Версия для печати 3112 Материалы по теме
Финансирование нацпроектов: торг уместен

Одна из самых оживленных дискуссий на форуме состоялась на сессии «Межбюджетные отношения: выбор приоритетов». Основной разговор строился вокруг темы реализации национальных проектов. Модератором выступил председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной думы А. М. Макаров, статус которого позволял не только задавать спикерам неудобные вопросы, но и добиваться ответов на них. 

В своем вступительном слове модератор заметил, что задачи, которые президент страны поставил перед правительством в майских указах 2018 года, невозможно решить без участия субъектов РФ. При этом регионы сегодня находятся в неведении относительно того, как будут реализовываться национальные проекты и какова их роль в этом процессе. «Если раньше регионы волновало отсутствие денег, то теперь многие не знают и не понимают, какие задачи будут поставлены перед ними», — отметил депутат. Он напомнил, что бюджет страны в Госдуму будет внесен до 1 октября, а всю информацию субъекты получат не раньше второго чтения законопроекта, то есть к концу ноября. Таким образом, регионы будут вынуждены очень оперативно не только сформировать бюджет, но и наметить цели и задачи по развитию своих территорий. Не означает ли это, что бюджетный процесс превращается в формализованную процедуру, при которой необходимо просто расставить цифры?

Взгляд Минфина России

Определить роль субъектов РФ в реализации национальных проектов и, самое главное, ответить на вопрос: «За чей счет будет банкет?» — модератор предложил первому заместителю министра финансов РФ Л. В. Горнину. Последний, в свою очередь, подчеркнул, что и указ президента страны, определивший стратегические задачи развития России до 2024 года, и все нормативные правовые акты, которые будут приниматься для его реализации, затрагивают полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления. По оценкам Минфина России, выполнение до 60% вопросов, зафиксированных в 12 национальных и более чем в 70 федеральных проектах, ложится на плечи субъектов РФ. Они должны организовать систему планирования, управления и контроля выполнения задач, определенных в нацпроектах. Финансирование нацпроектов, а это 8 триллионов рублей, будет осуществляться из федерального бюджета. Данные средства, по словам замминистра, найдены. 

Услышав цифры, озвученные Горниным, Макаров поспешил уточнить: входят ли в эту сумму те базовые ресурсы, которые заложены в трехлетнем бюджете? Представитель Минфина России заверил, что 8 триллионов это плюс к тем трансфертам, которые распределяются в рамках трехлетнего бюджета. Кроме того, он сообщил, что и в этом году, и в последующих, вплоть до 2024 года, Минфин России предлагает софинансирование всех национальных и федеральных проектов, вытекающих из президентского указа, на более комфортных условиях. Финансовое участие субъектов РФ в реализации национальных проектов будет минимальным, всего 5%, а остальные 95% обеспечит федеральный центр. На вопрос модератора о том, когда будут распределены межбюджетные трансферты для реализации национальных проектов, спикер ответил, что это произойдет между первым и вторым чтением законопроекта о бюджете.

Регионы не в курсе

Модератор сессии попросил включиться в обсуждение вопросов о реализации нацпроектов представителей субъектов РФ, однако глава Пермского края М. Г. Решетников заявил, что пока обсуждать с регионами, по сути, нечего. По его словам, информация о софинансировании нацпроектов, поступающая в субъекты РФ, сильно разнится. «От отраслевых министерств идут разные вводные. Кто-то говорит, что софинансирование будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства РФ № 999, кто-то называет соотношение 70 на 30, — отметил Решетников. — Я понимаю, что эти вопросы, очевидно, находятся на этапе проработки и в дальнейшем все синхронизируется, но пока не будет итоговых показателей и целей, говорить не о чем». Что касается реализации нацпроектов, то, по мнению губернатора, в условиях финансирования 95:5 это не станет проблемой для региональных бюджетов. 

