Версия для печати 9938 Материалы по теме

фролова
 Наталья ФРОЛОВА, директор Финансово-экономического департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ, доктор экономических наук, профессор


Национальный проект «Здоровье» занимает важное место в решении стоящей сейчас перед государством задачи по улучшению демографической ситуации в стране, повышению качества услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, и увеличению охвата населения данными услугами, снижению уровня заболеваемости населения и т.д. Реализация этого проекта представляется обоснованной не только с точки зрения социальной, дающей сиюминутные блага, но и в первую очередь экономической, позволяющей задать новый, более высокий уровень жизни населения в стране. В долгосрочной перспективе рост человеческого капитала через повышение производительности труда должен увеличить конкурентоспособность России на мировых рынках.
Что же конкретно предполагается делать в рамках проекта «Здоровье» и какая нормативно-правовая база для этого создана? С определенной степенью условности можно выделить следующие укрупненные блоки национального проекта:
– развитие первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи;
– обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Немаловажным является и то обстоятельство, что в состав национального проекта включены мероприятия по информированию населения и медиков: это позволит сделать проект более доступным и приблизить его к целевым группам.
Координация работы по реализации национального проекта регламентируется:
– Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов», который утверждает Положение о Совете и состав Совета. Согласно Указу Совет является совещательным органом при Президенте, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов;
– распоряжением Президента РФ от 24 января 2006 г. № 24-рп «О межведомственных рабочих группах при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов», которое утверждает состав межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Здоровье».
Ассигнования на реализацию национального проекта «Здоровье» предусмотрены в федеральном бюджете на 2006 г. (денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам «Скорой медицинской помощи»; повышение уровня материально-технического оснащения медицинских учреждений; строительство федеральных центров высоких технологий и пр.), бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 г. (денежные выплаты врачам общей практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам указанных категорий врачей; дополнительная диспансеризация граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях и пр.) и бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 г. (дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами, оплата услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и/или родов и пр.).

процедуры

Для реализации мероприятий проекта на сегодняшний день разработаны и приняты 14 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, 18 приказов Минздравсоцразвития России.
Проект «Здоровье» выполняется немногим более одного квартала, однако уже сейчас необходимо подвести некоторые итоги.

Подготовка и переподготовка врачей общей практики (семейных врачей), врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых
От данного мероприятия зависят качественный уровень знаний специалистов здравоохранения, кадровый потенциал отрасли, а главное – достижимость основной цели национального проекта – повышения доступности и качества медицинской помощи населению.
Недавно проявилась такая негативная тенденция, как сокращение числа специалистов, работающих в отрасли, особенно оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Так, за последние 5 лет врачей общей практики, врачей-терапевтов и врачей-педиатров стало меньше на 4,2 тыс. (на 6%) – теперь их 66,9 тыс. человек. В этой связи проведена определенная организационно-методическая работа:
– каждый субъект РФ закреплен за образовательным учреждением высшего или дополнительного профессионального образования;
– выявлена потребность каждого субъекта РФ в подготовке и переподготовке врачей-специалистов на 2006 г.;
– определено количество молодых специалистов, заканчивающих в 2006 г. клиническую ординатуру по специальностям «Терапия» (662), «Педиатрия» (405), «Общая врачебная практика» (167) и интернатуру по терапии (1717), педиатрии (1265), проведена агитационная работа по привлечению их на работу в учреждения первичного звена здравоохранения;
– сформированы рабочие группы, в состав которых включены сотрудники органов управления здравоохранения, образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов, с целью организации и контроля за кадровым обеспечением приоритетного национального проекта «Здоровье»;
– определены лица, ответственные за дополнительное образование участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики в органах управления здравоохранением субъектов РФ.

