В апреле 2018 года на базе Института повышения квалификации Минфина Чеченской Республики прошел семинар-конференция для специалистов финансово-экономических подразделений органов государственной и муниципальной власти региона. Мероприятие организовал учебный центр «Бюджет».
Совершенствование механизмов государственного финансового контроля — один из приоритетов развития бюджетной системы России, который неоднократно обозначался и в посланиях Президента России, и в основных направлениях бюджетной политики Минфина России. В последнее время в законодательстве, регулирующем финансовый контроль, происходят важные изменения. Обучающий семинар в Грозном был посвящен актуальным вопросам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита, новациям в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности.
В работе семинара приняли участие заместитель председателя Правительства, министр финансов Чеченской Республики С. Х. Тагаев, руководитель УФК по Чеченской Республике У. А.-А. Рассуханов, заместитель председателя Счетной палаты Чеченской Республики А.-Х. С. Байбетиров, руководитель экспертного совета журнала «Бюджет», советник главы Чеченской Республики И. С. Вазарханов. Семинар провели представители руководящего состава Минфина России и Федерального казначейства.
В первый день эксперты рассказали об изменениях, которые планируется внести в Бюджетный кодекс в части совершенствования государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита. Целью данного законопроекта является:
расширение сферы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а в итоге пресечение всех неправомерных расходов;
создание условий для формирования федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
уточнение механизмов применения бюджетных мер принуждения и возмещения ущерба в бюджет;
развитие систем внутреннего финансового контроля и аудита.
В частности, изменения устанавливают для всех уровней бюджетной системы страны единые стандарты контроля, определяющие принципы, основания и порядок проведения контрольных мероприятий, права и обязанности контролеров и объектов контроля, порядок досудебного обжалования и внутреннего контроля качества проведения проверок. На каждом уровне бюджетной системы предполагается принятие локальных стандартов внутренней организации госфинконтроля в соответствии с утвержденными федеральными стандартами.
Лекторы подчеркнули, что на данный момент разработаны специальные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
проверка предоставления межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, и (или) его использования;
проверка предоставления из бюджета и (или) использования субсидии бюджетному (автономному) учреждению;
проверка бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания организации государственного сектора.
Однако большая часть стандартов пока находится в разработке.
Кроме того, в КоАП РФ вводится новая статья 15.15.6-1 «Нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением операций по санкционированию расходов бюджета». В соответствии с ней нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств, принимаемых и отложенных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.
Меняется подход к определению суммы неправомерно использованных средств. Разработан законопроект, согласно которому под таковой понимается сумма средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов, обусловливающих расходные обязательства публичного правового образования, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, либо сумма оплаты объектом контроля неисполненных или ненадлежаще определенных (исполненных) обязательств, предусмотренных контрактом (субконтрактом), повлекших в том числе причинение ущерба (вреда) публично-правовому образованию и (или) необоснованное обогащение исполнителя по контракту (субконтракту).
Лекторы рассказали о последних изменениях, внесенных в постановление Правительства России от 17 марта 2014 года № 193 в части дефиниций внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Руководствуясь ими внутренний финансовый контроль определен как процесс, направленный в том числе на обеспечение достоверности бюджетной отчетности, а внутренний финансовый аудит — как деятельность по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, направленной на повышение качества осуществления внутренних бюджетных процедур. Согласно новой редакции постановления № 193 субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств. Администратор бюджетных средств на основании соглашения вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении того же главного администратора бюджетных средств, в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.
Второй день семинара был посвящен вопросам бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности — изменениям в учете и представлении отчетности в 2018 году. В числе прочих были рассмотрены основные изменения в нормативном правовом регулировании процедур ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях, внедрение федеральных стандартов бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора. Также был озвучен порядок применения классификации операций сектора государственного управления с 2018 и с 2019 годов.
Е. А. ЛЕБЕДЕВА