Версия для печати 2719 Материалы по теме
Здание, где в 1920-е годы находился Губернский финансовый отдел
Между прошлым и будущим

Валерий Алексеевич ВОЛОДИН, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Калужской области

В этом году контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ отмечают 95-летний юбилей. Для России это были непростые годы, и все те перемены, которые происходили в стране, напрямую затронули и систему государственного финансового контроля.

Этапы развития и становления

48-1.png

Учреждение 23 октября 1923 года постановлением ЦИК и СНК СССР в составе Народного комиссариата финансов СССР Финансово-контрольного управления послужило началом современной истории государственного финансового контроля. Немного позднее были образованы местные органы и подразделения — управления финансового контроля в союзных республиках, контрольно-бухгалтерские управления губернских и областных финансовых отделов, специальные контрольные учреждения при управлениях транспорта и других крупных организациях. Уже через год численность контролеров достигла 3189 человек.

В 1927 году Совнарком СССР утвердил Положение о государственном финансовом контроле, которым были определены новые организационные формы контрольных учреждений. Теперь подразделения госфинконтроля находились не в составе финорганов, а при них; подчинялись в центре непосредственно наркому, а на местах — руководителю финоргана. Они имели собственную смету, расходование средств по которой должны были проверять органы рабоче-крестьянской инспекции. Этим же положением предписано вместо Финансово-контрольного управления образовать Главное управление государственного финансового контроля при НКФ СССР, подчиненное наркому финансов СССР.

В 1933 году для проведения обследований и ревизий в составе финансовых органов были образованы финансово-бюджетные инспекции. Они просуществовали до 1937 года, когда на их базе было создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Наркомфина СССР, положившее начало новой централизованной системе государственного финансового контроля.

История финансового контроля на территории Калужской губернии начинается с 1924 года, когда в составе Губернского финансового отдела было учреждено Контрольно-бухгалтерское управление с контрольным подотделом. Штат последнего составлял 20 человек, включая контролеров контрольных ячеек при Козельском и Калужском Уездных финансовых отделах. В течение 1925–1926 годов во всех уездах Калужской губернии были созданы контрольные ячейки, контролеры которых входили в штат контрольного подотдела, и его численность увеличилась до 35 человек. С 1924 года и до упразднения Калужской губернии в 1929 году, а также впоследствии, с образования Калужской области в 1944 году , система контрольно-ревизионных органов с незначительными организационными изменениями успешно функционировала и обеспечивала контроль за использованием бюджетных средств и государственного имущества на территории региона. 

Однако изменение основ государственного управления и экономической среды требовало новых подходов к развитию контрольно-ревизионной службы. И в 1998 году произошла реорганизация контрольно-ревизионных органов новой России: в структуре Министерства финансов РФ на базе КРУ был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита, а вслед за ним и территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ, которые впервые получили статус самостоятельного юридического лица. Таким образом, контрольно-ревизионные подразделения были выведены из состава финансового органа субъекта РФ и стали подчиняться непосредственно вновь образованному департаменту Минфина России. В 2004 году в рамках административной реформы часть департаментов Минфина России были выделены в самостоятельные федеральные службы, и одной из таких служб стала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая также имела на местах свои территориальные управления.

Под крыло казначейства

2 февраля 2016 года Президент РФ подписал указ № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», в соответствии с которым функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы в Федеральное казначейство. 

На сегодняшний день Федеральное казначейство обладает мощной базой данных по всем получателям бюджетных средств. Ведомство использует современные информационные системы, благодаря чему отслеживает всю цепочку операций с бюджетными средствами, начиная со стадии планирования и заканчивая результатом их использования, и тем самым обеспечивает непрерывность осуществления контрольных функций — от предварительного контроля до последующего.

Благодаря объединению казначеев и ревизоров появились новые формы и методы контроля: произошла интеграция бюджетного процесса с закупочным; внедрен автоматизированный контроль посредством электронного взаимодействия с ЕИС в сфере закупок; реализовано казначейское сопровождение целевых средств, выделенных из федерального бюджета, по всей цепочке исполнителей и соисполнителей государственных контрактов; осуществляется выявление бюджетных рисков и управление ими. Вместе с тем органы Федерального казначейства широко применяют и классические методы контроля: проверки и ревизии. Однако планирование контрольных мероприятий все больше осуществляется на основе риск-ориентированного подхода с использованием имеющихся в казначействе информационных ресурсов.

Одним из перспективных направлений контрольной деятельности Федерального казначейства является выявление признаков административных правонарушений и осуществление административного производства без проведения выездных и камеральных проверок. В информационных системах, оператором которых является ведомство, имеется возможность автоматизации процедур выявления признаков таких административных правонарушений, как нарушение порядка представления бюджетной отчетности (статья 15.15.6 КоАП РФ), нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (статья 15.15.7 КоАП РФ), нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий (статья 15.15.8 КоАП РФ), нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (статья 15.15.10 КоАП РФ), нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (статья 15.15.11 КоАП РФ), нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства (статья 15.15.16 КоАП РФ), нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок (статья 7.29.3 КоАП РФ).  

Кадры решают все

Вопрос кадрового обеспечения в сфере финансового контроля всегда был и остается острым, ведь профессии ревизора не учат ни в одном учебном заведении. В связи с этим начинающим работникам контрольно-ревизионного блока органов Федерального казначейства требуется своего рода адаптационный период, в ходе которого им необходимо ознакомиться с методикой проведения контрольных мероприятий, способами и методами выявления нарушений в финансово-бюджетной сфере, а также особенностями выстраивания бесконфликтных деловых отношений с должностными лицами объектов контроля. Именно в этот период, пробуя себя в профессии ревизора, каждый человек должен оценить свои профессиональные способности и личностные качества на соответствие предъявляемым требованиям и понять для себя возможность продолжения ревизорской работы. 

К сожалению, многие хорошие специалисты в области экономики и финансов, может быть, не сразу, но через год-другой отказываются от этой деятельности: не всем нравится искать в чужой работе недостатки, выявлять нарушения и доказывать их наличие. Этим и обусловлена высокая текучесть кадров в контрольно-ревизионной среде. Поэтому перед руководством и кадровым подразделением территориального органа Федерального казначейства стоит важная задача разглядеть в претенденте на вакансию при проведении с ним первоначального собеседования хотя бы задатки необходимых для ревизора качеств и умений, увидеть его стремление к самосовершенствованию и желание освоить новую профессию.

В преддверии 95-летия со дня образования КРУ Минфина России хочу сердечно поздравить с профессиональным праздником всех ветеранов и работников контрольно-ревизионных органов страны и пожелать им здоровья, благополучия и успехов в столь нужной, но подчас неблагодарной работе!

Поделиться