Мировая экономика обрела стабильность, но эксперты финансового рынка не могут утверждать, что речь идет об устойчивых темпах роста экономики и этот рост не нуждается в стимулировании. Хотя финансисты не только владеют ситуацией, но и знают, какими инструментами вооружиться для того, чтобы система стала более надежной. Об этом говорили участники XXVII Международного финансового конгресса, прошедшего в Санкт-Петербурге 6–8 июня. Темой МФК стала «Финансовая система: устойчивость для роста».
Виновато регулирование
С начала последнего финансового кризиса прошло десять лет. По словам председателя Центрального банка РФ Э. С. Набиуллиной, это повод для анализа причин, которые привели к такой затяжной истории. Хотя пока преждевременно делать выводы о том, что антикризисные меры были эффективными. «Совершенно справедливо, что ответственность за финансовый кризис, имевший такие продолжительные и глубокие последствия для экономики и благосостояния людей во многих странах, в значительной степени возлагается на неадекватное регулирование в финансовой сфере», — сказала Набиуллина. Регулирование (вернее, его недостаток) привело к тому, что в финансовых институтах были накоплены риски, которые потом транслировались в реальную экономику и в силу глобализации затронули практически все страны. И быстрее, сильнее всего — страны, у которых были накоплены собственные внутренние проблемы. Неудивительно, что ответом на кризис стала масштабнейшая реформа финансового регулирования, которая серьезно изменила и продолжает менять облик финансового сектора. Это был реальный ответ на кризис, который меняет правила игры и снижает риски повторения кризиса.
Но, по словам Набиуллиной, одной реформы финансового регулирования недостаточно — мягкая монетарная политика была призвана выиграть время для проведения необходимых структурных реформ и исправления внутренних дисбалансов. Время выиграно, но проведены ли реформы? Ответа пока нет, низкая производительность труда, недостаток инвестиций, накопленные долги — все это угрожает финансовой стабильности многих стран, и все чаще возникают разговоры о новом кризисе. Хотя в прошлом году глобальная экономика продемонстрировала оптимистичные темпы экономического роста — они приблизились к 4% в год, а безработица во многих развитых странах достигла минимального за последние 40–50 лет уровня. Однако это происходит при стимулирующей монетарной политике.
«Для России, где финансовый рынок по мировым меркам очень молод, имеет множество особенностей и специфические проблемы, эти вопросы тоже весьма остры, — отметила глава Банка России. — И тем не менее наша финансовая система устойчивее, чем была десять лет назад, и более того — устойчивее, чем была четыре года назад, в 2014 году». Сохранить устойчивый экономический рост возможно за счет макроэкономической стабильности, отсутствия дисбалансов и чрезмерной долговой нагрузки, здоровой финансовой системы, которая имеет хорошую подушку безопасности в виде капитала и ликвидности. В последние годы Банк России и Правительство РФ уделяли этим вопросам особое внимание. И возросшие внешние риски стали сигналом к тому, чтобы и далее укреплять макростабильность. В прошлом году мы впервые достигли поставленной цели по инфляции. Как подчеркнула Набиуллина, теперь важно закрепить этот результат, сделать низкую инфляцию нормой нашей жизни. Поэтому цель денежно-кредитной политики Банка России на ближайшее будущее — поддерживать инфляцию около 4%.
Задачи финансового рынка
На ближайшие три года перед финансовым рынком стоит несколько важных задач. В частности, сделать финансовый рынок партнером для бизнеса — этому должны способствовать новые финансовые технологии и инструменты. Необходимо усилить регулирование и надзор за банковским сектором, например бороться с карманными банками, манипуляциями рынком, злоупотреблением рыночными механизмами.
Предстоит пересмотреть и ответственность банкиров за противоправные действия, которая находится на низком уровне. И это почти национальная черта российского финансового сектора. К сожалению, до сих пор недобросовестные банкиры могут скрыться за границей. В настоящее время известно о 30 возбужденных уголовных делах и привлечении банкиров к ответственности. По словам главы Центробанка, повышение ответственности банкиров создаст условия для реального надзора и повысит качество отношений в секторе.
Еще одна задача на ближайшее будущее — повышение конкуренции. «Конкуренция в банковском секторе будет в фокусе внимания Банка России, — сказала Набиуллина. — Качество конкуренции не зависит напрямую от количества банков. Да, большое количество банков было лишено лицензии, но все они значительно искажали конкурентное поле, занимаясь незаконными операциями, кредитуя в основном своих же собственников, привлекая средства вкладчиков и кредиторов по завышенным ставкам». Игра по правилам — это основа справедливой конкуренции. Важно, чтобы рыночная конкуренция работала внутри разных категорий банков и финансовых организаций. Поэтому банки и финансовые институты должны найти свои ниши.
