Республика уверенно вошла в XXI век как высокоразвитый индустриальный и аграрный регион, крупный научный и культурный центр России. В ней прочно сохраняются межнациональное и межконфессиональное согласие, общественно-политическая стабильность, являющиеся ярким подтверждением эффективности проводимой социально-экономической политики. Мощный экономический и технический потенциал позволяют республике успешно развивать межрегиональные и внешнеэкономические связи.
О стратегии дальнейшего развития Республики Башкортостан – наш сегодняшний разговор с Президентом Республики Башкортостан Муртазой РАХИМОВЫМ.
– Муртаза Губайдуллович, как Вы оцениваете инициативы федерального центра в части разграничения полномочий между уровнями власти?
– Оптимальное разграничение полномочий и функций федеральной власти и регионов является одним из главных вопросов эффективного проведения социально-экономических реформ.
Сегодня глава Российского государства, учитывая новые подходы к формированию органов государственной власти, возрастающую роль субъектов Федерации в развитии экономики и социальной сферы, ставит задачу расширения полномочий, повышения роли и самостоятельности регионов. Делегирование регионам дополнительной компетенции позволит обеспечить необходимые условия для их дальнейшего экономического роста и даст больше простора для управленческой инициативы. Именно поэтому предложения Президента России В. В. Путина получили широкую поддержку в стране. Они во многом созвучны с опытом взаимодействия федерального центра и нашей республики.
Невозможно укреплять вертикаль государственной власти в стране, одновременно ослабляя ее регионы. Развитие федеративных отношений, гармонизация взаимоотношений между различными уровнями власти и договорный процесс – это важные ресурсы, призванные обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Опыт республики по развитию системы договорных связей с Россией подтверждает плодотворность предусмотренного основным законом страны конституционно-договорного принципа построения Федерации. Убежден, что совершенствование договорных отношений между Федерацией и ее субъектами остается стратегически важным направлением государственной политики. Проводимые в стране преобразования и в дальнейшем должны вестись с учетом национальных, региональных и иных особенностей.
– Проводимые в Башкортостане экономические реформы существенно отличаются от реформ в других субъектах страны. Вам удалось сохранить государственный контроль над крупнейшими предприятиями топливно-энергетического комплекса. Благодаря взвешенной социально-экономической политике Республика Башкортостан по объемам промышленного производства входит в первую десятку регионов РФ. Как Башкортостан будет развиваться дальше?
– Да, действительно, наша республика сегодня является одним из наиболее сильных регионов страны, многие показатели социально-экономического развития Башкортостана превышают среднероссийский уровень. За последние семь лет валовой региональный продукт и промышленное производство выросли в 1,5 раза, валовая продукция сельского хозяйства – в 1,4 раза, инвестиции в основной капитал – в 1,8 раза. Введено в эксплуатацию более 10,1 млн кв. м жилья. Существенно укрепилось финансовое положение предприятий и организаций.
Позитивная динамика экономического развития последних лет и опыт успешной реализации проектов республиканского и федерального значения позволяют уверенно приступить к выполнению принципиальной задачи по удвоению валового регионального продукта, поставленной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.
Стратегия дальнейшего развития Башкортостана базируется на имеющихся конкурентных преимуществах. Это прежде всего крупные производства и технологии в топливной, химической и нефтехимической отраслях. У нас мощный научный, технический, сельскохозяйственный и кадровый потенциал, устойчивая финансовая система. Республика имеет выгодное географическое положение, развитую производственную инфраструктуру, значительные запасы полезных ископаемых и сырьевых ресурсов. Обеспечено крупномасштабное вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов. На предприятиях, работающих преимущественно на местном сырье, сосредоточено свыше половины промышленного капитала. Башкортостан имеет высокий инвестиционный рейтинг и признан одним из самых благополучных регионов России по качеству жизни населения.
Дальнейшее развитие республики будет осуществляться за счет модернизации экономики, повышения эффективности, конкурентоспособности, инновационной восприимчивости, обеспечивающих диверсификацию ее структуры и значительный рост экспортного потенциала. Приоритетными отраслями, имеющими наибольший потенциал в области удвоения добавленной стоимости, стали топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, транспорт и строительство. За счет высоких темпов развития указанных отраслей предполагается обеспечить эффективную интеграцию республики в мировую систему экономических отношений.
Нынешний уровень развития межрегиональных кооперационных связей позволяет республике с учетом общероссийских и региональных интересов играть роль одного из опорных регионов российской экономики. Сегодня осуществляется переход к инновационно ориентированной экономике, характеризующейся значительным увеличением объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, повсеместным применением прогрессивных технологий, расширением производства продукции с высокой степенью обработки, повышением уровня инновационного менеджмента.
