Версия для печати 5659 Материалы по теме
ЕИС: вчера, сегодня, завтра

Союз развития государственных финансов 20 апреля провел в Москве семинар-совещание, главной темой которого стали новации единой информационной системы в сфере закупок, предусмотренные Федеральными законами № 504‑ФЗ и № 505‑ФЗ.

Единая доска закупок

Как отметила заместитель руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе, ведомство давно стало мощной ИT-корпорацией: все процессы, которые оно сегодня осуществляет, выполняются с применением современных ИT-технологий. Одной из ключевых систем Казначейства России является единая информационная система в сфере закупок.

История создания и развития данной системы началась в 2007 году. В рамках действующего на тот момент Закона № 94‑ФЗ зародилась идея о создании «единой доски», на которой бы отражались все оферты, все действия заказчиков и поставщиков. Важно было открыть региональные закупки для поставщиков из других субъектов РФ и сделать так, чтобы исключительно все государственные заказы размещались в одной точке, по единому шаблону. Так родилась идея создания единого общероссийского сайта государственных и муниципальных закупок, который был запущен в промышленную эксплуатацию с 1 января 2011 года.

До этого, если вспомнить, информация о закупках размещалась в бумажных СМИ. То есть заказчики и тогда были обязаны публиковать информацию о том, что они намерены закупать, но об этом, как правило, знали только поставщики, близкие к заказчику. «Создание единой информационной системы, единой точки размещения всей информации о закупках государства стало революционным шагом в данной сфере, — подчеркнула Катамадзе. — Именно благодаря тому, что информация стала публичной, вскрылись случаи закупок золотых унитазов, роскошных “роллс-ройсов”. Публичность закупок заставила всех задуматься о том, на что, собственно, тратятся бюджетные средства».

Развитие системы закупок спикер сравнила с электронной игрой, уровень сложности которой с каждым годом повышается. Сначала создавались условия, которые не позволяли заказчикам избегать обязанности размещать информацию в системе. Далее разработчики объявили войну латинским буквам, которые использовались в названии товара. Например, в слове «молоко» все буквы «о» могли быть набраны латиницей — это делалось для того, чтобы информацию о закупке смог найти только «свой» заказчик. Следующий уровень решения проблем — «заточка» требований закупки под определенных поставщиков, когда заказчики преднамеренно устанавливали сложные и запутанные требования к закупке, надеясь на ошибку в заявках нежелательных участников. Одним из решений данной проблемы стало создание каталога товаров, работ, услуг.

Сегодня, по словам Катамадзе, Казначейству России предстоит разобраться еще с одним видом нарушений на госзакупках — запрограммированным искажением исходных показателей к закупаемым товарам, работам и услугам. Суть его в том, что заказчики, формируя техническое задание, погружают в данный файл формулу, автоматически изменяющую ранее заявленные показатели. После несанкционированного изменения параметров показатели, представленные участником, противоречат требованиям заказчика. Как следствие, заявка признается некорректно заполненной и может быть отклонена заказчиком. Таким образом, заказчики сделали новый вызов системе ЕИС. По словам спикера, казначейство намерено разобраться с данной проблемой в кратчайшие сроки.

ЕИС сегодня

За десять лет система закупок не только научилась обеспечивать публичность и прозрачность государственного заказа, но и стала проникать вглубь него. «Наступило время, когда различные контрольные органы стали требовать от нас аналитику по различным разрезам, суды начали ориентироваться на информацию из системы, — отметила Катамадзе. — Так, шаг за шагом развивая функционал, мы получили не просто некий сайт с открытой частью, а масштабную систему с электронным документооборотом по закупкам».

На сегодняшний день объем информации, обрабатываемой в ЕИС, равен 340 терабайтам, что сопоставимо с объемом 3,6 тысячи российских государственных библиотек. «В системе хранится информация обо всех документах, связанных с размещением заказа, планы, планы-графики, извещения, протоколы, сведения о контрактах, сканы контрактов и актов выполненных работ», — подчеркнула заместитель руководителя Федерального казначейства. В ЕИС работают более 400 тысяч заказчиков, активных пользователей — более 2 миллионов. В ЕИС осуществляется более 10 тысяч автоматизированных проверок в год. Кроме того, в данную систему интегрировано более 100 внешних систем.

В течение 2017 года в ЕИС было размещено заказов на 24,9 триллиона рублей, что составляет порядка 10% ВВП. Ежегодно заключается порядка 4,7 миллиона контрактов. «Очевидно, государственный заказ — это очень большая часть экономики, в связи с чем вопросы публичности, прозрачности, общественного контроля — крайне важная составляющая в развитии государственных закупок», — считает спикер.

