Галина Максимовна КУЛАЧЕНКО, заместитель губернатора — министр финансов Свердловской области
В целях обеспечения сбалансированности областного и местных бюджетов в Свердловской области разработан и утвержден План мероприятий по оздоровлению государственных финансов на 2018–2020 годы.
План мероприятий по оздоровлению государственных финансов региона состоит из трех разделов — «Программа оптимизации расходов бюджета Свердловской области», «Мероприятия, направленные на рост доходов бюджета Свердловской области», «Мероприятия, направленные на совершенствование государственной долговой политики Свердловской области» (рисунок 1). План включает в себя 50 мероприятий и охватывает деятельность всех исполнительных органов государственной власти региона, а также органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории области.
В целях выполнения плана мероприятий на постоянной основе осуществляется:
1) проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами по легализации заработной платы, ликвидации убыточности организаций, погашению задолженности по налогам, зачисляемым в областной и местные бюджеты;
2) проведение анализа использования и эффективности применения налоговых преференций, предоставленных законодательством Свердловской области;
3) проведение мероприятий по легализации неформальной занятости на территории региона;
4) выявление новых плательщиков и их привлечение в субъект РФ, а также расширение налоговой базы областного и местных бюджетов;
5) осуществление мероприятий по управлению государственной собственностью Свердловской области, в том числе выявление неиспользуемого имущества и принятие решений о его вовлечении в хозяйственный оборот;
6) проведение мониторинга и контроля за реализацией государственных программ региона;
7) оптимизация бюджетной сети за счет изменения типа, реорганизации и ликвидации государственных учреждений Свердловской области;
8) проведение проверок инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения;
9) установление предельной доли оплаты труда управленческого персонала;
10) исключение дублирования полномочий и функций органов государственной власти Свердловской области и учреждений;
11) принятие мер по повышению эффективности госзакупок для государственных нужд;
12) планирование и проведение мероприятий, направленных на сокращение стоимости государственных заимствований.
Бюджетный эффект
В 2016 году бюджетный эффект от реализации аналогичного плана на предыдущий период составил 19,3 миллиарда рублей, в 2017 году — 19,1 миллиарда рублей, за девять месяцев 2018 года — более 16,1 миллиарда рублей. В текущем году основной бюджетный эффект в сумме порядка 12 миллиардов получен от реализации мероприятий по росту доходов бюджета (таблица 1).
Достижению данного эффекта способствовало, во-первых, проведение мероприятий дорожной карты по повышению доходного потенциала Свердловской области на 2017–2019 годы. Это обеспечило поступление в бюджет 11,7 миллиарда рублей, из них:
9,7 миллиарда — за счет ликвидации убыточности организаций, принятых мер по снижению недоимки по платежам в бюджет. В том числе по налогу на прибыль организаций — 6,7 миллиарда рублей; по НДФЛ — 1,9 миллиарда рублей (за счет увеличения работодателями заработной платы и перечисления удержанного с работников НДФЛ); за счет частичного или полного погашения недоимки по другим платежам — 1,2 миллиарда рублей;
0,8 миллиарда рублей — за счет реализации мероприятий, направленных на привлечение (выявление) новых плательщиков в регион и расширение налоговой базы местных бюджетов. В частности, выявлено порядка 10,9 тысячи объектов недвижимого имущества, на 53% из них оформлено право собственности, поставлено на учет 375 иногородних организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципальных образований Свердловской области, взысканы штрафы, начисленные административными комиссиями в муниципалитетах;
0,4 миллиарда рублей — за счет проведения Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области мероприятий по снижению аварийности. Речь идет о внедрении на территории региона средств автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД, взаимодействии с УФССП по Свердловской области в части принудительного взыскания штрафов по исполнительным производствам;
0,8 миллиарда рублей — за счет реализации иных мероприятий дорожной карты, направленных на мобилизацию доходов бюджета. Это вовлечение в налогооблагаемый оборот доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории региона, возмещение необоснованных расходов по мероприятиям финансового контроля, погашение задолженности по неналоговым платежам (арендные платежи за использование лесов, имущества, плата за негативное воздействие на окружающую среду, выплата дивидендов акционерными обществами с долей участия Свердловской области).
Во-вторых, проведение мероприятий, направленных на эффективное использование государственного имущества Свердловской области путем вовлечения его в хозяйственный оборот и приватизации. Это принесло в бюджет 0,3 миллиарда рублей.
Что касается результатов реализации мероприятий по оптимизации расходов, то бюджетный эффект за девять месяцев 2018 года составил 4,1 миллиарда рублей. Из них:
экономия расходов областного бюджета по оплате процентов за пользование кредитными ресурсами за счет эффективного управления государственным долгом — 1,6 миллиарда рублей;
экономия бюджетных средств, полученная в результате снижения начальной (максимальной) цены при проведении закупок, — 2,3 миллиарда рублей;
проведение проверок инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, для предотвращения неэффективного их расходования — 0,1 миллиарда рублей. В частности, за три квартала текущего года рассмотрено 168 инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения;
возврат субсидий, предоставленных государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, при фактическом исполнении государственного задания в меньшем объеме, чем это предусмотрено, — 0,1 миллиарда рублей.
