Версия для печати 3067 Материалы по теме
Контроль состоялся. Новые задачи контроля

1 ноября в Федеральном казначействе состоялось совещание, посвященное 95-летию со дня образования контрольно-ревизионных органов Российской Федерации. Несмотря на праздничную атмосферу, мероприятие носило деловой характер, так как многие выступления состояли не только из поздравлений, спикеры говорили о перспективах развития системы внутреннего государственного финансового контроля.

Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин рассказал об истории становления и развития института государственного финансового контроля в Советском Союзе с момента создания финансово-контрольного управления в составе Народного комиссариата финансов СССР. «В 2016 году функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере были переданы Казначейству России, и это создало новые возможности по осуществлению государственного финансового контроля», — отметил он. 

Перспектива задач

Первый заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко, зачитав поздравление первого заместителя председателя Правительства РФ — министра финансов РФ А. Г. Силуанова, заострила внимание коллег на перспективах развития внутреннего государственного финансового контроля. Контроль становится максимально автоматическим, максимально технологичным; времена, когда все контролеры страны направляли огромные усилия, например, на проверку соблюдения нормативов распределения доходов по уровням бюджетов, прошли. Сейчас распределение проходит без участия специалистов и влияние человеческого фактора исключено. Не нужны глаза и руки ревизоров и для контроля соблюдения регионами уровня софинансирования при предоставлении им субсидий. «Еще в прошлом году задолженность субъектов по финансированию объектов, по которым мы осуществляли софинансирование, значительно превышала миллиард рублей. Сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация выделяет сумму, строго пропорциональную той, что уже потратил регион. Причем это действие автоматизировано и происходит в тот же день, когда получатель субсидии осуществил свой расход», — отметила Нестеренко. 

52_2.png

Сегодня, по мнению Минфина России, необходимо обеспечить максимальную открытость данных по направлениям государственной поддержки, дабы обеспечить гражданский контроль расходования этих средств. Общественный контроль в сфере закупок, пользующийся открытыми данными ЕИС, уже доказал свою эффективность. В настоящее время существует реестр субсидий юридическим лицам, из которого можно узнать, кто и сколько денег получил от государства и на что их должен потратить; есть такой же реестр и по субсидиям субъектам РФ. Но пока эти информационные ресурсы не притягивают пристального внимания общественности. И, как подчеркнула Нестеренко, вызвать этот интерес — задача государственной власти. «Сейчас у нас есть желание создать открытые площадки, на которых публично будет проходить выбор юридических лиц, которые в конечном итоге получат субсидию. Кроме того, в планах Правительства РФ создать открытый реестр физических лиц, получающих государственную поддержку», — сказала спикер. 

Еще одно направление развития финансового контроля связано с новым функционалом Федерального казначейства по ведению бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Пока это касается федеральных органов власти. Также необходимо организовать четкий контроль за достовер­ностью данных о результатах использования государственной поддержки. К примеру, предметом контроля должна стать достоверность отчета о выполнении государственного задания. Несмотря на то что такой контроль предусмотрен еще Законом № 83 ФЗ, как отметила Нестеренко, он до сих пор не проводится. Сейчас методология проведения такого контроля находится на согласовании в Правительстве РФ, и до конца года, возможно, дело сдвинется с мертвой точки. 

То же касается и контроля достоверности отчетности использования субсидий юридическим лицам. «С одной стороны, отчет о результатах использования субсидий делается (это предусмотрено порядками и соглашениями), но все эти отчеты начинаются и заканчиваются объемом кассовых расходов. Информации же о том, что конкретно было достигнуто, в большинстве случаев нет. И Минфину нужно коренным образом изменить эту ситуацию, потому что именно в момент формирования порядков предоставления субсидий и соглашений об их предоставлении нужно прописывать, какие именно отчеты нам нужны», — отметила Нестеренко. 

