Финансы№ 5 май 2018 — 10 мая 2018

Повышение эффективности расходов бюджета: опыт регионов

Версия для печати 3417 Материалы по теме
Повышение эффективности расходов бюджета: опыт регионов

Елена Николаевна ЧЕРНЫХ, заместитель генерального директора НПО «Криста»

Законодательные новации в области финансового управления, переход на международные стандарты финансовой отчетности в секторе государственного управления, активное использование цифровых технологий определяют новые требования к централизации бухгалтерского учета и отчетности. В условиях, когда организации вынуждены экономить бюджетные расходы, актуальной задачей в регионах становится создание вертикально интегрированных аналитических систем бухгалтерского учета и отчетности. Каждый регион подходит к процессу централизации бухгалтерского учета и отчетности со своими опытом создания отраслевых центров учета, методологическими особенностями, организационными и техническими возможностями.

Региональные центры учета

Сегодня актуальным направлением централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности является создание региональных центров учета. Так, в Вологодской области для централизации учетных функций органов государственной власти и казенных учреждений, которая началась в 2015 году, создан Центр бухгалтерского учета. К началу 2018 года централизован учет 30 органов государственной власти, 38 казенных учреждений, 203 организаций государственного сектора. Ежегодный бюджетный эффект от централизации бухгалтерского учета составляет более 300 миллионов рублей, бюджетный эффект за три года составит более одного миллиарда рублей.

В Московской области функции по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской отчетности учреждений с 2017 года стали передаваться в ГКУ МО «ЦБ Московской области». Было организовано 15 управлений (филиалов), по кустовому принципу объединяющих несколько муниципальных районов и городских округов области. Расчетная штатная численность ЦБ — 1501 человек, что составляет 80% от начальной штатной численности бухгалтеров учреждений. Экономический эффект — 200 миллионов рублей экономии в 2017 году и до 500 миллионов рублей ежегодно до 2019 года.

Программное обеспечение как сервис

По пути создания единого сервиса бухгалтерского учета без централизованной бухгалтерии пошли в Московской области на первом этапе централизации бухгалтерского учета. Централизованная система была размещена на ресурсах ЦОДа Правительства Московской области. В 2016 году она получила статус ГИС «Централизованная система ведения бухгалтерского учета Московской области» (ЕИСБУ). В 2015 году к ней было подключено 316 учреждений здравоохранения, в 2016–2017 годах — 127 учреждений образования, культуры и спорта области. В 2017 году ЕИСБУ начала передаваться на муниципальный уровень для построения отдельных самостоятельных центров бухгалтерского (бюджетного) учета.

Автоматизация деятельности органов госвласти

В ряде регионов страны централизация бухгалтерского учета началась с органов государственной власти. Так, в Ярославской области в середине 2016 года создано ГУ ЯО «Центр бухгалтерского учета». До конца 2017 года в ЦБ было принято 28 органов исполнительной власти и 64 подведомственных учреждения, относящихся к ключевым отраслям экономики области. Экономический эффект в 2017 году составил более 20 миллионов рублей.

В Омской области во второй половине 2016 года создано КУ «Областной центр учета и казначейства». К началу 2019 года процесс централизации органов власти должен быть завершен. Экономический эффект от реализации проекта по централизации по итогам трех лет составит более 73,8 миллиона рублей.

40_2.png

В Новосибирской области в начале 2017 года в Министерстве финансов и налоговой политики (МФиНП) региона создана единая централизованная система бюджетного учета и отчетности в государственных органах. В нее включены МФиНП, подведомственные ему территориальные органы и ГКУ «Региональный информационный центр». Затраты на консультационную и техническую поддержку программного обеспечения оптимизированы примерно на 25%. С 1 июня 2017 года полномочия по ведению учета и формированию отчетности как МФиНП, так и 30 его территориальных органов переданы централизованной бухгалтерии, созданной на базе ГКУ «Региональный информационный центр». Сроки формирования бухгалтерской отчетности сократились на 20%.

В Республике Карелия в начале 2016 года создано ГКУ «Центр бухгалтерского и аналитического сопровождения», подведомственное Министерству финансов республики. Численность работников, осуществляющих функции по бухгалтерскому учету и отчетности и организации закупок в органах исполнительной власти и в госучреждениях, сокращена с 726 до 654 единиц. Бюджетный эффект составил около 5 миллионов рублей.

Отраслевая бухгалтерия

Централизация бухгалтерского учета путем создания отраслевой бухгалтерии особенно успешно прошла в Пензенской области. В качестве ключевой отрасли было выбрано здравоохранение. В 2011 году создано ГБУ «Центр бухгалтерского обслуживания Пензенской области», которое в 2015 году реорганизовано путем присоединения к ГБУЗ ПО «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр». В 2015 году централизация завершена в части бухгалтерского учета, в 2016 году — в части заработной платы. За три года сокращение более чем на 60 ставок бухгалтерских служб привело к экономии почти 20 миллионов рублей в год.

Совмещение ЦБ с региональными казначействами

Ряд регионов страны в качестве ведущего способа централизации бюджетного (бухгалтерского) учета выбирает объединение функций региональных казначейств с централизованными бухгалтериями. Так, в Вологодской области площадкой для централизации учетных функций органов государственной власти и казенных учреждений стало ГКУ «Областное казначейство». В структуре учреждения создано подразделение — Центр бухгалтерского учета. Сегодня в нем работают более 80 высококвалифицированных специалистов, при этом производительность труда увеличилась в два раза.

В Омской области создано КУ «Областной центр учета и казначейства», которому в конце 2016 года на бухгалтерское обслуживание было отдано три пилотных органа исполнительной власти, в 2017 году — десять ОИВ и два казенных учреждения, в 2018 году — еще десять ОИВ и три казенных учреждения. К 1 января 2019 года в Омской области планируется завершить этап централизации органов власти и обслуживать всего 26 ОИВ и 68 подведомственных казенных учреждений.

Многообразие схем централизации позволяет каждому региону найти собственный путь, учитывая свои сильные стороны и используя существующую методологическую, организационную и техническую базу. Региональные информационные системы централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Московской, Вологодской, Ярославской, Пензенской, Омской, Новосибирской областей, Республики Карелия построены на основе АС «Смета» (разработчик и правообладатель — научно-производственное объединение «Криста», г. Москва). 

АС «Смета» — это решение, созданное как сегмент регионального электронного бюджета для повышения эффективности использования финансовых, кадровых и информационно-телекоммуникационных ресурсов региона путем применения единых централизованных механизмов методологического, информационного, технологического обеспечения процесса ведения бухгалтерского (бюджетного), управленческого учета и формирования отчетности для всех участников бюджетного процесса региона, а также для государственных и муниципальных учреждений. Более подробно информация о централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в регионах РФ и об АС «Смета» представлена на сайте НПО «Криста»: krista.ru.


Поделиться