Версия для печати 1615 Материалы по теме
Прогноз — стабильный

В середине 2018 года российское рейтинговое агентство АКРА присвоило Иркутской области кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне АА-(RU), прогноз «стабильный». О том, какие шаги позволили урегулировать ситуацию с долгом региона, а также о привлечении инвестиций, о наполняемости областной казны и о многом другом — в нашем интервью с губернатором Иркутской области Сергеем Георгиевичем ЛЕВЧЕНКО.

— Сергей Георгиевич, прошло три года с тех пор, как вы возглавили Иркутскую область. С одной стороны, срок небольшой, а с другой — он уже позволяет подвести некую черту. Расскажите, что удалось сделать за это время?

— В Иркутской области за последние годы был успешно реализован ряд проектов, направленных на улучшение качества жизни. Высокие темпы экономического развития области стали базой для успешной реализации социальных программ. Объем средств, направляемый из областного бюджета на реализацию государственных программ Иркутской области, за последние три года вырос на 32 процента. Если в 2015 году он составлял 114,5 миллиарда рублей, то в 2018 году — уже 151,3 миллиарда.

Сегодня мы завершаем формирование пятилетнего плана социально-экономического развития региона. Этот документ необходим для упорядочивания экономического развития области, для того чтобы создавались и расширялись производства по тем направлениям, которые действительно востребованы и конкурентоспособны на внутреннем и зарубежном рынках. В плане будут учтены все предложения по комплексному развитию территорий области. 

Сегодня рядом с крупными предприятиями, несомненно, развивается и сопутствующий малый и средний бизнес, инфраструктура социальной сферы. На государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Иркутской области с 2015 по 2018 год было направлено 914,8 миллиона рублей, в том числе из областного бюджета — 278,2 миллиона, из федерального бюджета — 636,6 миллиона. Государственную поддержку для создания и развития бизнеса получили 10,6 тысячи малых и средних предприятий. Было создано 2,3 тысячи новых рабочих мест.

В текущем году мы реализуем 249 мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и проектированию объектов социально-культурного назначения. Это в 4,1 раза больше уровня 2015 года, тогда было всего 60 мероприятий. Увеличение финансирования данного направления выросло почти в два раза и составило в текущем году 7,9 миллиарда рублей.

Построены школы в микрорайоне Ново-Ленино, в поселке Молодежном Иркутского района. Школу поселка Молодежного мы смело называем космической. Снаружи здание напоминает межпланетный корабль из фантастических фильмов, а внутри — нашу галактику. Именно такие объекты — современные, оборудованные по последнему слову техники мы будем возводить в будущем. Кроме того, были построены детский сад на 240 мест в поселке Березовом Иркутского района, культурно-просветительский центр в Качугском районе, стационар ЦРБ в Аларском районе. До конца года завершим строительство Центральной районной больницы с поликлиникой в поселке Бохане. Ведутся работы по строительству центра для хоккея с мячом и для конькобежных видов спорта в Иркутске и ряда других важных объектов. Всего за три года было профинансировано 406 объектов социальной инфраструктуры. 

Бюджет Иркутской области сохраняет свою социальную направленность. Прирост расходов на эти цели в 2018 году по сравнению с прошлым годом составил 15,4 миллиарда рублей, или 17 процентов. Правительство области подготовило осеннюю корректировку бюджета, в которой предлагает увеличить доходную часть на 11,9 миллиарда рублей и утвердить ее в объеме 149,6 миллиарда рублей. За три последних года доходы бюджета выросли более чем на 45 миллиардов рублей. 

— Благодаря каким мерам удалось увеличить доходную часть областного бюджета? 

— Благодаря тому, что областное правительство активизировало работу по наращиванию собственного доходного потенциала, включая реализацию мероприятий антикризисного плана и тесное взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками. Это позволило существенно улучшить наполняемость областного бюджета. Если в 2015 году собственные доходы составляли 83,4 миллиарда рублей, то в 2016-м была преодолена психологически важная отметка в 100 миллиардов рублей. По итогам текущего года собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета могут составить почти 125,7 миллиарда рублей.

Даже несмотря на передачу в федеральный и местные бюджеты значительной части налоговых доходов, включая налог на прибыль по ставке один процент (2,3 миллиарда рублей), акцизы на нефтепродукты (2,9 миллиарда рублей) и 30 процентов налога по УСН (1,6 миллиарда рублей), собственные доходы областного бюджета продолжили расти. Без ложной скромности могу сказать, что бюджет 2017 года стал лучшим за всю историю региона.

