Федеральная антимонопольная служба России разработала комплекс мер по оптимизации закупочной деятельности. Материалы опубликованы на сайте ведомства. Среди мер четыре пункта. Об этом сообщает портал по государственному управлению «Метод».
Первое – это проведение централизованных закупок и совместных закупок. Отмечается, что основное преимущество централизованных закупок состоит в экономии бюджетных средств за счет оптимального формирования лотов (например, при централизованной закупке могут закупаться продукты питания для нужд сразу нескольких детских садов муниципального района, что обеспечивает более низкие цены, предлагаемые поставщиками, чем если бы проводилось много более мелких закупок самими детскими садами), а также в сокращении издержек самого закупочного процесса.
Кроме того, с помощью данной практики значительно снижается административная нагрузка на заказчиков за счет исключения дублирующих закупок, а также высокая квалификация специалистов уполномоченного органа позволяет избежать ошибок в закупочном процессе.
Главным преимуществом централизованных закупок для участников является содействие предотвращению нарушений законодательства, коррупционных проявлений за счет установления единых правил осуществления закупок, единых требований к участникам таких закупок и требований к закупаемой продукции в документации о закупке, инструкции по заполнению заявки, техническом задании, проекте контракта.
Второй пункт - установление типовых технических заданий универсальных для всех заказчиков: типовых контрактов. В ФАС считают, что зачастую у участников закупок возникают ошибки технического характера при заполнении и формировании заявок, в том числе в отношении конкретных показателей объекта закупки. В свою очередь, впоследствии такие заявки признаются несоответствующими требованиям документации.
Установление типовых технических заданий универсальных для всех заказчиков позволит исключить вольную трактовку ГОСТов и разное описания одной и той же продукции, установление избыточных требований и ограничение количества участников закупки путем формирования технического задания под конкретного поставщика, а также будет способствовать снижению коррупционных рисков.
Кроме того, типовые технические задания позволят снизить число ошибок при формировании заявок участниками закупки за счет унификации требований к объекту закупки, количество отклоненных заявок на участие в закупке, а также количество жалоб при проведении конкурентных процедур.
В-третьих, в ФАС предлагают внедрить стандарты закупочной деятельности по Закону 223-ФЗ. В настоящее время закон не содержит четкую регламентацию процедур закупок, осуществляемых не у субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет заказчикам самостоятельно определять порядок осуществления закупки, а также устанавливать требования к участникам закупки. Это, считают в ФАС, негативным образом отражается на прозрачности закупочных процедур и конкуренции при осуществлении закупок.
Внедрение региональных стандартов закупочной деятельности для заказчиков, работающих по нормам Закона 223-ФЗ позволит сформировать единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицировать способы закупки.
Последний пункт – расширения доступа среднего и малого предпринимательства к закупкам. Закон 223-ФЗ рамочно регулирует закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц.
Отмечается, что пока заказчики периодически устанавливают избыточные функции избыточных требований как к участнику закупки (например, о наличии связи с производителем или наличие опыта поставки товаров), так и к содержанию, оформлению заявки, обязательному наличию в ее составе справок, сертификатов, выписок, срок получения которых в уполномоченных органах сопоставим со сроком подачи заявок. Это делает невозможным для субъектов МСБ участвовать в закупках.
ФАС предлагает установить специальный режим осуществления закупок, участниками которых могут быть только СМП. В частности, предусмотреть единый ограниченный набор требований как к участнику закупки, так и к составу заявки. Установление единых требований к составу заявки при проведении закупок среди СМП позволит исключить произвольное установление заказчиками требований к составу и содержанию заявок, обеспечит расширение доступа СМП к закупкам, снизит коррупционные риски, считают в ведомстве.