Малому банку без какой-либо поддержки трудно выдержать конкуренцию с крупными игроками. Банк России разработал концепцию пропорционального регулирования. Напомним, что 2018-й — год перехода на базовую лицензию для банков с капиталом менее одного миллиарда рублей. Таких банков у нас на сегодняшний день 192 (примерно 150 из них заявили о намерении перейти на базовую лицензию). Их объединенные активы составляют всего лишь около 1% активов банковской системы, это действительно небольшие банки. Центробанк намерен поддерживать институт небольших региональных банков, так как именно они наиболее качественно могут обслуживать индивидуальных предпринимателей и малый бизнес. Значительное упрощение регулирования и отчетности для банков с базовой лицензией делается именно для того, чтобы они смогли сфокусироваться на этом сегменте бизнеса.
Председатель Центробанка отметила, что клиентоориентированность и доверие должны стать идеологической базой развития финансового рынка: «Мы хотим, чтобы и граждане, и компании доверяли финансовым институтам. Мы будем искоренять недобросовестные продажи, для этого выстраиваем поведенческий надзор. Также мы будем расширять использование института деловой репутации, повышать персональную ответственность менеджмента. Ближайшая задача — это создание альтернативного механизма разрешения споров между потребителями и финансовыми организациями».
В этой связи на МФК банковские ассоциации и саморегулируемые организации в сфере финансового рынка подписали меморандум о совместном противостоянии недобросовестным практикам продаж в банковских офисах финансовых продуктов и услуг некредитных финансовых организаций. Меморандум станет механизмом в борьбе профессионального сообщества и Банка России с таким явлением, как мисселинг, когда из-за недостатка информации ожидания граждан не соответствуют тому, что они получают в действительности от финансовых организаций.
Нужны новые механизмы
Председатель правления ПАО «Сбербанк» Г. О. Греф также считает, что причина последнего финансового кризиса — плохое регулирование: «К сожалению, европейское регулирование стало примером того, как делать нельзя. Европейский бэнкинг перестанет существовать. Мы видим самый бесперспективный банковский сектор». По его мнению, в финансовом секторе нужен холистический подход: «Мы боремся с инструментами, а нужно бороться со схемами. Если ограничить залоговое финансирование, это ударит по всей макроэкономике. Необходимо пересмотреть механизмы регулирования, внедрять новые практики на основе передовых технологий».
О пройденных кризисах и необходимости перемен высказались и зарубежные эксперты. Так, экс-генеральный секретарь Совета по финансовой стабильности С. Андерсен уверен, что большая часть ожиданий властей и государств будет реализована, так как финансовая система находится на серьезном контроле. «Но нельзя почивать на лаврах, стоит оценить, достигнуты ли цели, — подчеркнул спикер. — Не стоит заблуждаться и насчет предстоящих рисков. Да, предусмотрены “подушки”, но уже меньшей мощности, к тому же наблюдается усталость от реформ. Энштейн сказал: делать то же самое и ждать других последствий — это безумие. Нам нужно освоить некий новый набор действий».
«Мы сейчас отмечаем 10-летие с начала глобального финансового кризиса, и все говорят о том, как из него выходить, — сказал председатель правления JPMorgan Chase International Д. Френкель. — Но никто не думал тогда, что спустя десять лет мы все еще будем это обсуждать». Эксперт посоветовал: «Если вы хотите обеспечить экономическую стабильность, нужно обеспечить финансовую стабильность, иначе последствия будут колоссальные». По словам Френкеля, основной принцип регулирования — все играют по одним правилам. Должен быть такой механизм, который позволяет видеть ситуацию целиком, видеть кумулятивный эффект, тогда, как сейчас, он не учитывается. Иными словами, регулятор сегодня отображает систему, сложившуюся вчера.
«От регулятора требуется искусство применения надзорных требований, которые должны обеспечивать добросовестность работы участников финансового рынка, не перебарщивая с регуляторной нагрузкой, — отметил председатель Комитета по финансовому рынку Госдумы РФ, председатель совета Ассоциации банков России А. Г. Аксаков. — Что касается законодательства, то мы в ближайшее время примем законы по регулированию цифровых финансовых активов, аудиторской деятельности, использованию инсайдерской информации, страхованию средств малых предприятий в банках и так далее. При этом я приветствую предложение Набиуллиной по страхованию сумм больше 1,4 миллиона рублей для отдельных случаев, когда граждане объективно не могут управлять рисками размещения своих средств в кредитных институтах. В ближайшее время мы запускаем в Думе дискуссию по концепции и законопроектам индивидуального пенсионного капитала. Рассчитываю, что мы примем соответствующий закон до конца года».