Работа по развитию и совершенствованию ЕИС — процесс непрерывный. Как известно, с 1 января 2019 года все поставщики в рамках госзаказа должны быть зарегистрированы в ЕИС. Без этого подать заявку на участие в торгах будет невозможно. Казначейство сейчас работает над созданием личных кабинетов для поставщиков. Аналогичные кабинеты будут созданы и для банков, поскольку с будущего года все банковские гарантии должны быть акцептованы в ЕИС. По словам спикера, это сделано для того, чтобы уйти от мошеннических операций с липовыми гарантиями. Размещение банковской гарантии в ЕИС обеспечивает легальность и достоверность данного документа.

Также идет работа над развитием каталога товаров, работ, услуг, аналитической части ЕИС, созданием мобильного приложения для поставщиков, постепенным переходом к электронному актированию, развитием функционала для контролеров и аудиторов, которые тоже работают в системе и имеют личные кабинеты. Ну и, конечно, главная задача, которую предстоит решить Казначейству России, — это перевод в электронный формат всех закупок, а соответственно, переформатирование всех бизнес-процессов. «С 1 января 2019 года в сфере закупок перестает существовать бумажный контракт как сущность, — отметила Катамадзе. — А это около пяти миллионов контрактов, которые будут заключаться только в электронном формате. Очевидно, нам предстоит проделать огромный объем работ».

Техпауз не будет

Тему предстоящих нововведений в сфере закупок затронул в своем выступлении начальник Управления развития контрактной системы Федерального казначейства П. А. Дмитриев. В частности, он обратил внимание на то, что в связи с принятыми поправками в Законы № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ планируется разработать и утвердить более 60 уточняющих нормативных правовых актов Правительства РФ. «Требования законов достаточно рамочные, и определенные детали будут уточняться в актах Правительства РФ», — пояснил Дмитриев.

Также он рассказал о том, что предпринимает Казначейство России для того, чтобы ЕИС работала без сбоев. «Сегодня система часто уходит на регламентные работы, — отметил спикер. — Поскольку с 2019 года закупки будут проводиться исключительно в электронном виде, различного рода сбои будут особенно критичны, поэтому бесперебойная работа ЕИС — наша ключевая задача и цель». По словам Дмитриева, задача перевести ЕИС на работу без технических пауз и сбоев сложная, но решаемая. Он также пообещал участникам мероприятия решить проблему задержки регистрации контрактов, которая порой исчисляется 12 часами. Пересмотрен механизм передачи сведений, что позволит ускорить данный процесс, и если искоренить задержки совсем не удастся, ожидание не будет столь длительным.

Проведена большая работа по автоматизации контроля, необходимость которого прописана в части 5 статьи 99 Закона № 44‑ФЗ. Многие операции переведены в автоматический режим без участия человека, то есть теперь контролеры определенный набор информации получают в автоматическом режиме. Например, планы, планы-графики, протоколы решений и т. д.

Будет усовершенствована работа линии технической поддержки, что значительно облегчит жизнь заказчику. Существующая процедура: звонки на горячую линию, потом письменное заполнение установленных форм со скриншотами и описанием проблемы — уйдет в прошлое. Новый порядок предусматривает, что, если у заказчика возникли проблемы с работой в ЕИС, он может ее решить через личный кабинет, сформировав инцидент, там же будет отражаться результат обработки обращения. Также для заказчика будет предусмотрена возможность оценить оперативность рассмотрения заявки.

Дмитриев напомнил о том, что с 2019 года меняется механизм шифровальных данных, в связи с чем все заказчики должны получить новую электронную цифровую подпись. С нового года старые ЭЦП применяться не будут. Будет изменен и механизм подписания документов в ЕИС в целом, что, в свою очередь, связано с изменением криптографии.

О. В. ИЗУТОВА

ФАС уполномочен заявить

Заместитель руководителя ФАС России Р. А. Петросян рассказал о нарушении, когда требования к товарам в техническом задании изменяются при заполнении заявки. По данным ФАС, такое нарушение было выявлено в закупке Управления автомобильной магистрали Москва — Нижний Новгород на ремонт участка автодороги М-7 «Волга» стоимостью 1,7 миллиарда рублей, аналогичное нарушение ранее было зафиксировано в закупке Минтранса Ростовской области на строительство участка дороги с ценой контракта 1,4 миллиарда рублей.

В закупке Управления автомагистрали Москва — Нижний Новгород требования к показателям товаров заказчик разместил в формате Excel. На этапе заполнения заявки участник вносил в эту таблицу в ячейку D необходимые числовые значения, и в этот момент в ячейке C менялись исходные данные заказчика. А именно менялись единицы измерения, миллиметры автоматически трансформировались в метры, что впоследствии позволяло заявлять о несоответствии требованиям документации и являлось основанием для отклонения заявки.


Поделиться