Версия для печати 2407 Материалы по теме
Переосмыслить понятие «эффективность расходования бюджетных средств»

Диверсифицированная экономика обеспечивает стабильность даже в сложные времена. О том, как Администрация Санкт-Петербурга стимулирует развитие экономики и какие проекты могут стартовать в ближайшее время, журналу «Бюджет» рассказал председатель Комитета финансов города Алексей Алексеевич КОРАБЕЛЬНИКОВ.

— Алексей Алексеевич, бюджет Санкт-Петербурга на 2018 год превосходит прошлогодний по доходам на семь процентов, по расходам — примерно на три процента. Благодаря чему выросли доходы?

— Если коротко, то у городской экономики хороший потенциал, а правительство города прилагает максимальные усилия, чтобы поддержать бизнес. По итогам 2016 года Минэкономразвития России признало Петербург одним из лидеров социально-экономического развития среди российских регионов. За это в конце прошлого года город получил грант в размере 785,4 миллиона рублей.

На 2018 год доходы городского бюджета запланированы в размере 538,7 миллиарда рублей, в том числе 529,4 миллиарда — собственные доходы. Помощь из федерального бюджета из года в год сокращается. В 2017 году Петербург получил 20,7 миллиарда рублей, в бюджете этого года заложено всего 9,3 миллиарда, так что рассчитывать приходится в основном на собственные силы.

Более 70 процентов доходной части городского бюджета традиционно формируется за счет двух источников — налога на доходы физических лиц (46 процентов в бюджете 2018 года) и налога на прибыль организаций (28 процентов). При этом нельзя не упомянуть, что Петербург входит в число регионов с самыми высокими темпами роста среднемесячной заработной платы (за 2017 год темп роста номинальной заработной платы составил 109,9 процента), а налог на прибыль растет, несмотря на решение федерального правительства о снижении региональной ставки (в 2017 году прирост составил 12,5 процента).

Несмотря на непростую макроэкономическую и геополитическую ситуацию, у Петербурга очень неплохие показатели, городская экономика имеет высокую степень диверсификации. Кризисы в нашей стране случаются регулярно, и предприятия научились к ним приспосабливаться.

В мае этого года Петербург отмечает 315-летие. Исторические и культурные достопримечательности притягивают в город гостей. В прошлом году Петербург принял 7,5 миллиона туристов, это в полтора раза больше, чем население города

— Что предпринимает правительство города для повышения доходов бюджета? В каких секторах можно ожидать наибольшей динамики?

— В Петербурге созданы комфортные условия для развития малого и среднего бизнеса. Действует целый ряд налоговых преференций, в частности налоговые каникулы для вновь создаваемых индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, пониженные ставки в рамках упрощенной системы налогообложения, в результате чего доходы бюджета по данному источнику росли на 25–30 процентов уже три года подряд, и в этом году мы наблюдаем ту же динамику. Развивается патентная система налогообложения. Нельзя не упомянуть также городские программы субсидирования бизнеса и созданную правительством города инфраструктуру его поддержки, включающую фонды содействия кредитованию, бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства.

Крупный бизнес также может воспользоваться целым набором налоговых льгот, большинство из которых подразумевает необходимость осуществления инвестиций в экономику города. Среди новых — льготы для участников специальных инвестиционных контрактов. Инвесторы, разместившие свои производства на площадках особой экономической зоны, наряду с налоговыми льготами могут также рассчитывать на быстрое подключение к инженерной инфраструктуре. К слову сказать, ОЭЗ «Санкт-Петербург» входит в тройку наиболее эффективных экономических зон России. Только в этом году на ее территории будет введено в эксплуатацию семь новых предприятий, а ее площадь вырастет еще на 50 гектаров.

Если говорить об отраслях, то основой экономики города, конечно, является промышленность. При этом основную ставку мы делаем на отрасли с высокой добавленной стоимостью и производительностью труда.