Важнейшая особенность развития современного Башкортостана – социальная направленность экономики, огромное внимание к социальной сфере со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В дальнейшем вся наша работа также будет нацелена на неуклонное повышение уровня и качества жизни населения.
Достижению высокого уровня социально-экономического развития будут способствовать активно реализуемые в республике приоритетные общенациональные проекты, важнейшие направления государственной политики, обозначенные в послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ.
– Республика готовится к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства. Какие мероприятия проводятся в рамках подготовки к празднику?
– Интенсивная подготовка к этому знаменательному историческому событию проводится совместно с федеральными органами государственной власти. Указом Президента РФ № 1580 от 20 декабря 2004 г. «О праздновании 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России» юбилейным мероприятиям придано общегосударственное значение – ведь именно это событие стало отправной точкой для превращения Российского государства в великую многонациональную евразийскую державу.
Правительством РФ утвержден план основных мероприятий по подготовке и проведению праздника. В 2005–2007 гг. в республике будет построен и реконструирован ряд важнейших объектов социального и культурного назначения, инфраструктурного характера, проведены масштабные культурно-массовые и спортивные мероприятия.
На финансирование основных мероприятий предполагается привлечь средства федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и внебюджетных источников. Общая сумма финансирования составит 43,7 млрд руб. На реализацию мероприятий, выполняемых в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 г.», из федерального бюджета будет направлено около 8,9 млрд руб.
Реализация мероприятий по разделу «Строительство и реконструкция» потребует вложения около 5,3 млрд руб. средств бюджета Республики Башкортостан. Подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг., предполагает вложение 1,5 млрд руб. Также планируется привлечь 10,5 млрд руб. из внебюджетных источников финансирования. В рамках программы предполагается провести реконструкцию международного аэропорта «Уфа», железнодорожного пассажирского комплекса на станции «Уфа», ипподрома «Акбузат», строительство Дома Дружбы народов и универсальной спортивной арены «Уфа-Арена»; в планах также возведение и реконструкция гидротехнических сооружений. На строительство автомобильных дорог, путепроводов и объектов для нужд дорожного хозяйства предполагается направить более 9,3 млрд руб.
Проведение культурно-массовых мероприятий потребует вложений на сумму около 230 млн руб. Кроме того, будут отреставрированы и капитально отремонтированы объекты, относящиеся к памятникам архитектуры, истории и культуры, в частности здание первой Соборной мечети, Спасской церкви, Свято-Троицкого собора и т.д. Планируется продолжить работы по сохранению и изучению святилища эпохи палеолита в уникальной пещере Шульган-Таш (Капова пещера), охранные и археологические исследования древнейшего городища Уфа-II (Имэн-Кала), существовавшего в III–XIV вв. н. э.
На реализацию мероприятий, финансируемых только за счет внебюджетных источников, предполагается направить всего около 21,3 млрд руб.
Перечень проектов и объем выделяемых для их финансирования средств будут ежегодно уточняться с учетом возможностей федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостана по согласованию с организационным комитетом по подготовке и проведению праздника.
Празднование этой исторически важной для всей России даты состоится в 2007 г. Мы уверены, что оно будет ознаменовано новыми достижениями Башкортостана в социально-экономическом и культурном развитии.
– 2006 г. объявлен Годом благоустройства в Республике Башкортостан. С чем это связано и что предстоит сделать в данном направлении?
– В нашей республике сложилась добрая традиция посвящать каждый очередной год одному из ключевых направлений реализации социальной политики. За период с 1999 г. уже были реализованы комплексные мероприятия в рамках Года ребенка, молодежи, матери, здоровья, спорта и здорового образа жизни, окружающей среды, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения.
В целях комплексного социально-экономического развития территорий республики, формирования благоприятной жизненной среды в населенных пунктах и в связи с подготовкой к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России 2006 г. объявлен Годом благоустройства.
Хороший хозяин, готовясь к празднику, обычно приводит свой дом в порядок. У нас сложилась целая система деятельности по благоустройству наших городов и сел. А в текущем году эта работа приобретает не только хозяйственный, но и нравственно-политический смысл. Мы хотим, чтобы наши граждане привыкали заботиться о состоянии своего дома, квартиры, подъезда, придомовых территорий, парков, скверов, водоемов и т.д.
В рамках Года благоустройства будут приняты меры по обустройству жилого фонда, организации устойчивой и качественной работы жилищно-коммунальных предприятий, улучшению санитарного состояния населенных пунктов и прилегающих к ним природных объектов, созданию надлежащих условий для отдыха и занятий спортом.