Недостигнутые показатели
Расчет целевых показателей плана осуществляется с 2017 года по итогам истекшего календарного года. Если говорить о достижении целевых показателей за 2017 год, то следует отметить, что из 36 показателей, установленных документом, целевые значения достигнуты по 33 из них (таблица 2).
Не достигнуты установленные значения по следующим целевым показателям:
1) доля субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, возвращенной в установленный срок, в общем объеме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, подлежащей возврату в установленных случаях: процент исполнения от установленного значения — 92%;
2) количество легализованных граждан в рамках легализации неформальной занятости: процент исполнения от установленного значения — 78%;
3) исполнение утвержденного годового прогноза по доходам областного бюджета от продажи (приватизации) имущества, находящегося в собственности Свердловской области: процент исполнения от установленного значения — 16%.
Совершенствование долговой политики
Государственный долг Свердловской области на 1 октября 2018 года составил 55,7 миллиарда рублей, или 26,8% к объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (рисунок 2). Относительно начала года объем государственного долга снижен на 19,9 миллиарда рублей.
Для снижения стоимости заимствований правительство области проводит работу по пересмотру условий заключенных ранее госконтрактов с кредитными организациями. На 1 января 2018 года размер средневзвешенной ставки за пользование кредитными ресурсами по привлеченным на начало текущего года коммерческим кредитам составил 8,64%. В течение девяти месяцев текущего года с банками проведена работа по снижению процентной ставки, в итоге ими приняты решения о снижении ставки по 29 контрактам. Также было осуществлено досрочное погашение задолженности по 21 контракту на сумму 17,6 миллиарда рублей и досрочное расторжение двух контрактов на сумму 1 миллиард рублей. На 1 сентября 2018 года размер средневзвешенной ставки за пользование коммерческими кредитными ресурсами составил 8,17%.
Если говорить о государственных контрактах, заключенных с банками в 2018 году, то средняя ставка по ним — 7,84%, максимальная ставка — 8,14%. В итоге объем экономии бюджетных средств от снижения стоимости заимствований составил 1,6 миллиарда рублей.
В настоящий момент мы готовим изменения в план с учетом рекомендаций Минфина России по формированию планов мероприятий по оздоровлению финансов субъектов РФ.
Таблица 1. Бюджетный эффект от реализации Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Свердловской области за 2016–2018 гг.
Наименование мероприятия |
Сумма бюджетного эффекта, млрд руб. |
||
2016 |
2017 |
9 месяцев 2018 |
|
ВСЕГО, в том числе: |
19,30 |
19,10 |
16,10 |
Мероприятия по росту доходов |
11,50 |
12,90 |
12,00 |
Реализация дорожной карты по повышению доходного потенциала |
10,96 |
12,30 |
11,71 |
Мероприятия по управлению государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества |
0,56 |
0,62 |
0,26 |
Мероприятия по оптимизации расходов |
7,79 |
6,14 |
4,15 |
Экономия бюджетных средств, полученная в результате снижения начальной (максимальной) цены при проведении закупок |
3,28 |
2,19 |
2,35 |
Экономия расходов на обслуживание госдолга Свердловской области |
1,78 |
2,79 |
1,60 |
Проведение проверок инвестиционных проектов на предмет эффективности использования бюджетных средств |
2,70 |
1,10 |
0,14 |
Возврат субсидий государственными учреждениями Свердловской области при фактическом исполнении государственного задания в объеме меньше предусмотренного |
0,03 |
0,06 |
0,06 |
Таблица 2. Достижение в 2017 г. целевых показателей реализации Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Свердловской области за 2016–2018 гг.
Всего — 36 целевых показателей, из них достигнуты значения по 33 показателям. Среди основных показателей:
Наименование целевого показателя |
План |
Факт |
Темпы роста объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области, % |
≥3 |
11,2 |
Удельный вес недополученных доходов по региональным налогам и по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в результате действия налоговых льгот, установленных законодательством Свердловской области, в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области, % |
≤5 |
2,3 |
Отношение объема средств, направленных в отчетном финансовом году на погашение долговых обязательств и обслуживание государственного долга, к годовому объему налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов (без учета объемов погашения и расходов, осуществленных за счет новых заимствований), % |
≤13 |
5,3 |
Готовность налогооблагаемой базы для исчисления налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объекта налогообложения, % |
80 |
85,1 |
Количество хозяйствующих субъектов, деятельность которых рассмотрена на заседаниях межведомственных комиссий различного уровня |
9000 |
12 172 |
Коэффициент взыскания штрафов, вынесенных административными комиссиями, % |
Не менее 40 |
68,8 |
Количество выявленных межведомственными комиссиями («мобильными группами») объектов недвижимого имущества, не вовлеченных в налогооблагаемый оборот |
12 000 |
17 866 |
Доля работников учреждений бюджетной сферы, с которыми заключены «эффективные контракты», в общей численности работников, % |
65 |
100 |
Доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов областного бюджета, % |
Не ниже 95 |
98 |
Количество легализованных граждан, чел. |
65 978 |
51 571 |