младенец2

В настоящее время создана конкурсная документация и объявлен открытый конкурс среди 44 аккредитованных образовательных учреждений высшего и 7 образовательных учреждений дополнительного профессионального образования на размещение государственного задания на 2006 г. на подготовку 6318 врачей, в том числе 4818 – по специальностям «Терапия» и «Педиатрия» и 1500 – по специальности «Общая врачебная практика» (семейная медицина).
Кроме того, выпущен комплект печатных и электронных изданий: руководство по первичной медико-санитарной помощи, руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии, руководство по рациональному использованию лекарственных средств и др. Для врачей, работающих на компьютере, дополнительно предложена программа «Консультант врача», позволяющая быстро находить необходимую информацию в электронном виде.
Предполагается, что комплекс проведенных организационно-методических мероприятий позволит:
– повысить уровень укомплектованности учреждений первичного звена здравоохранения врачебными кадрами и средним медицинским персоналом в 2006–2007 гг. до 85%;
– снизить коэффициент совместительства до 1,1;
– привлечь молодых специалистов, обладающих современным уровнем знаний, к профессиональной деятельности в первичном звене здравоохранения, в том числе в сельской местности.

Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ
В федеральном бюджете на 2006 г. на мероприятия в области профилактики ВИЧ-инфекций, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ выделено 3,1 млрд рублей.
В рамках данных бюджетных средств проведены конкурсы на поставку антиретровирусных препаратов, тест-систем, предназначенных для диагностики больных ВИЧ, гепатитом В и С. По итогам конкурсов заключен ряд государственных контрактов на общую сумму 1,5 млрд рублей. Доля отечественных производителей среди поставщиков антиретровирусных препаратов составила 60%, среди поставщиков тест-систем – 20%.
В результате проведения конкурсов поставка по некоторым позициям будет проходить по ценам в среднем на 10–40% ниже рыночных.

младенец3

Иммунизация населения в рамках Национального календаря прививок, а также вакцинация против гриппа
Одним из основных направлений реализации национального проекта в сфере здравоохранения является массовая иммунизация населения.
В 2006 г. на приобретение вакцин из федерального бюджета выделено 4,2 млрд рублей, из которых около 1 млрд рублей планируется потратить на централизованную закупку противогриппозной вакцины. Это позволит провести дополнительную вакцинацию 22 млн человек, включая детей дошкольного и младшего школьного возраста и лиц старше 60 лет. Ранее вакцинация осуществлялась за счет личных средств граждан, а также средств страховых компаний, организаций, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В рамках проекта «Здоровье» планируется дополнительно привить против гепатита В 10 млн и против краснухи 5 млн человек (в 2007 г. – 15 и 10 млн человек соответственно). Для уменьшения риска развития поствакцинальных осложнений предусмотрена закупка инактивированной полиомиелитной вакцины в количестве 450 тыс. доз для вакцинации 150 тыс. детей.
Вследствие увеличения охвата населения прививками прогнозируется снижение показателей заболеваемости гепатитом В до 3 случаев на 100 тыс. человек, а краснухой – до 10 случаев на 100 тыс.

Обследования новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз
Неонатальный скрининг – один из эффективных способов выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний. В целях массового обследования новорожденных детей в рамках национального проекта «Здоровье» в начале 2006 г. представители 51 региона России прошли учебный цикл для руководителей медико-генетической службы.
Также в связи с расширением сферы применения неонатального скрининга предусмотрено обновление и дооснащение лабораторий медико-генетической службы современными многофункциональными автоматизированными лабораториями, наборами диагностических реагентов, а также обучение специалистов службы, детских врачей-эндокринологов, диетологов, неонатологов. Всего на данное направление выделено 0,4 млрд рублей.
Обследование новорожденных детей на адреногенитальный синдром, галактоземию, муковисцидоз в дополнение к уже проводимой диагностике позволит обеспечить раннее выявление заболеваний, их своевременное лечение, профилактику инвалидности и развития тяжелых клинических проявлений, таких как умственная отсталость, слепота, карликовость.

Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (родовые сертификаты)
Введение с 1 января 2006 г. во всех регионах РФ родовых сертификатов имеет целью повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи, что существенно повлияет на отношение к будущей матери. Предполагается, что женщина с первого до последнего дня беременности должна находиться под контролем специалистов, что поможет не только избежать осложнений во время вынашивания, но и предотвратить ряд заболеваний ребенка, получить практические рекомендации по профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний, правильному питанию, поведению во время родов, грудному вскармливанию.
Кроме того, родовые сертификаты значительно повышают заинтересованность учреждений здравоохранения в каждой обратившейся женщине, так как за предоставленные ей услуги – при условии, что роды завершились благополучно, – учреждение получит определенные денежные средства. Медицинская помощь, оказываемая учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе, оплачивается в размере 2 тыс. рублей за каждую женщину, оказываемая в период родов в родильных домах (отделениях), перинатальных центрах – 5 тыс. рублей.
На 2006 г. в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации предусмотрено на оплату услуг государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, денежных средств в сумме 10,5 млрд рублей. Согласно этой программе за январь-март 2006 г. учреждения здравоохранения получили 1,5 млрд рублей.

