Раиса ЗАРЕМБА, вице-мэр Калининграда, председатель Комитета по финансам и контролю мэрии города
История финансового органа города, коллектива Комитета по финансам и контролю мэрии, неразрывно связана с жизнью Калининграда.
Наш город имеет сложную историческую судьбу. В 1945 г., после окончания Второй мировой войны, состоялась Потсдамская конференция, на которой было принято решение о ликвидации Восточной Пруссии и передаче трети ее территории Советскому Союзу. Так 60 лет назад на развалинах Восточной Пруссии возникла новая российская область, самая молодая и самая многонациональная. Это самый западный уголок страны, отделенный теперь от России несколькими государственными границами, но все же неразрывно связанный с нею.
До весны 1946 г. область управлялась военной администрацией. Город стоял в руинах. Сильно пострадали транспортные коммуникации, водопровод, канализация, энергетическое, жилищное хозяйства. Из 360 предприятий, существовавших на этой территории, 182 были разрушены полностью. Казалось, восстановить древний город невозможно, легче построить заново. Целые кварталы были завалены обломками. Колоссальная работа требовалась, чтобы оживить этот мертвый город.
В таких тяжелейших условиях зарождались гражданские органы управления областью и городом. 7 апреля 1946 г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Кенигсбергской области в составе Российской Федерации. Для управления новой территорией создано Управление по гражданским делам Кенигсбергской области (4 июля 1946 г. область переименована в Калининградскую). Началась передача власти от военных органов гражданским.
Финансовые органы новой российской области начали свою деятельность в мае 1946 г. Отсчет истории финансового органа города идет с 20 мая 1946 г. – даты издания приказа № 1 по городскому финансовому отделу управления по гражданским делам Кенигсберга о зачислении в штат 17 работников (из 24 по штатам), откомандированных Министерством финансов РСФСР.
Заведующим финансовым отделом города был назначен Николай Сергеевич Белов. На работу в Кенигсберг 45-летний Белов, участник Великой Отечественной войны и кавалер ордена Отечественной войны П степени, был откомандирован Министерством финансов РСФСР. Солидный практический опыт работы в финансовых органах позволил ему возглавлять городской отдел на протяжении 17 лет.
Становление финансового органа и всей финансовой системы города шло напряженно: в новом крае остро ощущалась нехватка кадров. Специалистов в городе не было, все работники направлялись министерствами в область. Отсутствовало необходимое материально-техническое снабжение, была слабая правовая и нормативная база. И все это на фоне жилищных проблем, недостатка продуктов и промышленных товаров.
Война закончилась, но шло еще скрытое противоборство населения разных идеологий, ведь для советских людей немцы ассоциировались с фашизмом, врагом. Невозможно сразу забыть выжженные села и города, гибель родных и близких. Поэтому неслучайно в области были голод, эпидемии, смерть, отмечались случаи саботажа, процветали грабежи. В таких условиях приходилось работать первопроходцам-финансистам.
Деятельность финансового органа затруднял и языковой барьер: общаться нужно было с немецкоговорящим населением, а в финотделе имелся всего один переводчик. Особенно трудно было налоговым инспекторам работать, не зная языка, с частными торговцами и кустарями. Правовой вакуум в нашей уникальной для тех времен области приводил к сбоям в работе, препятствовал увеличению поступлений в бюджет. Многие инструкции Минфина не выполнялись, поскольку Министерство юстиции не распространяло их действие на немецкое население. Нормативной документации по работе с частными торговцами и кустарями не было.
Требовалось выявить, поставить на учет и зарегистрировать не только все предприятия и организации, но и кустарей. Финансисты работали, преодолевая трудности, и уже через два с половиной месяца подоходный налог поступал от 155 зарегистрированных предприятий – это почти четверть доходов первого городского бюджета. В результате бюджет города (май-декабрь) к концу 1946 г. был выполнен: по доходной части – на 98,2%, по расходам – на 81,1%.
Важным этапом в жизни города было формирование в 1947 г. административных районов и создание в их структурах районных финансовых отделов.