Под благоустройством мы подразумеваем не только облагораживание территорий. Каждый должен понять, что именно от него зависит, насколько благоприятная жизненная среда будет в его жилом микрорайоне. Сегодня население республики активно включилось в реализацию программы Года благоустройства и живет под девизом «Мой дом – благоустроенный и процветающий Башкортостан».
– Вы принимали участие в совместном заседании палат Федерального Собрания РФ, где в соответствии с Конституцией России глава государства В. В. Путин представил ежегодное послание. Как бы Вы прокомментировали основные его положения?
- Президент РФ в своем послании обозначил основные направления развития страны. Главной задачей В. В. Путин назвал повышение качества жизни населения, а самой острой проблемой – демографическую ситуацию. Для выхода из сложившегося положения предложен ряд мер, в первую очередь – уменьшение детской смертности и инвалидности, забота о здоровье будущих матерей и новорожденных, разработка и внедрение государственных программ повышения рождаемости.
Я полностью солидарен с мнением Владимира Владимировича о необходимости введения стимулирующих выплат при рождении в семье второго ребенка. Поддерживаю и идею создания программы по материальному стимулированию детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и устройству их на воспитание в семьи.
Радует, что названные в послании пути повышения рождаемости всецело совпадают с нашими подходами. В Башкортостане давно уже работают над решением этой проблемы. Охрана семьи, материнства, отцовства и детства – вопрос особой заботы органов власти республики. В 2005 г. в качестве ежемесячного пособия на ребенка 320 тыс. граждан было выплачено более 528,1 млн руб. С января 2006 г. размер выплат увеличен, прорабатывается вопрос о его дальнейшем повышении.
Все мероприятия, проводимые для решения социально-значимых проблем, конечно же, дают ощутимые результаты в республике, но поддержка федерального центра, в том числе финансовая, крайне необходима.
Также считаю правильным предложение президента страны передать часть инвестиционных инициатив регионам. Абсолютно верно его высказывание, что «пора прекратить руководить из Москвы строительством школ, бань и канализаций». Практику советских времен – стягивать финансовые ресурсы в центр, а затем перераспределять их – пора менять: ведь столичный чиновник вряд ли может объективно судить о том, что важнее для жителей муниципальных образований. Опыт показывает, что часть средств лучше сразу оставлять в регионах для решения насущных задач. Однако пока свыше 70% налогов и сборов, собираемых в республике, перечисляется в центр.
В целом же в послании главы государства заложено очень много позитивных идей, реализация которых будет способствовать возрождению экономики страны, обеспечению достойного уровня жизни каждому гражданину России.
Справка «Бюджета»
Муртаза Губайдуллович РАХИМОВ, Президент Республики Башкортостан
Родился 7 февраля 1934 г. в Кугарчинском районе Башкирской АССР.Образование – Уфимский нефтяной институт.1956–1976 гг. – оператор, начальник установки, заместитель начальника цеха, заместитель начальника производства, заместитель главного инженера на уфимских нефтеперерабатывающих заводах.1976–1990 гг. – главный химик, заместитель главного инженера, главный инженер, директор Уфимского нефтеперерабатывающего завода имени XXII съезда КПСС (ныне – ОАО «Уфанефтехим»).1990–1993 гг. – председатель Верховного Совета Республики Башкортостан.1993–2001 гг. – член Совета Федерации Федерального Собрания РФ.С 1993 г. по настоящее время – Президент Республики Башкортостан.Член Государственного Совета РФ, председатель Совета Республики Башкортостан и Президентского совета Республики Башкортостан, председатель межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан.Награжден орденами «Знак Почета» (1980 г.), Трудового Красного Знамени (1986 г.), Дружбы народов (1994 г.), «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999 г.), святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца (1999 г.), «За заслуги перед Республикой Башкортостан» (2000 г.), «За пользу Отечеству» им. В. Н. Татищева (Российская академия естественных наук, 2002 г.), Петра Великого (общественный фонд «Лучшие менеджеры эпохи», 2002 г.), Салавата Юлаева (2004 г.).Имеет благодарности от имени Президента РФ (1996, 1999 и 2004 гг.). Удостоен Почетной грамоты Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2001 г.), Почетной грамоты Правительства РФ (2002 г.), премии «Российский Национальный Олимп» в номинации «Президент 2002–2003 гг.», почетного национального знака «Лидер российской экономики» (2004 г.). Имеет почетные звания «Заслуженный рационализатор РСФСР» (1974 г.) и «Заслуженный нефтяник Башкирской АССР» (1977 г.).