О том, что представляет собой бюджет Омской области в 2018 году, с чем пришлось столкнуться финансистам региона к концу первого полугодия и как удается сдерживать долговую нагрузку и при этом выполнять все обязательства региональной власти, журналу «Бюджет» рассказал министр финансов Омской области Вадим Александрович ЧЕЧЕНКО.
— Вадим Александрович, с какими итогами Омская область подошла к началу 2018 года?
— В прошлом году региону удалось, скажем так, провести перезагрузку бюджета, направленную на ликвидацию негативных последствий кризиса 2015–2016 годов, и бюджет текущего года для нас — первый за последние несколько лет, когда мы не только полным рублем обеспечили все ключевые обязательства, но и смогли какие-то реальные ресурсы направить на развитие территории. Область крепко затянула пояс и пожертвовала рядом расходных статей еще в 2015 году, когда невыполнение запланированного прогноза по доходам достигло 14 процентов, или 7,8 миллиарда рублей, и долговая нагрузка приблизилась к угрожающему значению — 85 процентов от налоговых и неналоговых доходов региона.
За 2016–2017 годы ситуация выровнялась, мы кардинально изменили долговую политику, установив четкие цели по сокращению долговой нагрузки и дефицита бюджета. Поэтому в конце 2017 года на этапе входа в объявленную Президентом РФ программу реструктуризации бюджетных кредитов региону уже не пришлось вводить дополнительные самоограничения. Требования Федерации, по сути, соответствовали нашим ключевым подходам. И в 2017 году размер дефицита бюджета был приведен к минимальному за последние семь лет значению — 643 миллиона рублей с учетом снижения остатков средств на счетах.
— Какой объем кредитов попал под реструктуризацию с 2018 года?
— Сумма бюджетных кредитов, которые были предоставлены Омской области и по которым платежи теперь распределены на семилетний период, составляет свыше 16,4 миллиарда рублей. При этом согласно условиям программы реструктуризации регион за срок ее действия должен сократить долговую нагрузку с 77,2 процента, которые сложились к началу 2018 года, до 51 процента. Понятно, что за семь лет сделать это очень сложно. Как и коллеги из ряда других регионов, рассчитываем на продление программы реструктуризации на срок до 12 лет.
— Условия, в которых формировался бюджет региона на 2018 год, изменились по сравнению с предыдущим периодом?
— С учетом реструктуризации части госдолга условия в целом были благоприятными. Социальные расходы нам удалось заложить либо на уровне предыдущего года, либо с ростом. Существенный прорыв стал возможен благодаря тому, что на 2018 год Омская область получила максимальную в стране дотацию на сбалансированность — 8,5 миллиарда рублей. Это позволило при принятии бюджета половину от этой дотации направить на формирование временного профицита и в феврале распределить зарезервированные средства по приоритетным направлениям.
Что касается других факторов, то, безусловно, как и на бюджетах других регионов, на бюджете Омской области сказываются те решения по перераспределению доходных источников, которые были приняты на уровне Федерации и вступили в силу с начала прошлого года или с начала этого года. Это и снижение ставки по налогу на прибыль организаций на один процент в той части, которая зачисляется в региональный бюджет, и предоставление в текущем году федеральной льготы по налогу на движимое имущество, и изменение норматива зачисления акцизов на нефтепродукты. Были и риски, связанные с изменением механизма зачисления акцизов на крепкий алкоголь, но у нас они, к счастью, не реализовались — региону установлен сравнительно высокий норматив на 2018 год, и доходы от данного источника запланированы в этом году даже с ростом к уровню 2017 года. Другими словами, регион, напротив, оказался защищен от резкого снижения поступлений акцизов при сокращении объемов производства крепкого алкоголя на территории Омской области.
— Вы упомянули приоритетные направления расходов. О каких направлениях идет речь?
— Правительство области жестко следит за исполнением всех социальных обязательств, в том числе и тех, которые обозначены майскими указами Президента РФ в части повышения заработной платы бюджетников. Заработная плата бюджетников — сегодня самая внушительная статья расходов для региональных бюджетов. Если быть точным, региональный фонд оплаты труда работников бюджетной сферы согласно действующей редакции закона о бюджете Омской области достиг в 2018 году с учетом межбюджетных трансфертов муниципалитетам 30,6 миллиарда рублей. В 2017 году фонд оплаты труда составлял 26,5 миллиарда, то есть расходы на эти цели выросли за год более чем на четыре миллиарда рублей.
Растут затраты и на содержание учреждений, на лекарственное обеспечение. В общей сложности на социалку уходит две трети бюджета, а вместе с нормированными расходами (такими, как Дорожный фонд, например) вообще под 90 процентов выходит. В целом зарегулированных расходов с каждым годом становится больше. Так, уже известно, что с 2019 года на формирование дорожных фондов регионы должны будут направлять еще и поступающие в бюджет штрафы за нарушения ПДД в полном объеме, а у нас это около 650 миллионов рублей.
