Версия для печати 1894 Материалы по теме
Найти баланс

Государственный долг Алтайского края — один из самых низких в Российской Федерации. При этом регион — один из лидеров в стране как по числу льготников, так и по абсолютным размерам предоставляемых мер социальной поддержки. По количеству поселений край занимает четвертое место в России. О том, как удается найти баланс, рассказал временно исполняющий обязанности заместителя председателя правительства, министра финансов Алтайского края Владимир Геннадьевич ПРИТУПОВ.

— Владимир Геннадьевич, с каким результатом Алтайский край завершил прошлый год, как обстоят дела с текущим исполнением бюджета?

— В прошлом году доходы консолидированного бюджета края впервые превысили 100 миллиардов рублей, составив 102 миллиарда, или 103 процента к уровню 2016 года, в том числе налоговые и неналоговые доходы — 66,3 миллиарда рублей, рост в сопоставимых условиях — 106 процентов. Рост собственных доходов обеспечен за счет работы по повышению налогового потенциала, улучшения собираемости платежей. Законодательством Алтайского края установлены только социальные льготы по транспортному налогу. В 2017 году принят ряд законов, направленных на стимулирование экономической деятельности. Данные меры позволили увеличить долю собственных доходов в структуре консолидированного бюджета до 65 процентов.

Безвозмездные поступления в 2017 году составили 35,7 миллиарда рублей, рост к 2016 году — 108 процентов. Правительство РФ изменило подходы к распределению межбюджетных трансфертов. Проведена централизация одного процента налога на прибыль в фонд выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Распределение дотации на выравнивание осуществлено с учетом расчетного объема расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований. Все это повысило эффективность выравнивания межбюджетных отношений. Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставленный Алтайскому краю в 2017 году, увеличен на 5,6 миллиарда рублей, или на 33 процента к 2016 году. На 2018 год объем дотации также увеличен на 4,5 миллиарда рублей, это на 20 процентов больше, чем мы получили в 2017 году.

Расходы консолидированного бюджета составили 99,8 миллиарда рублей, рост к 2016 году — 106 процентов. На отрасли социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, спорт, социальная политика) направлено 69,8 миллиарда рублей, или 70 процентов расходов. В том числе на меры социальной поддержки (включая обязательное медицинское страхование неработающего населения) — 29 миллиардов рублей (28 процентов), на национальную экономику — 18 миллиардов (17 процентов). В крае проводится ответственная бюджетная политика, взвешенная долговая политика, что позволяет обеспечивать стабильность и устойчивость бюджетной системы и является существенным фактором, учитываемым при распределении федеральной финансовой помощи.

— У вас высокая доля расходов социального характера. Как удается обеспечивать сбалансированность бюджета?

— Алтайский край — один из лидеров в стране как по числу льготников, так и по абсолютным размерам предоставляемых мер социальной поддержки, а расходы на социальную поддержку населения составляют третью часть расходов консолидированного бюджета края. В 2016 году была проведена инвентаризация мер социальной поддержки, усилен ее адресный характер, произведена корректировка регионального законодательства. Изменения вступили в силу с 2017 года.

C апреля 2017 года компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющим образовательную деятельность и проживающим в сельских населенных пунктах, заменена выплатой в твердой денежной сумме в размере 1,8 тысячи рублей в месяц. На компенсацию указанных расходов сельских педагогов в 2017 году направлено около миллиарда рублей. На 2018 год произведена индексация отдельных мер социальной поддержки на величину роста тарифов ЖКХ. Выплата сельским педагогам в 2018 году составляет 1,9 тысячи рублей в месяц, иным специалистам, работающим и проживающим на селе, — 800 рублей в месяц.

В целях рационального использования средств краевого и местных бюджетов, обеспечения оптимизации бюджетных расходов проводились мероприятия по реструктуризации бюджетной сети. За 2017 — начало 2018 года количество государственных и муниципальных учреждений (юридических лиц) в крае сократилось на 940 единиц. Принятые меры позволили обеспечить стабильное исполнение бюджета в 2017 году.

— А как обстоят дела с исполнением местных бюджетов?

— Бюджетная система края включает в себя 719 местных бюджетов: 10 бюджетов городских округов, 59 районных бюджетов, 650 бюджетов поселений (7 городских поселений и 643 сельских поселения). По количеству поселений край занимает четвертое место в России.

Доходы местных бюджетов в 2017 го­­ду превысили 41,4 миллиарда рублей, рост к 2016 году — 114 процентов. Доля налоговых и неналоговых доходов составила 41 процент от общего объема доходов, остальное — финансовая помощь из краевого бюджета. Налоговые и неналоговые доходы поступили в объеме 16,9 миллиарда рублей, это 103 процента к уровню 2016 года (районы — 102 процента, города — 104 процента к 2016 году).

