Как и благодаря чему растет бюджет Московской области? Как в регионе работают с разницей в бюджетной обеспеченности территорий? Какие приоритеты заложены в бюджет следующего года? Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения на научно-практической конференции «Бюджет Подмосковья: вчера, сегодня, завтра».
Мероприятие состоялось в конце октября. В нем приняли участие депутаты Московской областной думы, представители региональной власти, Совета Федерации, Федеральной налоговой службы, Казначейства России, надзорных органов, эксперты.
Долгосрочные тенденции
Министр экономики и финансов Московской области М. А. Ан напомнил о колоссальном росте бюджетных ресурсов за последние 25 лет даже с учетом гиперинфляции 1990-х годов. Если в 1993 году бюджет области составлял 642 миллиона рублей, то в 2018 году казна региона достигла уже полтриллиона рублей: 499,2 миллиарда по доходам и 597,5 миллиарда по расходам.
На этом фоне наблюдается экспоненциальный рост исполнения областного бюджета. В последние три года этот показатель составлял порядка 86%, в текущем году он должен превысить 90%. Что касается долга Московской области, то он находится на самом низком уровне за все время работы действующей команды, то есть за шесть лет. В 2012 году показатель составлял 35% от доходов бюджета, сейчас он находится на уровне 20,9%.
В то же время, отметил Ан, в ближайшие пять лет региональным властям предстоят значительные расходы — средства нужно направить на развитие региона. Поэтому для финансирования расходов могут быть использованы заимствования.
Еще одна долгосрочная тенденция бюджетной системы региона — рост числа муниципальных бюджетов. В 1993 году в Подмосковье было 65 муниципальных бюджетов, в том числе 39 бюджетов муниципальных районов и 26 — городских округов. В результате реформы местного самоуправления, которая началась в 2006 году, в отдельные единицы были выделены сельские бюджеты. Теперь финансовая система области включает 176 муниципальных бюджетов, из которых районам и городским округам принадлежит только 67.
Для Подмосковья характерны диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Лучше остальных обеспечены те, кто расположен ближе к МКАД, особенно на его западном направлении. В худшем положении находятся удаленные от Москвы районы. Финансовые власти Подмосковья выравнивают диспропорции за счет межбюджетных трансфертов, используются и дотации, и субсидии, и субвенции. Но даже после выравнивания сохраняется различие в среднем в два раза, а для сельских поселений — в пять раз. Тем не менее, несмотря на эту разницу, реальные возможности бюджетов с учетом плотности населения территорий после выравнивания находятся почти на одном уровне.
Приоритеты бюджета
Главный финансовый документ региона является социальным, но в нем также заложены средства на стимулирование экономического развития. Власти Подмосковья планируют сосредоточиться на кластерном развитии и приоритетных направлениях: это туризм, промышленность и инфраструктура области, построенная как логистический хаб всей страны.
Значительные ресурсы, как и в целом по стране, выделены на развитие дорожной инфраструктуры и на дорожное строительство; последние три года финансирование этого направления росло. Так, в 2016 году на дорожное строительство был потрачен 41 миллиард рублей. В текущем году цифра составит 67–70 миллиардов.
Также в приоритетах — система здравоохранения, которую необходимо сделать более привлекательной и удобной для жителей региона. Указ Президента России № 204 (майский указ) предполагает повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, сейчас в Московской области это показатель составляет 73,3 года.
В 2019 году около 75 миллиардов рублей будет выделено на строительство школ и детских садов. Здесь цель — ликвидация второй смены и очередей. Повышению привлекательности территории должно способствовать строительство спортивных объектов (в 2019 году предполагается выделить шесть миллиардов рублей) и объектов культуры (около трех миллиардов). Средства планируется получить и от частных инвесторов.
Рост доходной базы
Увеличение доходной базы бюджета Московской области в значительной степени обеспечено динамично развивающейся региональной экономикой (это одна из крупнейших и наиболее быстрорастущих экономик в стране). Тем не менее это не единственная причина: важным фактором является улучшение собираемости налогов и налогового администрирования за счет применения налоговой службой новых подходов.
Как рассказала руководитель УФНС России по Московской области Е. В. Макарова, территориальный орган службы администрирует 220 тысяч юридических лиц, 250 тысяч ИП и более восьми миллионов физических лиц. Она напомнила, что в последние годы ФНС ушла от фискального контроля за налогоплательщиками и сосредоточила свою работу на аналитике и создании прозрачной, понятной деловой среды для бизнеса. В результате риск-ориентированный подход дает рост налоговых поступлений.
Так, за последние пять лет налоговые поступления в бюджеты всех уровней с территории Московской области выросли в 1,5 раза, в территориальный бюджет — в 1,4 раза. В текущем году тренд сохраняется: поступления в федеральный бюджет, бюджет Московской области и консолидированный бюджет региона выросли более чем на 11%.
За девять месяцев текущего года число проведенных ФНС проверок уменьшилось на 415, это более чем на треть, но сумма поступлений, доначисленных по их результатам, увеличилась на 15%, или почти на миллиард рублей. Проверки заменяет контрольно-аналитическая работа с использованием больших данных, которая побуждает налогоплательщиков уходить от агрессивных схем минимизации налогов и уточнять свои налоговые обязательства. Эти мероприятия в текущем году принесли в консолидированный бюджет страны с территории 2,9 миллиарда рублей, по сравнению с прошлым годом рост составил 3,4 раза.
Поскольку важным источником местных и региональных бюджетов являются имущественные налоги, в регионе ведут систематическую работу по выявлению и постановке на налоговый учет максимального числа объектов капитального строительства и земельных участков. Для этого на уровне субъекта разработали дорожную карту, и муниципалитеты в рамках нее ведут планомерную работу.
Отдельное направление, над которым налоговые органы работают совместно с региональным правительством и муниципалитетами, — регулирование налоговой задолженности. В текущем году объем задолженности удалось снизить на 13,2%; поступления увеличились на 42%. Кроме роста поступлений, модернизация обеспечивает и улучшение условий для ведения бизнеса. Так, срок камеральных проверок деклараций по уплате НДС сократился с трех до двух месяцев.
В Московской области в числе банкротов числятся около четырех тысяч организаций и ИП, их суммарная задолженность составляет 52 миллиарда рублей. Последние изменения в законодательство ужесточили ответственность руководителей и учредителей за доведение своих хозяйствующих субъектов до банкротства. Это позволило за девять месяцев текущего года увеличить поступления с предприятий-банкротов в 1,5 раза, они составили 5 миллиардов рублей. Тем не менее целью работы налоговой службы является не обанкротить и закрыть предприятия, а дать возможность реанимироваться и вести хозяйственную деятельность. Поэтому руководство налоговой службы ставит перед территориальными органами задачу заключать как можно больше мировых соглашений. В Подмосковье сумма поступлений по графику таких соглашений постоянно увеличивается.
К. В. ОВЧАРУК