Говоря о развитии контроля за непосредственными результатами, она также остановилась на еще одном очень важном направлении деятельности Минфина России и органов финансового контроля — мониторинге реализации национальных проектов. В настоящее время создается подсистема «Электронного бюджета», которая будет называться «Мониторинг исполнения нацпроектов». Будет реализовано платформенное решение для всех участников проектов, где они будут осуществлять свою деятельность независимо от того, какая роль им отводится в достижении национальной цели. В результате не нужно будет собирать отчеты — появится возможность управлять рисками в режиме онлайн. При этом территориальные органы Федерального казначейства будут на местах проверять достоверность данных, которые отражаются в системе, так как ни технологический, ни бухгалтерский контроль не могут полностью заменить ту работу, которую контролеры ведут «в полях». 

52_3.png

Крен в сторону анализа…

О перспективах технологического развития контроля говорил и председатель Счетной палаты РФ А. Л. Кудрин. По его мнению, в ближайшее время с учетом тех технологических решений, которые уже есть, половина работы, которую сегодня ведут контролеры, будет автоматизирована. «Наша деятельность будет больше направлена на аналитику, анализ результатов. Разработка четкого алгоритма анализа бюджета станет одной из наших больших задач на перспективу», — отметил он.

«Главная функция контроля — путем мощной аналитики выйти на пакет неслучайных, выверенных вариантов управленческих решений», — подчеркнул и заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ В. В. Летуновский. 

… и укрепления взаимодействия

Обеспечение эффективного использования бюджетных средств, как сказал начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ А. В. Паламарчук, невозможно без тесного взаимодействия контролеров с правоохранительными и надзорными органами. Поэтому в соответствии с заключенным в 2016 году Генеральной прокуратурой и Федеральным казначейством соглашением осуществляется координация действий ведомств при проведении контрольных и надзорных мероприятий. Прокуратура направляет в казначейство предложения о проведении проверок, которые казначеи учитывают при составлении своих планов, происходит постоянный обмен оперативной информацией между ведомствами. По мнению Паламарчука, сегодня свою результативность демонстрирует казначейское сопровождение крупных государственных контрактов, и Генеральная прокуратура, в свою очередь, использует данные Федерального казначейства, полученные в ходе применения этого инструмента, для осуществления прокурорского надзора. В ближайшее время должен быть подписан документ о взаимодействии ведомств при проведении бюджетного мониторинга и казначейского сопровождения средств федерального бюджета, который призван усовершенствовать и укрепить сотрудничество. 

От лица главных распорядителей средств федерального бюджета выступила заместитель министра промышленности и торговли РФ Г. М. Кадырова. «Мы в режиме 24 часа в сутки и семь дней в неделю находимся во взаимодействии с Федеральным казначейством для того, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование кровеносной системы отраслей нашей экономики», — сказала она. В самом ведомстве создан контрольный совет, который возглавляет министр промышленности и торговли. Еженедельно на заседании рассматриваются вопросы исполнения контрольных поручений, кассового исполнения организационного плана исполнения бюджета и результативности мер государственной поддержки, осуществляемой в разных отраслях экономики. 

52_4.png

Непрерывность контроля обеспечена

О сегодняшнем состоянии системы внутреннего государственного финансового контроля в стране рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Э. А. Исаев. «За время своего развития орган ВГФК не только состоялся как эффективный инструмент контроля, но и стал важным звеном решения ключевых национальных задач», — отметил он. Вступив в полномочия упраздненного Росфиннадзора, Федеральное казначейство выполнило поставленные перед ведомством первостепенные задачи по обеспечению непрерывности исполнения контрольных функций и сохранению кадрового потенциала. 

За два с половиной года работы Казначейство России провело более 18 тысяч контрольных мероприятий, проверило предоставление и использование более 14 триллионов рублей, выявило нарушений на сумму более 3 триллионов рублей, направило более 10 тысячи представлений и предписаний. В доход федерального бюджета было возвращено порядка 60 миллиардов рублей. «Мы выстроили правильную систему казначейского контроля, применяем новые подходы к управлению рисками. Подтвердило свою целесообразность и создание в центральном аппарате Федерального казначейства, а потом и в территориальных управлениях контрольных комиссий, формат которых позволил вести открытый диалог с объектами контроля. В итоге у нас в разы снизилось число обжалований результатов контроля в судах», — рассказал Исаев.

Е. П. БЕСПАЛОВА



Поделиться