— Примерно 90 процентов расходов, как вы говорите, зарегулированы, а на что идут оставшиеся десять процентов?
— Во-первых, нам нужно закрыть самые проблемные вопросы из тех, которые к первоочередным не относятся, но на качество жизни людей влияют напрямую. А во-вторых, инвестировать в развитие территории, в развитие экономики. Сейчас все свободные ресурсы сконцентрированы на тех точках роста, которые были определены в начале года. Так, на реализацию в регионе ипотечной программы направлено 360 миллионов рублей, с помощью этой меры рассчитываем и гражданам дать возможность купить жилье с использованием кредита по минимальной ипотечной ставке, и поддержать строительную отрасль, на которой положительно скажется рост продаж на первичном рынке. Внушительный объем средств направлен на ремонт и оснащение муниципальных и областных учреждений. Только на муниципальные школы в этом году уйдет около 500 миллионов рублей. Много лет эти вопросы не решались в должном объеме, и в последующие годы нам в любом случае придется заниматься накопленным недоремонтом.
Ряд мероприятий, на которые предусмотрено финансирование в текущем году, направлены непосредственно на развитие экономики региона. Это субсидии малому и среднему бизнесу, субсидии сельхозпроизводителям, компенсация затрат на инфраструктуру для производственников. Кроме того, регион профинансировал в этом году создание Фонда развития промышленности, который будет предоставлять целевые займы промпредприятиям на льготных условиях.
— Процесс исполнения бюджета — в самом разгаре. С какими проблемами вы уже столкнулись?
— Если анализировать основные доходные источники, мы видим действительно противоречивые тенденции. С одной стороны, в регионе растет средняя заработная плата, в первую очередь за счет работников бюджетной сферы, и благодаря этому хорошую динамику показывают отчисления по налогу на доходы физических лиц. При запланированном в бюджете росте к уровню 2017 года в размере 6,6 процента за первое полугодие положительная динамика по НДФЛ превысила 13 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года. Есть положительная динамика в сравнении с предусмотренными в бюджете значениями и по ряду других источников. Но, с другой стороны, она, к сожалению, пока не перекрывает того снижения, которое мы видим, в первую очередь по налогу на прибыль организаций.
Отчисления по налогу на прибыль организаций за первые шесть месяцев 2018 года сложились примерно на 12 процентов ниже, чем за первое полугодие 2017-го, тогда как по этому году они планировались с ростом на 3,7 процента к уровню прошлого года. Здесь против нас сыграла отличительная особенность Омской области — высокая степень филиализации экономики. Дело в том, что около 40 процентов поступлений налоговых доходов в областной бюджет обеспечивают структурные подразделения федеральных холдингов. Понятно, что объем поступлений от них напрямую зависит от федеральных экономических тенденций, на которые мы при всем желании не можем повлиять.
Предварительный анализ первого полугодия показывает, что местные налогоплательщики дают положительную динамику по налогу на прибыль на уровне плановых показателей, а снижение идет именно по компаниям, входящим в КГН, и другим крупнейшим налогоплательщикам, встроенным в вертикально интегрированные холдинги. Мы ведем переговоры с предприятиями и рассчитываем, что результаты по июлю — августу скорректируют эту тревожную тенденцию, но уже сейчас понятно, что дополнительные решения по балансировке бюджета предстоит принимать. Это не критичная ситуация, ведь, жестко зафиксировав долговые параметры бюджета, мы создали для себя тем самым определенную подушку безопасности. Другими словами, запаса прочности у областного бюджета хватит.
— Как, на ваш взгляд, можно разрешить ситуацию, при которой невозможно точно спрогнозировать платежи вертикально интегрированных холдингов?
— Безусловно, мы понимаем, что ориентироваться только на крупных налогоплательщиков рискованно, что надо уделять внимание малому и среднему бизнесу и вкладывать средства в его развитие. И, разумеется, мы этим занимаемся в рамках своих возможностей. Вместе с тем в Омской области значителен так называемый федеральный фактор, и возникающие вопросы нельзя замалчивать. Тревогу вызывают намерения Правительства РФ с 2023 года ликвидировать механизм КГН вслед за отменой требования о контроле за трансфертным ценообразованием внутри страны.