кровь

Денежные выплаты врачам общей практики (семейной медицины), врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам указанных категорий врачей
На выполнение данного мероприятия в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования выделено 12,8 млрд рублей.
Федеральным законом от 18 февраля 2006 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений в ст. 7 и 9 Федерального закона “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 г.”», предусмотрено, что в районах и местностях, в которых установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, денежные выплаты медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в размере 10 тыс. рублей для врачей и 5 тыс. рублей для медицинских сестер осуществляются с применением соответствующих коэффициентов.
В целях организации и своевременного обеспечения денежных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, сформирован Федеральный регистр, содержащий сведения о численности медицинских работников первичного звена здравоохранения в каждом субъекте РФ.
С учетом данных Федерального регистра Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-марте 2006 г. перечислил территориальным фондам обязательного медицинского страхования всех субъектов Российской Федерации и территориальному фонду обязательного медицинского страхования г. Байконура субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи 3,5 млрд рублей. Кроме того, в январе-марте 2006 г. территориальным фондам обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, в которых к заработной плате применяются коэффициенты за работу в районах с тяжелыми климатическим условиями, перечислено 0,3 млрд рублей для выплат по данным коэффициентам.

операция

Денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам «Скорой медицинской помощи»
В рамках национального проекта «Здоровье» со второго полугодия 2006 г. медицинский персонал фельдшерско-акушерских пунктов, врачи, фельдшеры и медицинские сестры «Скорой медицинской помощи» получат дополнительные выплаты. С 1 июля 2006 г. на данные цели будет направлено из федерального бюджета 5,6 млрд рублей (с учетом районных коэффициентов).
Количество персонала «Скорой помощи» в настоящее время составляет 108,0 тыс. человек, из них 18,6 тыс. – врачи, остальные – средний медицинский персонал и фельдшеры.
Сейчас разработан и находится на согласовании проект постановления Правительства РФ «О порядке предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам «Скорой медицинской помощи». Предполагается, что бюджетные деньги распределятся следующим образом: врачам «Скорой помощи» повысят зарплату на 5 тыс. рублей, фельдшерам – на 3,5 тыс., среднему медперсоналу «Скорой помощи» и фельдшерско-акушерских пунктов – на 2,5 тыс. Такие доплаты за счет средств федерального бюджета повысят уровень благосостояния медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений (отделений) скорой медицинской помощи в 1,8–2,0 раза.

Оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием и автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями
В 2006 г. выделено 14,3 млрд рублей на оснащение 5512 поликлиник и 3,6 млрд рублей на закупку 6060 машин скорой помощи. Диагностическое оборудование и машины скорой помощи будут приобретаться централизованно. Уже проведены открытые конкурсы на право заключения государственных контрактов на поставку медицинского оборудования, санитарного автотранспорта, лекарственных и диагностических средств, организовано их направление в конкретные медицинские учреждения.
Одной из основных задач конкурсной комиссии стал выбор надежных поставщиков техники в регионы Российской Федерации с учетом установленных требований к аппаратуре. Также проверялись технические характеристики продукции с учетом затрат на ее эксплуатацию в течение 5 лет и коммерческие условия поставок.
Более 55% заказов по всем конкурсам, проводимым в рамках национального проекта «Здоровье», выиграли российские поставщики препаратов и оборудования, причем в сфере поставки лабораторного, ультразвукового, электрокардиографического, эндоскопического оборудования их доля составила 38%, а в сфере поставки рентгеновского оборудования – 72%. Производителем санитарного автотранспорта по решению комиссии стало ОАО «ГАЗ».
Окончательное количество поставляемого медицинского оборудования будет определено после всестороннего и полного анализа заявок субъектов на оборудование с учетом финансовой квоты и потребности каждого региона.

