — 12,9 процента;
предприятия транспорта и связи — 5,9 процента;
предприятия сферы строительства — 5,5 процента;
предприятия жилищно-коммунального хозяйства — 2,6 процента.
Безусловным приоритетом расходной части бюджета является социальная сфера нашего города, и порядка 60 процентов от всех расходов мы направляем именно на решение вопросов социального характера. Современная коммунальная инфраструктура, благоустроенные улицы и скверы, достойное транспортное сообщение являются главными факторами, позволяющими говорить о Сочи как о городе, комфортном для сочинцев и привлекательном для его гостей. На эти сферы городского хозяйства идет более 25,5 процента бюджетных средств.
Что касается сложностей или проблем формирования и исполнения бюджета, то они традиционны и характерны, наверное, для каждого муниципалитета. Ведь идеологию формирования и исполнения бюджета муниципального образования создает потолок потенциала его экономики и законодательство в сфере бюджетных правоотношений.
— Что вы можете рассказать о долговой политике города? Претерпела ли она какие-либо изменения в 2018 году? Что делает город для снижения долговой нагрузки?
— Вопрос снижения долговой нагрузки на бюджеты является одним из приоритетных в сфере управления общественными финансами, и мы уделяем ему значительное внимание. Так, если на начало 2017 года объем муниципального долга составлял 29,6 процента от общей суммы налоговых и неналоговых поступлений, к 2018 году мы подошли уже с показателем в 22,2 процента, сократив долговые обязательства в абсолютном выражении на 620,8 миллиона рублей.
Ну а если говорить о долговой политике текущего, 2018 года и комплексе мер по дальнейшему снижению долговой нагрузки, то он классический для всех этапов бюджетного процесса. А именно: системный подход к повышению налогового потенциала, эффективное использование бюджетных средств в условиях имеющихся финансовых возможностей.
— Способен ли бюджет решать основные задачи, которые стоят перед городом, в том числе инвестиционного характера?
— Если смотреть в общем, то сегодня из всей суммы налоговых поступлений, остающихся в муниципальном образовании, более 75 процентов направляется на так называемые социально защищенные расходы. Это выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, оплата коммунальных услуг муниципальных учреждений, социальная поддержка населения и, конечно же, выполнение условий софинансирования расходов, когда это предусмотрено. Таким образом, с задачами обеспечения социальной стабильности и бесперебойной работы наших учреждений бюджет города справляется. Для получения дополнительных средств из регионального бюджета требуется наше софинансирование, и мы, безусловно, выполняем все условия, чтобы получить эту поддержку.
Что же касается расходов инвестиционного характера, то на сегодня это порядка 5,7 процента от общей суммы расходов бюджета Сочи, и, конечно, этого недостаточно. Таким образом, учитывая все возможности нашего бюджета, пока можно констатировать, что инвестируем мы только в человеческий капитал.
Хочу отметить, что в Сочи постоянно идет работа по увеличению доходной базы бюджета и оптимизации его расходов. Работаем с действующими налогоплательщиками и потенциальными по выводу их из тени. Оптимизирована численность как муниципальных служащих, так и бюджетной сети в целом. Вряд ли формат нашей беседы позволит рассказать о тех мерах, которые в ежедневном режиме проводятся в финансовой системе нашего города по повышению налогового потенциала, поиску дополнительных резервов и оптимальному расходованию имеющихся ресурсов. Однако, формируя и исполняя бюджет, понимаем, что этих мер крайне недостаточно, чтобы говорить о бюджете как о бюджете именно развития в широком понимании этого слова.
— Сочи — крупнейший курорт России. Кроме того, в городе проходит ряд серьезных деловых мероприятий федерального и международного уровней. Прошла Олимпиада, летом пройдет чемпионат мира по футболу. При этом доходы от санаторно-курортной, туристической и смежной с ними деятельности не покрывают объем затрат, вкладываемых в содержание и развитие курортной, в том числе спортивной, инфраструктуры. Предпринимает ли город какие-то меры, чтобы переломить сложившуюся ситуацию?
— Чтобы избежать голословности по наиболее острым для нас вопросам, правильнее будет оперировать языком цифр. Если еще в предолимпийские годы (2011–2013) на территории Сочи во все уровни бюджетной системы Российской Федерации мобилизовывалось в среднем порядка 25,8 миллиарда рублей доходов в год, то по итогам 2017 года речь идет уже о цифре в 35,8 миллиарда рублей. То есть прирост этого показателя составил почти 40 процентов (рисунок).