«Для банковского сектора на первом месте стоит проблема отсутствия капитала: более чем в половине случаев капитал в банках исчез задолго до отзыва лицензии, возможно, его там и не было, — считает генеральный директор госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов» Ю. О. Исаев. — Вторая проблема — это качество активов на балансе банков. С учетом кризисов качество активов ухудшалось, и были попытки скрыть это от регулятора — реальная стоимость активов по итогам ликвидации банка 12–15 процентов. Это старая проблема, но с каждым кризисом она усугубляется». По мнению Исаева, необходимо идти дальше по пути дифференциации ставок, необходимо разработать механизмы для большего разброса ставок.
«Российская банковская система очень молодая, и ее история коротка, — сказал председатель совета директоров Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) О. В. Вьюгин. — С 1998 года шло ее формирование и накопление рисков — из-за недостатка компетенций управленцев, а следующие десять лет надо было платить за риски, так как экономика больше ничего не смогла дать. Повезло тем банкам, которые начали бизнес после этого. И они сейчас являются бенефициарами экономической ситуации. Поведение всегда связано с ожиданиями собственников и руководства банков. Когда ожидания розовые, возникают риски. Кризис 1998 года подтвердил это. Сейчас банки стали осторожными, ведь появились достаточно большие проблемы».
Новые тренды
В ходе панельной дискуссии «Экономические тренды и их влияние на развитие финансового сектора» экономисты и бизнес-лидеры обсуждали, как среднесрочные и долгосрочные экономические тренды повлияют на развитие финансового сектора в России и как финансовый сектор, в свою очередь, повлияет на рост компаний и экономики в целом. По словам председателя правления, генерального директора ПАО «Газпром нефть» А. В. Дюкова, компания планирует освоить новые направления добычи нефти. «Даже при растущих технологических трендах, ВИЭ и электромобилях спрос на нефть продолжит расти до 2030 года, — считает Дюков. — Но стоит понимать, что добыча нефти — этом не производство чего-то. Месторождения истощаются, и мощности нужно будет замещать. Поэтому следующий тренд — новые проекты, в которые мы будем продолжать инвестировать. Это означает, что возникнет спрос на новые заимствования, Желательно при этом, чтобы они были доступны». Кроме того, компания вынуждена переходить на работы с запасами других классов нефти, трудноизвлекаемых. Они требуют новых технологических решений и оборудования. Если говорить о разработчиках ИТ-решений и оборудования, то и у них появятся дополнительные задачи и вышеупомянутый спрос на заимствования.
Президент — председатель правления ПАО «Банк ВТБ» А. Л. Костин в качестве главных трендов отметил влияние экономических и политических рисков, разрушение мировой торговли, использование экономических методов для решения политических вопросов. Все это накладывает новые риски на мировую финансовую систему. При этом очевидны позитивные тенденции, ожидание роста кредитования благодаря снижению учетной ставки Центробанка и наведению порядка в системе.
Исполнительный директор Бреттон-Вудского комитета М. Узан главнейшей тенденцией современного финансового сектора считает выход из стагнации. При этом он отметил, что неопределенность геополитики станет новой проблемой и нужно будет понять, как это отразится на финансовой системе.
И. И. КРИВОШАПКА
Справка «Бюджета»
В этом году финансовый конгресс посетили более 1,2 тысячи представителей из России и 41 страны. Больше всего участников, помимо российских, было из США, Великобритании и Казахстана. Деловая программа МФК включала более 30 мероприятий. В фокусе дискуссий участников оказались вопросы развития экономики и финансов, денежно-кредитной политики, банковского бизнеса, платежных систем, рынка пенсионных накоплений, страхования, микрофинансирования, финансовых технологий, финансовой доступности и финансовой грамотности и многие другие. Нынешний МФК добавил в консервативную тему финансов свежие ноты дидждитал-технологий, которые, безусловно, будут способствовать движению отрасли вперед и вверх, как и полагается прогрессу.
Цифровизация финансового рынка
Один из ключевых приоритетов деятельности Банка России — создание условий для цифровизации финансового рынка. Поддержка цифровых технологий придаст серьезный импульс, а также обеспечит качественно новый уровень в развитии конкуренции, повышении доступности, прозрачности, инвестиционной привлекательности российского финансового рынка и защите прав потребителей. Для решения этих задач Банком России утверждены Основные направления развития финансовых технологий на 2018–2020 годы, которые предусматривают комплексное регулирование сферы, а также разработку и внедрение платформенных, технологических и организационных решений для цифровизации финансового сектора, включая такие направления, как удаленная идентификация, система быстрых платежей, финансовый маркетплейс, регулятивная песочница, открытые интерфейсы и др.
Презентационная зона
Оператор МФК, Фонд Росконгресс, впервые открыл для гостей конгресса новый сервис — презентационную зону для демонстрации финансовых продуктов и сервисов, проведения деловых встреч и мероприятий. Посетители могли познакомиться с тенденциями развития финансового сектора, рекомендациями своих коллег, узнали о технологических новшествах, которые в ближайшие годы могут изменить лицо отрасли.