По нашим прогнозам, Омская область при ликвидации механизма КГН столкнется с существенным сокращением поступлений в бюджет. Более того, есть основания предполагать, что в случае принятия такого решения выпадающие доходы получит большая часть регионов, а выиграют только те субъекты РФ, в которых зарегистрированы головные офисы крупных холдингов. Поэтому мы рассчитываем на то, что на федеральном уровне сделают реалистичную оценку ситуации в регионах с высокой степенью филиализации. Никто не предлагает вмешиваться в деятельность налогоплательщика, который работает в соответствии с существующим законодательством, но важно принимать взвешенные решения в сфере налогового законодательства, хорошо просчитывать последствия этих решений, чтобы избежать ситуации, когда ряд регионов столкнется с неразрешимыми проблемами сбалансированности бюджетов.
— От разговора о внешних тенденциях давайте перейдем к межбюджетным отношениям внутри региона. Омская область отличается еще и тем, что на ее территории, кроме областного центра, нет крупных городов. Какой отпечаток это накладывает на межбюджетку?
— Да, это так, 60 процентов жителей региона живут в городе Омске, а все 32 района Омской области — это дотационные муниципальные образования, из областного бюджета на их поддержку идут огромные суммы в виде межбюджетных трансфертов. Конечно, возможности для совершенствования и развития есть всегда. Так, сейчас мы провели серьезную работу по анализу доходов и расходов муниципалитетов для построения модельного бюджета. В соответствии с полученными моделями будет скорректировано распределение дотаций между муниципалитетами, и наша цель — сделать так, чтобы каждый без исключения район смог профинансировать все основные направления бюджетных расходов.
Для повышения заинтересованности муниципалов в развитии собственной налоговой базы мы активно используем возможность заменять часть полагающихся муниципалитетам дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами по НДФЛ. Могу сказать, что сегодня практически у всех районов региона поступления по допнормативам существенно превышают объем прочих собственных доходов. Вместе с тем мы понимаем, что этого стимула недостаточно. Глава Омской области А. Л. Бурков дал поручение разработать эффективный механизм стимулирования муниципальных районов, обеспечивающий рост собственных налоговых и неналоговых доходов. До конца года мы планируем внедрить такой дополнительный инструмент поддержки муниципалитетов, заинтересованных в развитии территории.
— Возвращаясь к разговору о долговой политике. В мае — июне Омская область объявила чуть ли не два десятка аукционов на кредитование, какие результаты получены?
— На момент нашего с вами разговора еще не все контракты заключены, но предварительные итоги подвести уже можно. Мы проводим досрочное рефинансирование всего объема коммерческих заимствований, используемых сегодня регионом. Это 23,5 миллиарда рублей. На предыдущем цикле рефинансирования мы снизили ставку до 8 процентов годовых, сейчас основная часть кредитов получена под 7,5 процента. Добавлю, что в прошлом году только в результате рефинансирования банковских кредитов мы сэкономили на уплате процентов порядка 650 миллионов рублей. А в целом с учетом работы по управлению остатками на едином счете бюджета в 2017 году экономия средств на обслуживании госдолга превысила 1,3 миллиарда рублей.
— Минфин Омской области приступил к формированию проекта бюджета на 2019 год. Какие перспективы просматриваете?
— Пока принципы построения бюджета остаются прежними — живем по средствам, проводим приоритизацию расходов, не допускаем роста уровня долговой нагрузки и сводим к минимуму дефицит. При всем этом стоять на месте регион, конечно, не будет. Впереди у нас, как и у других субъектов РФ, решение тех масштабных задач, которые сформулированы в указе Президента РФ в мае текущего года. Смеем рассчитывать на соответствующие новые возможности, на то, что дополнительные обязательства будут подкрепляться доходными источниками, что выравнятся те внешние экономические факторы, которые так сказываются на бюджете региона.
А сейчас, в середине года, самое важное, чего мы ждем от Федерации, — это своевременное распределение объемов дотаций регионам на 2019 год и плановый период. На наш взгляд, уже в августе текущего года регионам нужно владеть информацией о том, какой объем нецелевой поддержки будет получен в следующем году, а также о том, будет ли какое-то перераспределение доходных источников между уровнями бюджетов. Иначе регионам будет очень сложно своевременно сформировать сбалансированные бюджеты. И планового периода это тоже касается.
Отмечу, что в начале июня на совещании в Ялте первый заместитель министра финансов РФ Л. В. Горнин заявил, что Минфин России готов вернуться к распределению дотаций в плановом периоде на стадии формирования федерального бюджета. Рассчитываем на это всерьез, потому как понимаем, что дотационным регионам без понимания объема нецелевой поддержки на три года вперед невозможно формировать на перспективу экономические расходы, заключать долгосрочные контракты, предусматривать на весь трехлетний период долю софинансирования по федеральным субсидиям. Также рассчитываем, что в период планирования бюджета сможем опираться на стабильную законодательную базу и не столкнемся с неожиданными сюрпризами в виде каких-либо существенных изменений в профильном законодательстве.
Подготовила О. В. УМОВА