В то же время пермский губернатор заявил, что субъекты сегодня волнует общий баланс бюджета. «Объем выпадающих доходов у регионов в следующем году будет велик, как никогда», — отметил Решетников. По его расчетам, только из-за отмены налога на движимое имущество и повышения НДС регионы потеряют от 300 до 350 миллиардов рублей. И больше всего доходов недополучат те территории, у которых есть экономический потенциал и кому, как никогда, нужны деньги на развитие. При этом Решетников указал, что помимо выполнения нацпроектов никто не освобождал субъекты РФ от исполнения их конституционных полномочий. 

Губернатор Рязанской области Н. В. Любимов поддержал своего коллегу в том, что эффективного диалога с федеральными ведомствами пока не получается. «Так, Минстрой России сообщил о том, что по его линии нацпроект по жилью будет финансироваться не в соотношении 95 на 5, а 85 на 15», — сказал губернатор. 

Разъяснить такую ситуацию модератор попросил Горнина. Замминистра объяснил, что ранее озвученные им пропорции: 95% — из федерального бюджета и 5% — из региональных — на самом деле могут быть скорректированы. «Скажем так, федеральные органы власти могут попросить субъекты РФ увеличить свою долю финансирования, но в процессе диалога регионы смогут от этого отказаться», — пояснил Горнин. При этом он подчеркнул, что рекомендованные параметры были поддержаны председателем правительства. «Я считаю, что федеральные министерства и ведомства должны придерживаться тех рекомендаций, которые предложены Министерством финансов РФ», — заявил замминистра. Такой поворот дела удивил участников дискуссии, а Макаров уточнил: «Что, торг уместен?» 

Еще одной ложкой дегтя оказалась информация о том, что не все национальные и федеральные проекты будут финансироваться через традиционные механизмы: субсидии, гранты, другие межбюджетные трансферты. Отдельные направления будут поддержаны через передачу дополнительных нормативов распределения, например по акцизам на крепкий алкоголь. Так, по словам Горнина, Минфин России планирует к 2024 году поэтапно передать субъектам 100% акцизов на крепкий алкоголь. «Мы считаем, что надо больше доверять регионам, нужно смелее предоставлять доходные источники для выполнения нацпроектов», — объяснил чиновник. Оказанное Минфином России доверие явно не обрадовало представителей регионов. «Непонятно, почему акцизы будут передаваться поэтапно, если нацпроекты нужно выполнить к 2024 году, — недоумевал рязанский губернатор. — Если акцизы нам передадут только к 2024 году, то и нацпроекты мы исполним лишь к 2027-му! Второй момент — это размеры самих бюджетных источников: у регионов разные поступления по разным видам налогов и акцизам, значит, и объемы денег в региональные бюджеты будут поступать разные».

А денег хватит?

Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Н. А. Сергунина (на момент написания материала Н. А. Сергунина назначена заместителем мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителем аппарата мэра и Правительства Москвы), выслушав выступление спикеров, задалась вопросом: достаточно ли 8 триллионов для решения задач, поставленных в указах президента? «В настоящее время финальных индикаторов нет, а приблизительные подсчеты вызывают определенные вопросы», — отметила Сергунина. В качестве примера она привела такую задачу, как увеличение показателя доступности спортивной инфраструктуры. Безусловно, решать эту задачу придется через строительство спортивных объектов, а это немалые деньги. Много вопросов, по мнению заместителя московского мэра, вызывает решение таких задач, как удвоение показателя посещаемости объектов культуры, повышение рождаемости и т. д. «Те программы развития, которые есть у агломераций, уже дают результаты, — полагает Сергунина. — А на финансирование нацпроектов нам придется черпать ресурсы, отнимая их от наших проектов развития. Не решив одни задачи, мы получаем дополнительные, это ляжет дополнительным „блинчиком“ на бюджет».

Ректор РАНХиГС В. А. Мау, говоря о национальных проектах, подтвердил, что они могут быть реализованы только через регионы. В то же время он видит ряд рисков. «Во-первых, сосредотачиваясь на нацпроекте, можно забыть о других направлениях работы. Во-вторых, нацпроекты очень часто сводятся к инвестиционной программе. В-третьих, существует риск игнорирования дифференциации регионов, которая со временем только увеличивается», — считает Мау. 

О. В. ИЗУТОВА


Поделиться