Финансовая помощь местным бюджетам в 2017 году составила 24,3 миллиарда рублей, что на 4,3 миллиарда, или на 22 процента, больше уровня 2016 года. Всего в виде дополнительной финансовой помощи на выполнение местных полномочий в 2017 году направлено 4,8 миллиарда рублей.

В 2017 году в крае принято беспрецедентное решение: местным бюджетам была предоставлена финансовая помощь в размере 2,7 миллиарда рублей на реструктуризацию и погашение задолженности местных бюджетов и муниципальных учреждений. Муниципалитеты направили эти субсидии на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уплату налоговых платежей, погашение задолженности по своим кредитам.

Субсидии выделялись муниципалитетам на основании соглашения. В рамках заключенных соглашений определены условия предоставления межбюджетного трансферта, неисполнение которых влечет обязанность вернуть субсидии в краевой бюджет. И на сегодняшний день у муниципалитетов нет задолженности перед коммерческими банками: 99 процентов муниципального долга — это бюджетные кредиты.

— Государственный долг Алтайского края в 2017 году претерпел изменения?

— Государственный долг Алтайского края по-прежнему минимальный. По его объему мы занимаем пятое место среди субъектов РФ. По состоянию на 1 июня 2018 года государственный долг составил 2 миллиарда рублей, или 4 процента собственных доходов краевого бюджета.

Размер муниципального долга на 1 июня 2018 года — 1,4 миллиарда рублей. После выделения муниципалитетам в 2017 году субсидии, о которой я рассказал, объем муниципального долга сократился на 1 миллиард рублей за счет полного погашения банковских кредитов, значительно сокращены расходы на обслуживание муниципального долга. В 2016 году на обслуживание долга было направлено 185 миллионов рублей, в 2017 году — 111 миллионов. Высвободившиеся средства направляются на развитие социально-экономических отраслей края. Политика Алтайского края в области государственных внутренних заимствований направлена на обеспечение низкой долговой нагрузки на экономику региона, снижение затрат на обслуживание госдолга, своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств.

— В 2016 году Алтайский край стал участником федерального проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах РФ в 2016–2018 годах». Можете озвучить первые итоги и обозначить планы на 2018 год?

— Участвуя в программах поддержки местных инициатив (ППМИ), жители непосредственно определяют направления расходования бюджетных средств, софинансируют выбранные объекты, при этом они вправе контролировать выполнение работ. На территориях муниципальных образований, последовательно использующих механизмы инициативного бюджетирования, эксперты отмечают повышение удовлетворенности населения качеством жизни и муниципальных услуг, доверия к органам власти, восприятия собственной роли в решении местных проблем. Принцип вовлечения граждан в решение вопросов местного значения стал основой для реализации ППМИ на территории Алтайского края.

В 2017 году было реализовано 75 проектов в 36 муниципальных районах и одном городском округе. Количество благополучателей — 85 тысяч человек. Объем субсидии составил 42 миллиона рублей.

В текущем году межведомственная комиссия по проекту поддержки местных инициатив рассмотрела 231 заявку от 50 муниципальных районов и трех городских округов, победителями конкурса признаны 165 проектов, что в два раза превышает уровень 2017 года. Объем субсидии составил 99,5 миллиона рублей. Средства будут направлены победителям конкурса в 48 муниципальных районов и три городских округа.

На реализацию 165 проектов всего потребуется 162,8 миллиона рублей. Наибольшую долю (61,1 процента, или 99,5 миллиона) составят средства краевого бюджета. 22,2 процента, или 36,2 миллиона, — вложения местных бюджетов. Жители населенных пунктов и местные предприниматели внесут 13,4 миллиона (8,2 процента) и 13,7 миллиона (8,4 процента) соответственно. Средняя стоимость одного проекта — 986,7 тысячи рублей. Благополучателями станут 161,5 тысячи человек. Проекты определяли сами жители. Это объекты культуры — 28 процентов от общего числа, детские площадки — 20 процентов, спортивные объекты — 15 процентов, объекты водоснабжения — 12 процентов, мемориалы славы — 7 процентов, места отдыха и объекты благоустройства — 5 процентов, дороги — 5 процентов и другие.

— Владимир Геннадьевич, приступили к подготовке бюджета на 2019 год?

— По поручению временно исполняющего обязанности губернатора Алтайского края Министерство финансов начало работу по подготовке проекта закона о краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Министерство экономического развития края в целях составления проекта бюджета приступило к разработке прогноза социально-экономического развития региона на 2019 год и плановый период. Для работы над проектом бюджета создана рабочая группа из представителей постоянных депутатских объединений (фракций), отраслевых комитетов Алтайского краевого заксобрания, представителей органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления.

Подготовил И. И. ИВАНОВ


Поделиться