На долю первопроходцев Калининградской земли пришлось очень сложное, но вместе с тем интересное время – период восстановительно-строительных работ в городе. Пущена первая линия трамвая. Открылся первый кинотеатр «Победа». В сентябре 1946 г. за парты село 16 тыс. школьников. Зазвучали в эфире слова радиостанции «Говорит Калининград». Передачи Калининградского телевидения стали регулярными. Началось промысловое освоение Северной Атлантики, сельдяные экспедиции. Открылись воздушные линии Калининград – Москва, Калининград – Рига. Начались занятия в пединституте (сейчас Российский государственный университет им. Иммануила Канта), средней мореходке (морской колледж), техникуме советской торговли, энергетическом техникуме (ныне технический колледж), Калининградском техническом институте рыбного хозяйства и промышленности (сейчас Калининградский государственный технический университет). Распахнул двери областной драматический театр, заработал Дворец культуры рыбаков, широкоэкранный кинотеатр «Россия». Началась промышленная добыча янтаря…
Послевоенные годы отличались атмосферой энтузиазма, ощущением востребованности своего труда. Любые трудности казались преодолимыми – и действительно преодолевались. Но это время осталось в памяти еще и потому, что труд, упорство, устремления и вера в будущее подкреплялись конкретными правительственными решениями. Так, для финансовых работников в июле 1948 г. были введены персональные звания «Советник финансовой службы», в 1950-е гг. учрежден нагрудный знак «Отличник финансовой работы» (награда возобновлена в 1999 г.). Многие калининградские финансисты были удостоены правительственных званий и наград.
В 1963 г. на посту заведующего финотделом Николая Сергеевича Белова сменил его заместитель, Михаил Иванович Баранов. Время деятельности Баранова в должности заведующего – 23 года – совпадает с бурным развитием города, расцветом жилищного строительства и благоустройства. В этот период вводится в действие Домостроительный комбинат, начинает работать кардиологический центр областной больницы, построенный на средства от коммунистических субботников и ставший одним из лучших в стране, открывается троллейбусное движение, вводится в строй эстакадный мост через реку Преголя, реконструируется здание концертного зала, в котором проходят международные конкурсы органистов, открывается Кукольный театр, музей янтаря. Город заиграл фонтанами.
Третьим заведующим финансовым отделом в сентябре 1986 г. стал Александр Васильевич Цапенко – финансист с 40-летним стажем в финансовой системе.
Нужно сказать, что наши предшественники и современники-финансисты старшего возраста работали практически в другом измерении: иной была территория страны, ее структура, экономика, опыт. Был другой бюджет. Доходы, как правило, превышали расходы.
С 1990 г. финансовый орган города возглавляю я – четвертый по счету руководитель за 60 лет его истории. Мое время работы совпало с началом перестройки – распадом супердержавы, разрывом экономических связей, изменением геополитического положения нашей уникальной области. Это был сложный период становления новых социально-экономических отношений, и от финансистов 1990-х гг. потребовались титанические усилия для решения возникших проблем.
В 1991 г. Российская Федерация унаследовала бюджетную систему унитарного высокоцентрализованного государства, в которой региональные и местные власти не имели сколько-нибудь значимой бюджетной самостоятельности. Такая система могла функционировать только в условиях централизованного планирования и прямого административного подчинения. Стихийная децентрализация, «парад суверенитетов» привели к дезорганизованности экономики и финансовой системы государства.
С принятием федеральных законов о развитии местного самоуправления зарождается новая муниципальная система самоуправления, одновременно происходит перестройка бюджетной системы.
Кульминационным моментом развития бюджетных отношений в городе стал переход в 1993 г. на единый бюджет Калининграда. Концентрация бюджетных средств была продиктована необходимостью выравнивания финансового обеспечения районов города и осуществления общегородских программ. Администрации районов перестали быть финансово самостоятельными.
Время показало, что экономический прогноз и политическая воля руководства города оправдали себя. Калининград выжил, сохранив свою инфраструктуру.