Петербургский фармацевтический кластер не только приносит доходы в бюджет города, но и обеспечивает всю Россию лекарствами, в частности инсулиновой группы. Мощное развитие получил ИT-кластер. Ему мы тоже стараемся оказывать всевозможную поддержку. Так, по решению губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко с этого года будут введены дополнительные налоговые льготы для ИT-компаний, в том числе инфраструктурных, специализирующихся на создании и эксплуатации центров обработки данных. Есть хорошие проекты по развитию легкой и пищевой промышленности, логистики, созданию коммерческой и жилой недвижимости, строительству спортивной и транспортной инфраструктуры.

Динамично развивается сфера туризма. Так, уже на протяжении нескольких лет подряд Петербург получает престижную премию World Travel Awards. В 2017 году — как самое привлекательное городское и лучшее культурное направление мира. Развитие туризма в этом году выделено в отдельную госпрограмму Санкт-Петербурга. В ее рамках планируется создать дополнительные условия для привлечения инвестиций в строительство гостиниц самого дефицитного сегмента — 3–4 звезды. В частности, этому будет способствовать программа «аренда за 1 рубль», когда инвесторам предлагается реконструировать городские памятники истории и культуры с получением права на их долгосрочную аренду за символическую плату. Практикуется также создание новых гостиниц в рамках концессионных соглашений.

Ключевое городское мероприятие, на которое традиционно приезжает много высокопоставленных гостей, — Петербургский международный экономический форум. Но мы работаем над привлечением в город и других крупных мероприятий, чтобы снизить сезонность, обеспечить равномерную загрузку гостиниц. Мы четко понимаем — человек, который посетил деловое мероприятие, с высокой долей вероятности вернется в Петербург с семьей уже как турист.

Петербургу в мае 2018 года исполняется 315 лет, у него богатая история, здесь можно качественно и интересно провести время. Городская администрация со своей стороны всесторонне поддерживает инициативы частных инвесторов, которые создают новые точки притяжения. Так, осенью 2017 года в Петербурге открылся самый большой в мире планетарий, диаметр его купола — 37 метров. Не за горами создание ряда тематических парков — концепция их развития рассматривалась на последнем Совете по инвестициям Санкт-Петербурга.

Чтобы активизировать внутренний туризм и повысить загрузку аэропорта Пулково, городской бюджет субсидирует развитие межрегиональных авиаперевозок. На эти цели в 2018 году выделен 121 миллион рублей. Мы также продвигаем на федеральном уровне инициативу разрешить иностранным туристам, прибывающим в Пулково, несколько дней находиться на территории города без визы. Для круизных пассажиров такое разрешение на 72 часа уже действует.

— Из-за предоставления инвесторам налоговых льгот бюджет недополучает доходы. Чем компенсируете эти потери?

Чтобы обеспечить опережающие темпы экономического роста, которых от нас ждут, надо помогать бизнесу, предоставлять ему возможность развиваться. При этом фискальный интерес у нас, конечно же, присутствует. Льготы по налогу на имущество обеспечивают задел на будущее, побуждают инвесторов создавать новые объекты основных средств, которые впоследствии участвуют в формировании налоговой базы.

Мы также крайне заинтересованы в том, чтобы компании платили своим сотрудникам достойную и белую заработную плату, которая, в свою очередь, создает стабильный доход для бюджета в виде НДФЛ. Для создания соответствующего стимула в региональный закон о налоговых льготах начиная с 2015 года было введено обязательное условие — налоговые льготы сейчас предоставляются только предприятиям, средняя зарплата в которых не меньше трехкратной величины минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге, то есть не меньше 51 тысячи рублей.

— Какое влияние на экономику оказывает «Газпром», который перевел в Петербург штаб-квартиру и переводит в город менеджеров?

— Переезд «Газпрома» обеспечил бюджет Санкт-Петербурга дополнительными налоговыми поступлениями. Но наше взаимодействие этим не ограничивается. Мы благодарны компании за конструктивный диалог и ту помощь, которую «Газпром» оказывает городу — речь идет прежде всего об участии в социальных программах, создании комфортной городской среды, строительстве физкультурно-оздоровительных комплексов.