Говоря о доходах, формирующих бюджет Сочи в соответствии с существующими нормативами отчислений, отметим, что объем доходов, который оставался в городе, в среднем в предолимпийский период составлял 7,1 миллиарда рублей. Аналогичный же показатель за три последних года, включая 2017-й, составляет в среднем 6,2 миллиарда рублей в год. То есть очевидно снижение доходов, остающихся в городе, относительно предолимпийского периода на 13 процентных пункта.
Другими словами, с каждого рубля налогов, собранных на территории нашего города, в бюджете Сочи остается не более 20 копеек для реализации собственных расходных обязательств. Еще порядка 6 процентов от всех мобилизованных доходов мы получаем из регионального бюджета в форме субсидий, которые в соответствии с их целевым назначением направляются на софинансирование программных мероприятий, реализуемых в городе.
Необходимо отметить, что реализация задач, стоящих перед Сочи, который действительно является сегодня городом-курортом мирового значения, по обеспечению ежегодного проведения на его территории большого количества деловых, спортивных и культурных мероприятий международного, федерального и регионального уровней становится все сложнее. Качественное, эффективное и оперативное выполнение поставленных задач требует значительных финансовых ресурсов, объем которых за счет источников их формирования, установленных действующим законодательством, является ограниченным и крайне недостаточным. Для поддержания имиджа города-курорта мирового значения, осуществления необходимых расходных обязательств, для обеспечения социально значимых расходов, в том числе по содержанию инфраструктуры города, приходится использовать механизмы муниципальных заимствований, привлекая кредитные средства в кредитных организациях.
Что касается нашей санаторно-курортной деятельности и влияния туристического потока на параметры городского бюджета, необходимо отметить следующие аспекты. Мы действительно очень гордимся своим городом и тем, что он становится все более привлекательным не только для российских туристов, но и для гостей, прибывающих к нам из других государств. Сочи сегодня — это курорт, работающий в круглогодичном режиме. Рост турпотока очевиден: если до Олимпийских игр мы говорили о количестве туристов, выбравших Сочи местом своего отдыха, в 4 миллиона человек, то в 2017 году у нас побывало уже 6,4 миллиона человек.
Прирост туристического интереса к Сочи, конечно, не мог не отразиться на доходных поступлениях в бюджет города. Мы действительно констатируем положительную динамику налоговых поступлений от санаторно-курортной деятельности: рост произошел практически в два раза. Однако если говорить об абсолютном размере этих поступлений, то за 2017 год они составили 799,1 миллиона рублей, что позволяет обеспечить лишь десятую часть расходных обязательств, осуществляемых за счет налоговых и неналоговых доходов, без учета поступлений из регионального бюджета.
По результатам исследований рынка туризма и путешествий России и стран СНГ Сочи занимает третье место по количеству туристов, его посетивших, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. Но если в Москве количество гостей, посещающих город, в два раза превышает численность самих москвичей, то количество туристов, ежегодно посещающих Сочи, в 12,5 раза больше численности жителей города.
Отдельно следует остановиться и на постоянно растущей численности людей, выбирающих Сочи местом своего постоянного проживания. Миграционный прирост населения за последние семь лет составил 120 процентов. Количество сочинцев выросло практически на 86 тысяч человек, что соизмеримо по численности с такими городами, как Усть-Илимск или Выборг. И это тоже вызов, который необходимо принимать достойно.
Каждый новый учебный год начинается с увеличенным количеством наших школьников. Численность детей, которые садятся за парты, ежегодно растет практически на 4 тысячи человек. Для решения вопроса ликвидации к 2025 году второй смены, а также в целях создания более комфортных условий для получения образования в городе необходимо построить 12 новых школ и к уже имеющимся учебным заведениям пристраивать дополнительные школьные блоки, вводя таким образом 14,8 тысячи необходимых дополнительных мест. Решение поставленных задач также требует значительных объемов капитальных вложений, а в дальнейшем и дополнительных расходов на содержание вновь созданных образовательных учреждений.
Несмотря на ежегодный рост поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края от города Сочи, проведение комплекса мероприятий по мобилизации дополнительных доходов в бюджет города, оптимизацию расходов бюджета, объем собственных средств крайне недостаточен для выполнения задач, стоящих перед городом с такой уникальной спецификой. Объем дополнительных средств, который ежегодно необходим Сочи, составляет порядка 2 миллиардов рублей. Для обеспечения соответствия между размером расходных обязательств города-курорта и объемом источников доходов, закрепленных за бюджетом Сочи, необходима соответствующая поддержка федерального бюджета.
Подготовил И. А. СЕДОВ