В прошлом году нам удалось выполнить одно из основных обязательств получателя дотации из федерального бюджета, а именно обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета по отношению к уровню 2016 года. Причем сделано это не в сопоставимых нормативах зачисления налогов в 2016–2017 годах, как это предусмотрено обязательствами, а в фактическом стоимостном выражении. Благодаря такому результату регион получил из федерального бюджета в 2017 году 714 миллионов рублей в виде дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала. Это девятое по величине значение среди субъектов РФ. В текущем году дотация в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций составила 556 миллионов рублей.

— А как на фоне областной казны выглядят бюджеты муниципалитетов? Как построены межбюджетные отношения в области?

— Конечно же, Правительство Иркутской области осуществляет финансовую поддержку муниципальных образований области. В связи с необходимостью выполнения органами местного самоуправления указов Президента РФ 2012 года, повышением тарифов на коммунальные услуги и цен в целом, объемы финансовой поддержки муниципалитетам из года в год увеличиваются. Так, на обеспечение сбалансированности местных бюджетов в 2016 году было направлено 6,5 миллиарда рублей, в 2017 году — 8 миллиардов, а в текущем году объем финансовой поддержки составит 9 миллиардов рублей.

Правительство Иркутской области на постоянной основе проводит работу по оценке сбалансированности местных бюджетов, организует встречи с руководителями муниципальных образований области, по результатам которых формируются конструктивные подходы по планированию и исполнению местных бюджетов в текущих экономических условиях.

С 2015 года введена практика рассмотрения бюджетов муниципалитетов области с участием представителей профильных министерств. По итогам рассмотрения финансового документа органам местного самоуправления даются рекомендации по исполнению бюджетов. На постоянной основе оказывается методическая помощь финансовым подразделениям муниципальных образований по вопросам формирования и исполнения бюджета.

В рамках проведения работы по снижению долговой нагрузки и минимизации стоимости обслуживания муниципальных заимствований с 2016 года область предоставляет муниципалитетам трехлетние бюджетные кредиты для замещения коммерческих кредитов по ставке 0,1 процента годовых. В апреле 2018 года проведена реструктуризация задолженности муниципалитетов по ранее привлеченным из областного бюджета бюджетным кредитам, что позволило получить заемщикам рассрочку по погашению задолженности на семь лет и снизить стоимость обслуживания муниципального долга. По итогам реструктуризации снижение нагрузки местных бюджетов по погашению бюджетных кредитов в областной бюджет в текущем году составит более 0,5 миллиарда рублей.

Что касается межбюджетных отношений, то они постоянно совершенствуются. Так, в 2018 году внесены изменения в порядок предоставления субсидии на реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов муниципальных образований области. В частности, предусмотрено поощрение муниципальных образований за прирост поступлений налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты за отчетный финансовый год в сопоставимых условиях; наилучшие показатели оценок качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах (городских округах) по результатам проведения соответствующего мониторинга; проведение органами местного самоуправления работы по объединению муниципальных образований.

— В июне 2018 года аналитики российского рейтингового агентства АКРА присвоили Иркутской области кредитный рейтинг по национальной шкале АА-(RU), прогноз «стабильный». Как вам удалось урегулировать ситуацию с долгом? 

— Сохранить уровень государственного долга на экономически безопасном уровне позволила реализация Правительством Иркутской области мероприятий антикризисного плана, в том числе по повышению доходного потенциала региона, установлению приоритетных направлений финансирования и оптимизации расходов. А также соблюдение количественных ограничений отдельных бюджетных характеристик областного бюджета, установленных федеральным центром. Принимаемые меры позволили на протяжении трех лет сократить уровень государственного долга на 2,5 миллиарда рублей. По итогам 2017 года долг региона составил 18,6 миллиарда рублей, или 16,3 процента доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Это один из самых низких показателей среди субъектов РФ (15-е место) и среди субъектов Сибирского Федерального округа (2-е место). 

В конце 2017 года была проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, по условиям которой срок погашения перенесен на период с 2018 по 2024 год. Это позволит снизить объем коммерческих заимствований в 2018–2019 годах, необходимых для погашения бюджетных кредитов. 

По состоянию на 1 октября 2018 года государственный долг составляет 12,6 миллиарда рублей, или 11 процентов от прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за текущий год. Структура долга представлена государственными ценными бумагами — 5 миллиардов рублей (40 процентов) и бюджетными кредитами — 7,6 миллиарда рублей (60 процентов). 

Такая взвешенная политика Правительства Иркутской области в части государственных заимствований положительно сказалась на уровне кредитного рейтинга региона. Высокой оценке аналитиков также способствовали быстрый рост и структурные изменения в региональной экономике в последние годы.

— Глава государства часто говорит о необходимости обеспечения прорывного развития страны. Готова ли Иркутская область, в том числе и с точки зрения наличия ресурсов и возможностей, к такому ускоренному движению вперед? На какие отрасли делаете ставку? 