В 1996–1998 гг. финансы страны оказались в состоянии глубокого кризиса. Массовый характер приобрели неденежное исполнение бюджета, задержки в выплате зарплаты работникам бюджетной сферы. Резко возросли и долги городского бюджета. В результате ослабевала доходная база, снижались доходы; более того, возникла война бюджетов – между центром и регионами, регионами и муниципальными образованиями. Необходима была принципиально иная идеология выстраивания межбюджетных отношений – разделение не денег, а полномочий. А это потребовало пересмотра ставших привычными подходов.
Реформирование финансовой системы города предполагало и упорядочение структуры комитета. Итогом проводимых структурных преобразований стало упразднение отделов социального развития районов, выполнивших свои функции в переходный период формирования единого бюджета. Одновременно в целях усиления контрольных функций финансового органа за экономным и целевым расходованием бюджетных средств создается отдел контроля за исполнением бюджета.
В 2000 г. в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ назрела необходимость совершенствования управлением муниципальным долгом, внедрения единой системы учета и организации контроля долговой нагрузки на бюджет города. В структуре Комитета появился отдел по управлению муниципальным долгом. Однако, как показала практика, управление муниципальным долгом невозможно без анализа финансово-хозяйственной деятельности основных должников – предприятий городского хозяйства, задержавших выплаты за потребленные энергоресурсы. Поэтому в 2002 г. на базе двух отделов создается отдел финансов городского хозяйства.
С января 2000 г. введены в действие Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. В Бюджетном кодексе законодательно закреплены правила управления бюджетными ресурсами через органы казначейства. Руководством Комитета принимается решение об изменении с 1 января 2003 г. структуры Комитета и создании в его структуре Управления казначейского исполнения бюджета без увеличения штата. Результатом колоссальной работы стал переход всех 350 бюджетополучателей на казначейскую систему исполнения бюджета города к концу 2003 г.
В течение трех последних лет проводятся мероприятия, направленные на совершенствование казначейской системы исполнения бюджета города, перехода на новую бюджетную классификацию и на новый план счетов бюджетного учета в бюджетных учреждениях. С 1 января 2006 г. на казначейскую систему переведены операции по использованию средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Бюджет 2006 г. составляет 5,093 млрд руб. Такого бюджета мы не имели никогда. За пять лет объем доходов вырос на 3,8 млрд руб., что создало определенную стабильность. И хотя бюджет по-прежнему дефицитный, город имеет возможность развиваться, решать социальные проблемы, так как сформированы источники покрытия дефицита. Мы получаем значительные средства от приватизации муниципального имущества, берем долгосрочные кредиты в банках. Все это стало реальностью только благодаря стабильности бюджета, возросшему доверию к власти города.
В течение ряда лет в Калининграде не было проблем с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы. Более того, с 2006 г. мы выдаем аванс.
Истекший год был для нас напряженным и насыщенным. Огромная работа проведена по подготовке объектов и проведению мероприятий, посвященных празднованию юбилея – 750-летия города: это реконструкция исторического центра – городской площади Победы, строительство причалов и места размещения центра «Рыбная деревня», а также пешеходного моста через реку Преголя в этом районе, реконструкция транспортной развязки, примыкающей к памятнику «Королевские ворота», и дорог по улице А. Невского, Московскому проспекту и проспекту Победы, завершение строительства храма Христа Спасителя, реконструкция зоопарка и т.д.
Праздник удалось провести на высоком уровне; объем финансирования был огромным для Калининграда – только из федерального бюджета мы получили более 1 млрд руб. Но несмотря на серьезные капитальные вложения, направленные на объекты, которые вводились в строй в дни праздников, в городской адресной инвестиционной программе объекты, важные для обеспечения города и комфортной жизни горожан, были профинансированы на сумму около 250 млн руб.
На протяжении нескольких лет реализуются городские целевые программы в различных областях жизнедеятельности. В этом году на реализацию муниципальных целевых программ в бюджете предусмотрено около 300 млн руб. К примеру, только в сфере жилищно-коммунального хозяйства действуют программы «Светлый город», «Мой дом», «Мой двор», «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», в области социальной политики – «Модернизация и замена муниципальных лифтов». В здравоохранении выполняются четыре программы с финансированием более 50 млн руб.: «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом», «Здоровый ребенок», «Общая врачебная (семейная) практика». Впервые утверждена комплексная программа «Развитие массового, детско-юношеского футбола и нелюбительских футбольных команд в городе Калининграде на период 2006–2010 гг.», которая направлена на подготовку высококвалифицированного резерва для сборных юношеских команд, развитие профессионального футбола.
