Об исполнении текущего бюджета, нюансах бюджета предстоящей трехлетки, сложностях профессии финансиста и о себе в профессии рассказала заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики — министр финансов Светлана Александровна ЕНИЛИНА.
— Светлана Александровна, финансовый год близится к завершению. Как идет исполнение бюджета? Какие меры принимала республика для того, чтобы исполнить доходы и не выйти за рамки, определяющие расходы?
— В текущем году мы продолжаем реализовывать бюджетную политику, направленную на обеспечение роста собственных доходов и повышение эффективности бюджетных расходов. По состоянию на 1 сентября обеспечен рост собственных доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики на 10 процентов к аналогичному периоду прошлого года. За восемь месяцев 2018 года сумма задолженности по налогам снизилась на 12 процентов.
В целях увеличения доходной базы в текущем году мы усилили контроль за перечислением НДФЛ организациями, являющимися исполнителями работ (услуг) по заключенным государственным (муниципальным) контрактам. Так, по итогам проверки исполнения контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения за счет средств Дорожного фонда республики, заключенных с организациями в 2015–2017 годах, мы установили, что около 17 процентов подрядчиков налоговые отчисления в бюджет не производили. Информацию о результатах проверки мы направили в налоговую службу для использования в контрольной работе.
Еще хочу сказать о том, что у нас ежегодно проводится акция «Народная инвентаризация», в которой участвуют не только заинтересованные органы власти, но и неравнодушные жители республики. В рамках данной акции выявлено 1099 заброшенных, неиспользуемых, а также находящихся в аварийном состоянии объектов недвижимого имущества. На сегодняшний день 85 процентов из них вовлечено в хозяйственный и налоговый оборот.
Что касается расходной части бюджета, то могу отметить следующие направления деятельности. Мы минимизировали, а в некоторых случаях и исключили перечисление авансовых платежей. Нормативно установлен полный запрет на перечисление авансовых платежей из республиканского бюджета при создании (реконструкции) объектов капитального строительства, которое полностью или частично осуществляется за счет средств региона.
С 2018 года мы полностью перешли на предоставление целевых межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в бюджеты муниципальных образований в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств (под кассовый расход). Продолжаем работу по оптимизации расходов бюджета, исключению неэффективных.
В текущем году мы должны завершить централизацию бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях и обеспечить максимальное внедрение данного процесса в организациях госсектора. Это позволит минимизировать управленческие затраты на осуществление учетных и отчетных процедур, а также оперативно формировать полную и достоверную информацию о деятельности государственных и муниципальных учреждений из единой базы данных. Эту работу мы делаем уже давно, причем поэтапно. За 2013–2017 годы количество муниципальных учреждений, ведущих бухучет самостоятельно, сокращено почти в 2,7 раза (на начало 2013 года таких учреждений было 389, на 1 января 2018 года — 146).
Поступательно решая методические и организационно-технические вопросы, мы добились повышения уровня централизации бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях республики до 93 процентов. Именно такой уровень зафиксирован на 1 января 2018 года, тогда как на 1 января 2014 года — 78 процентов.
В текущем году планируется создание и внедрение единой централизованной инфраструктуры информационной системы бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, предусматривающей централизацию учетно-расчетных функций госучреждений Чувашской Республики и муниципальных учреждений.
— Изменилась ли в последнее время долговая политика региона?
— В республике на протяжении ряда лет осуществляется взвешенная долговая политика, что подтверждается оценками кредитных рейтинговых агентств. При этом регион проводит целенаправленную работу по снижению долговой нагрузки на республиканский бюджет, используя различные инструменты.
Так, привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета способствовало улучшению структуры госдолга (доля бюджетных кредитов в общем объеме долговых обязательств за последние пять лет увеличилась с 23,7 процента в 2012 году до 54,1 процента в 2017 году). В целях экономии средств на обслуживание долга начиная с 2014 года Чувашия активно привлекает бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете бюджета под процентную ставку 0,1 процента годовых и использует механизм управления ликвидностью единого счета республиканского бюджета. Коммерческие же кредиты республика привлекает только по мере необходимости в рамках открытых кредитных линий, предусматривающих право выборки денежных средств и возможность досрочного погашения.
Такой подход к управлению госдолгом Чувашии не только дает снижение долговой нагрузки на республиканский бюджет, но и обеспечивает сокращение расходов на обслуживание долга. В настоящее время обслуживание одного рубля госдолга обходится республике менее одной копейки.
— Как Минфин Чувашии строит межбюджетные отношения с муниципальными образованиями? Каким образом вы стимулируете муниципалитеты к наращиванию собственных доходов?
— Финансовая поддержка год от года растет. Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета местным бюджетам, за 2017 год составил 16,2 миллиарда рублей, на 2018 год предусмотрено 19,2 миллиарда рублей с ростом к уровню 2017 года на 18,7 процента.