операция2

Проведение диспансеризации работающего населения по дополнительным программам, в том числе граждан, занятых на производствах с вредными условиями труда
Одним из важных мероприятий национального проекта «Здоровье» являются дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35–55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, научно-исследовательских учреждениях, а также дополнительные периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами в угольной промышленности, машиностроении и металлообработке, металлургии, транспорте и связи.
Дополнительная диспансеризация сотрудников бюджетной сферы и дополнительные периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами, направлены на раннее выявление и эффективное лечение социально-значимых заболеваний, в числе которых сахарный диабет, туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, являющиеся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения Российской Федерации.
В 2006 г. дополнительной диспансеризацией за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (2,0 млрд рублей), будут охвачены 4 млн работающих граждан. В бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации выделено 1,9 млрд рублей на дополнительные медицинские осмотры 3,568 млн человек. Всего дополнительная диспансеризация в 2006 г. коснется 7,568 млн работающих граждан.
По итогам дополнительной диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров будут сформированы 5 групп здоровья. Для пациентов I и II групп здоровья (здоровые люди и люди, имеющие факторы риска) предполагается проводить профилактические мероприятия; пациенты III–V групп здоровья будут направляться в специализированные учреждения здравоохранения и после обследования за ними будет устанавливаться диспансерное наблюдение, включающее индивидуальную программу реабилитации. При наличии медицинских показаний пациенты III–V групп здоровья могут включаться в Лист ожидания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, после получения которой им также будет назначаться индивидуальная программа реабилитации. Все эти мероприятия способствуют возвращению работающих граждан III–V групп здоровья к активной трудовой деятельности.
Кроме того, повышается заинтересованность медицинских учреждений: амбулаторно-поликлиническое учреждение составляет реестр граждан, прошедших дополнительные диспансеризацию или медицинский осмотр, и представляет его в территориальный фонд обязательного медицинского страхования или региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Полученные по этому реестру денежные средства направляются на оплату труда медицинских работников (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики и медицинских сестер указанных категорий врачей) и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительных диспансеризации или периодического медицинского осмотра.
С целью повышения эффективности диспансеризации работающих граждан в течение 2006 г. амбулаторно-поликлинические учреждения муниципальных образований для организации первичной медико-санитарной помощи будут оснащены специальным диагностическим оборудованием.
Результатами дополнительной диспансеризации граждан должны быть:
– снижение прямых экономических затрат на лечение и реабилитацию больных;
– уменьшение непрямых расходов, связанных с длительной нетрудоспособностью и социальной помощью.
Кроме того, диспансеризация работающих граждан направлена на повышение мотивации населения к здоровому образу жизни.

Строительство федеральных центров высоких технологий и увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи
Целью данных направлений национального проекта можно назвать достижение удовлетворенности населения дорогостоящими (высокотехнологичными) видами медицинской помощи.
В 2006 г. на строительство федеральных центров высоких технологий в федеральном бюджете выделено 12,6 млрд рублей. На данные средства будет возведено 4 и начато строительство еще 4 центров. Всего за 2006–2007 гг. в рамках национального проекта «Здоровье» предполагается создать 15 центров высоких медицинских технологий. Появление данных центров позволит значительно сократить сроки ожидания больными дорогостоящей медицинской помощи, а следовательно, улучшить качество их жизни и снизить процент инвалидизации граждан.
На увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 2006 г. из федерального бюджета будет направлено 4,1 млрд рублей.
В настоящее время утвержден расширенный по сравнению с 2005 г. перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемых за счет средств федерального бюджета. Если в прошлом году данный перечень включал 130 пунктов, то в 2006 г. – уже 272. В 2006 г. 94 федеральных специализированных медицинских учреждения будут проводить дорогостоящие операции больным в рамках государственного заказа. В следующем году в конкурсе на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета смогут принять участие не только федеральные, но и региональные медицинские учреждения.
Сейчас Министерством здравоохранения и социального развития РФ разработаны стандарты оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению. Внедрение стандартов позволит контролировать качество предоставляемой медицинской помощи и обеспечит равные права граждан на ее получение. Так, 20% оплаты за высокотехнологическую помощь предполагается производить только после проведения операции при соблюдении всех стандартов.
Таким образом, первые результаты проекта «Здоровье» позволяют сделать вывод о положительной динамике показателей, определяющих доступность и качество медицинской помощи для населения. В 2007 г. ассигнования на его реализацию из всех источников финансирования предполагается увеличить более чем в 1,5 раза по сравнению с 2006 г.

Поделиться