Все эти успешно осуществляемые планы и программы подтверждают, что Калининград с его многовековой историей продолжает развиваться, благоустраиваться, становится красивее и комфортнее, и в этом ощущается реальный труд, творческие силы, энергия коллектива Комитета по финансам и контролю мэрии города.
О кадрах
В развитие финансов города внесли весомый вклад финансисты – как уже ушедшие на заслуженный отдых, так и работающие до сих пор. Мы благодарны нашим специалистам. Хочу поименно перечислить некоторых из них.
Наталья Михайловна Баранова – начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности, главный бухгалтер, прекрасный организатор. Настойчиво требует использовать новые законодательные акты по бухгалтерскому учету в практике бюджетных учреждений города.
Наталья Александровна Дмитриева– начальник отдела финансов городского хозяйства, хороший аналитик, профессионал высокого уровня с 16-летним опытом работы в финансовой системе.
Ольга Станиславовна Татаренко – начальник бюджетного отдела, более 20 лет на службе в финансовых органах.
Татьяна Николаевна Никитченко – начальник отдела доходов, финансист высокой квалификации с огромным опытом управленческой работы.
Наталия Анатольевна Черкасова – начальник отдела исполнения бюджета, замечательный управленец с 30-летним стажем работы в финансовой системе города.
Комитет по финансам и контролю был и остается школой профессиональных финансистов и управленцев. Неслучайно многие наши бывшие сослуживцы сейчас занимают руководящие должности в государственных и муниципальных организациях. Назову лишь некоторых:
Валентина Ивановна Устинова – руководитель управления Федерального казначейства по Калининградской области.
Ирина Викторовна Можей – председатель Контрольно-счетной комиссии городского Совета депутатов Калининграда.
Людмила Николаевна Голубева – руководитель финансового органа муниципального образования «Зеленоградск».
Нина Леонидовна Иванова – заместитель главы администрации Ленинградского района мэрии Калининграда.
Наталья Андреевна Ладыгина – председатель Счетной палаты Думы Калининградской области.
Решение финансовых проблем во многом зависит от профессионализма и правовой грамотности специалистов. В нашем коллективе работают и высококвалифицированные финансисты, и молодые перспективные сотрудники. Так, у 87% наших специалистов – высшее экономическое образование, у пяти человек – два высших. Около 70% специалистов трудится в Комитете по финансам и контролю более 10 лет. За последние годы семь человек успешно окончили экономический факультет вузов, четверо продолжают учебу, один – в аспирантуре.
Весомый вклад в развитие финансовой системы города внесли работники, которые составляют, на мой взгляд, золотой фонд Комитета:
Тамара Михайловна Цюцюрупа – мой первый заместитель на протяжении 17 лет, в Комитете трудится уже более четверти века. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» П степени.
Светлана Борисовна Мухомор – начальник Управления казначейского исполнения бюджета. Более 20 лет работает в Комитете, высокопрофессиональный специалист, чьи знания, опыт, организаторские способности, авторитет направлены на совершенствование бюджетного процесса. Награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».
У нас работают люди требовательные и ответственные, но, кроме того, отзывчивые и дружелюбные. Поэтому текучки кадров нет. Из Комитета уходят только по двум причинам: на повышение или на пенсию. Кстати, наших пенсионеров мы приглашаем на юбилеи, поздравляем с праздниками. В 2005 г. в связи с 60-летием Победы организовали «встречу поколений финансистов», было очень интересно и трогательно.
В Калининграде сейчас уже третье поколение финансистов, которому предстоит сделать этот уголок российской земли в центре Европы более удобным для жизни, работы и отдыха. Наш город впитал различные духовные культуры и традиции. Он открыт для всех. И шаг за шагом мы идем по пути превращения Калининграда в передовой российский город с современным европейским уровнем жизни.