— Иркутская область является одним из ключевых промышленно-развитых регионов России, отличается богатым природно-ресурсным потенциалом. В регионе сосредоточены значительные запасы стратегических ресурсов: золота, леса, нефти, газа и угля. 

Одной из перспективных отраслей является машиностроение. Лидирующую позицию в отрасли занимает Иркутский авиационный завод — филиал ПАО «Корпорация “Иркут”», специализирующийся на разработке и производстве авиационной техники военного и специального назначения и поддержке ее эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла. Завод в ближайшем будущем запланировал выпуск серийного производства самолета МС-21.

Динамично развивается фармацевтическая отрасль. В 2017 году АО «Фармасинтез» запустило цех малотоннажного производства лекарственных препаратов в Иркутске. Завершена реализация первого этапа проекта по производству активных фармацевтических субстанций в Братске — запущен цех малотоннажного производства «Килолаб». Начата реализация масштабного проекта по созданию фармацевтического производства в городе Усолье-Сибирское. 

Сегодня мы можем говорить о формировании новой для Иркутской области перспективной отрасли — газохимии. В активную стадию реализации входит проект ООО «Иркутская нефтяная компания» по строительству газохимического комплекса в городе Усть-Куте. Правительство области и Иркутская нефтяная компания пришли к решению о необходимости применения комплексного подхода к реализации проекта, в том числе в части создания единого механизма развития Усть-Кутского муниципального округа, учитывающего как территориальные, так и отраслевые особенности, а также внедрения максимально эффективного подхода по предоставлению мер государственной поддержки. 

Усилит развитие газовой отрасли создание газоперерабатывающих и газохимических производств на базе Ковыктинского ГКМ. Регион располагает для этого всем необходимым: высокие добывные возможности месторождений газа, подходящие условия для создания хранилищ гелия, действующие и перспективные промышленные площадки, приближенность ресурсов к центрам потенциального потребления, наличие кадрового и научного потенциала и прочее. Создание производств с высокой добавленной стоимостью значительно увеличит доходную часть бюджета, а значит, возрастет благосостояние населения региона. 

— Как в регионе обстоят дела с привлечением инвестиций? 

— Для создания благоприятного инвестиционного климата у нас реализуется ряд мер, направленных на снижение административных барьеров, повышение качества предоставления государственных услуг и создание комфортной среды для развития бизнеса. Здесь учитываются все направления, с которыми бизнес сталкивается в ежедневном режиме. Речь идет об упрощении процедур получения разрешений на строительство, регистрации права собственности, постановки на кадастровый учет, присоединения к электросетям, о финансовой и нефинансовой поддержке инвесторов и малого бизнеса.

Данная работа осуществляется нами в рамках внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, утвержденных на федеральном уровне. Целевые модели представляют совокупность обязательных показателей (сроки, стоимость, количество процедур) по ключевым факторам, которые в большей степени влияют на инвестиционный климат. Всего в регионе внедряется 11 целевых моделей. Они определяют конкретные целевые значения, которые должны быть достигнуты в течение ближайших трех лет. 

Очень важно, что деятельность в этом направлении проводится в тесном взаимодействии с федеральными органами власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Иркутской области. Совместными усилиями внедряем лучшие практики, которые подтвердили свою эффективность в наиболее инвестиционно успешных регионах России. 

Также с 2015 года на территории региона внедряется стандарт развития конкуренции. Результатом данной работы стало улучшение условий для ведения бизнеса, развитие предпринимательства, увеличение числа участников государственных закупок, предотвращение случаев ограничения конкуренции.

Что касается преференций, то здесь мы гарантируем поддержку проектов независимо от их масштабов: будь то проекты микропредприятий или крупного бизнеса, производство или сфера услуг, традиционные или инновационные отрасли. В области для этого есть все необходимые инструменты. Это и налоговые льготы, и субсидии, и обширный перечень региональных институтов развития, и территории с особым статусом, и ряд других мер поддержки. Самое главное, чтобы проекты были направлены на выпуск конкурентоспособной продукции, внедрение современных технологий по сохранению экологии, создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

Сегодня Иркутская область занимает второе место по показателю объема инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа. В 2017 году инвестиции в основной капитал составили почти 256,9 миллиарда рублей. По итогам первого полугодия 2018 года данный показатель равен 117,6 миллиарда рублей, что на 15 процентов больше показателя первого полугодия прошлого года. Правительство области и дальше намерено создавать для потенциальных инвесторов прозрачные условия, чтобы они были твердо уверены в условиях ведения бизнеса, тарифах на потребляемые ресурсы, в устойчивости политической ситуации, в простых и понятных механизмах взаимодействия с властью.

Подготовила О. В. ГОРШЕНИНА


Поделиться