Кроме того, благодаря переезду «Газпрома» на территории города появился еще один архитектурный памятник. К небоскребу, который строится в Лахте, отношение разное. Но появление этого объекта, я уверен, даст толчок для развития Приморского района, в котором он находится. Оживится жилищное строительство, появится сопутствующая инфраструктура, в том числе транспортная, социальная, развлекательная.

— Какова структура расходов бюджета?

— Расходы бюджета сформированы на основе 18 государственных программ. При этом более 60 процентов приходится на социально-культурную сферу. Петербург успешно выполняет майские указы Президента РФ по поэтапному повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Средняя зарплата педагогов школ и дошкольных учреждений уже в 2013 году была выведена на уровень средней по экономике Санкт-Петербурга и продолжает расти. По итогам 2017 года средняя зарплата учителя составляла около 53 тысяч рублей в месяц, зарплата врачей на начало 2018 года — более 100 тысяч рублей. По остальным, так называемым неуказным, категориям работников бюджетной сферы ежегодно поддерживается рост оплаты труда не ниже плановой инфляции. В этом году она вырастет не менее чем на 5,6 процента.

— Существенная часть расходов Санкт-Петербурга приходится на адресную инвестиционную программу (АИП), в том числе на создание транспортной инфраструктуры. Как вы выбираете направления для капитальных вложений?

— Мы стараемся поддерживать капитальные затраты на постоянном уровне и по возможности даже увеличивать их. Сейчас расходы в рамках АИП составляют около 90 миллиардов рублей, или 15 процентов в общих расходах бюджета. Это достаточно неплохой показатель, если сравнивать с другими регионами. В числе приоритетов — строительство метро, на которое в 2018 году заложено почти 28 миллиардов рублей, и строительство социальной инфраструктуры (прежде всего школ, детских садов и поликлиник). Серьезные проекты осуществляются в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве.

Но главные расходы развития, на мой взгляд, это расходы на здравоохранение и образование — именно они обеспечивают развитие в долгосрочной перспективе и именно они получают наибольшую финансовую поддержку из городского бюджета.

— В Петербурге реализованы крупнейшие проекты ГЧП — строительство нового терминала аэропорта Пулково и автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Могут ли появиться новые подобные проекты?

— Готовятся проекты создания и эксплуатации трех новых трамвайных веток, которые призваны улучшить транспортную доступность окраинных районов города. В высокой степени готовности документация по проекту «Аэроэкспресс», в рамках которого должно быть обеспечено железнодорожное сообщение между аэропортом Пулково и Витебским вокзалом.

Рассчитываем привлечь частного партнера для строительства так называемого Восточного скоростного диаметра. Дорога будет платной. Предварительные инвестиции в проект, который включает также новый мост через Неву, — 160 миллиардов рублей. Предполагается, что эти затраты должны разделить между собой концессионер, городской и федеральный бюджеты.

Город также ищет возможности для реализации концессий, которые не требуют затрат бюджета и даже наоборот — могут принести городу дополнительные доходы. Среди них — проект фотовидеофиксации нарушений ПДД. Окупаемость инвестиций в данном случае будет обеспечиваться за счет штрафов, часть этих средств должен получить город. На повестке дня также расширение платного парковочного пространства в центре города.

— Во сколько обошлась Петербургу подготовка к чемпионату мира по футболу?

В рамках программы подготовки к ЧМ-2018 построен новый современный стадион, отремонтирован и реконструирован ряд объектов: дороги, набережные; откроются новые станции метро. Город закупит в общей сложности 300 вагонов метро, а также автобусы повышенной вместимости. Потрачены десятки миллиардов рублей, и не только из городского бюджета — федеральный центр оказывал существенную поддержку в части строительства дорог и метрополитена.

Чемпионат мира несколько ускорил строительство и помог с привлечением федерального софинансирования. Вместе с тем, по сути, к чемпионату строился только стадион на 68 тысяч мест. Остальные объекты надо было строить независимо от ЧМ. Но и стадион — это не только футбол, на нем можно проводить разные спортивные и культурные мероприятия.

Поделиться