Финансовая помощь из республиканского бюджета предоставляется тем муниципалитетам, которые создают на своих территориях благоприятные экономические условия, тем самым мотивируя к проведению такой работы местные власти. Для стимулирования привлечения инвестиций в основной капитал и развития экономического (налогового) потенциала муниципальных образований ежегодно выделяются гранты главы Чувашской Республики. Но чтобы их заслужить, органам МСУ необходимо как можно активнее участвовать в реализации госпрограмм и проводить мероприятия по увеличению собственной доходной базы и достижению высоких показателей экономического роста.
Особое внимание во взаимодействии с органами местного самоуправления Минфин Чувашии уделяет вопросам совершенствования бюджетного процесса и повышения качества финансового менеджмента на местах, а также механизмам стимулирования муниципальных властей к развитию налогового потенциала.
Ежегодно в целях мониторинга исполнения местных бюджетов Минфин Чувашии со всеми администрациями муниципальных образований заключает соглашения, предусматривающие рост экономических показателей, налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального района (городского округа) и качественное исполнение бюджетного процесса. В рамках указанных соглашений региональный Минфин проводит анализ проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период. Кроме того, органы МСУ представляют в Минфин Чувашии проекты предполагаемых изменений в местные бюджеты еще до внесения их в представительный орган местного самоуправления.
— Работа над главным финансовым документом 2019 года уже почти завершена? Какие новые задачи будет решать новый бюджет?
— Бюджет 2019–2021 годов будет прежде всего ориентирован на реализацию указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В текущем году мы запланировали разработку и принятие региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), и их интеграцию в госпрограммы республики. И здесь нам существенно поможет принятая в текущем году Стратегия социально-экономического развития Чувашии до 2035 года, в рамках которой мы уточнили перечень и состав госпрограмм республики.
Традиционно при формировании бюджета будет обеспечена его сбалансированность. Продолжим мы и работу по поэтапному снижению долговой нагрузки.
— Светлана Александровна, хотелось бы поговорить и на личные темы. Сегодня вы управляете финансами региона, а можете вспомнить момент, когда осознанно захотели стать финансистом?
— Мне с детства нравились занятия, которые требовали концентрации внимания, усидчивости и логического мышления. Помню, я могла часами разгадывать ребусы, сканворды и кроссворды. В школе любимыми предметами были алгебра и геометрия, а в старших классах меня заинтересовала экономика. Уже на начальном этапе постижения азов этой науки я поняла, что любая сфера деятельности предполагает финансовую составляющую. Будь то медицина, образование, строительство, спорт или культура, всегда нужны всесторонний анализ, точные расчеты и денежные ресурсы на приобретение необходимых материалов, выполнение работ и продвижение результатов труда. Поэтому сомнений при выборе профессии у меня не было.
— Какие личностные качества, по вашему мнению, необходимы финансисту в его работе?
— Думаю, прежде всего специалисту финансовой сферы необходима высокая квалификация, знание федерального и регионального законодательства, причем не только финансового. Он должен обладать широким кругозором, большой эрудицией, железной логикой и развитой интуицией, чтобы уметь оценить ту или иную экономическую ситуацию и из множества возможных решений выбрать верное. А для этого ему просто необходимо заниматься постоянным самообразованием и самосовершенствованием. Также финансисту необходимо быть высококлассным психологом, чтобы, общаясь с подчиненными и руководителями, уметь донести до них свою позицию и убедить в ее правильности. И, конечно, финансисту не помешают недюжинное здоровье и стрессоустойчивость, ведь, координируя движение больших денежных потоков, мы пребываем в постоянном напряжении, так как ответственны за каждую поставленную цифру, букву и запятую.
— Светлана Александровна, какой период в вашей профессиональной жизни был самым сложным?
— Наверное, как и для всех финансистов, формирующих региональные бюджеты, самый тяжелый для меня был период 2014–2015 годов, когда нас затронули последствия экономического кризиса. В 2015 году существенно с ожидаемыми значениями сократились собственные доходы республиканского бюджета. Это привело к росту его дефицита, а также к увеличению госдолга Чувашской Республики. За 2014–2015 годы наш госдолг увеличился в 1,5 раза по сравнению с показателями 2013 года. По отношению к собственным доходам задолженность выросла с 48,2 до 65,1 процента. В этой связи были разработаны антикризисные меры, успешная реализация которых позволила стабилизировать ситуацию и снизить долговую нагрузку. На 1 января 2019 года мы прогнозируем ее порядка 50 процентов от собственных доходов республиканского бюджета. Отрадно, что на протяжении последних лет нам удается обеспечивать долгосрочную сбалансированность и финансовую устойчивость нашей бюджетной системы, сохранять темпы роста собственных доходов бюджета при безусловном выполнении всех принятых республикой обязательств.
— Что бы вы пожелали своим молодым коллегам, начинающим финансистам и студентам финансово-экономических факультетов?
— Начиная свою трудовую деятельность, молодой специалист должен быть готов к тому, что успех придет к нему не сразу. Поначалу вы будете делать меленькие шаги на пути к достижению цели, но знайте, что эти ваши незначительные, казалось бы, действия в итоге обязательно приведут к большому результату. Смело проявляйте свою жизненную позицию. Не бойтесь принимать самостоятельные решения, рушить стереотипы. Всегда верьте в себя, и у вас обязательно все получится!
Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА