Устойчивое функционирование транспортной инфраструктуры и ее важнейшей составляющей – городских улиц и дорог – является вопросом первостепенной важности для любого мегаполиса, и Москва здесь не исключение.
Ежегодно на ремонт московских дорог из бюджета выделяются значительные средства: в 2005 г. – 4,2 млрд руб., в 2006 г. – 6,5 млрд. И для москвичей, и для гостей столицы очень важно, чтобы деньги были использованы рационально. В июле на заседании правительства Москвы будет рассматриваться вопрос перспективного развития столичной дорожной отрасли, а сегодня мы беседуем с главным контролером по вопросам внешнего благоустройства города, начальником Объединения административно-технических инспекций Москвы Иваном Сергеевичем ИЩЕНКО.
– Иван Сергеевич, в зоне Вашего контроля находятся московские дороги. Как давно Вы занимаетесь этой работой, и какими средствами осуществляется контроль?
– В 1992 г. отставание по ремонту улично-дорожной сети составляло более 20 млн кв. м, неотложного ремонта требовали свыше 10 млн кв. м покрытий на улицах районного и местного значения, дворовых территориях. В аварийном состоянии находились около 60 тыс. из 300 тыс. люков смотровых колодцев, расположенных на магистралях и улицах города.
Неудовлетворительное содержание улиц и дорог и малые сроки службы дорожных покрытий были обусловлены прежде всего низким качеством выпускаемых заводами асфальтобетонных смесей и исходных материалов для их приготовления, отсутствием проектно-сметной документации, несоблюдением технологии при выполнении дорожно-ремонтных работ. Ведомственный контроль не позволял четко наладить управление этими сложными и многообразными процессами.
Потребовались новые организационные решения. Мэр Москвы Ю. М. Лужков внес предложение о принятии правительством города специального постановления, в котором предусматривалось повышение ответственности заказчиков и подрядных организаций за конечные результаты дорожно-ремонтных работ. При этом Объединению административно-технических инспекций поручалось установить систематический контроль за качеством асфальтобетонных смесей и дорожно-ремонтных работ на всех этапах технологического процесса с применением экономических санкций за нарушение нормативных требований, а в случае систематического непринятия мер по устранению недостатков – вносить предложения о лишении подрядных организаций права на производство дорожных работ в Москве.
3 июня 1992 г. Ю. М. Лужков подписал распоряжение «О создании в составе Объединения административно-технических инспекций правительства Москвы Дорожной инспекции», согласно которому были определены основные задачи этого структурного подразделения:
- независимый контроль качества дорожно-ремонтных работ;
- профилактика нарушений при подготовке, организации и проведении дорожно-ремонтных и уборочных работ.
В кратчайший срок была утверждена структурная схема контроля качества дорожных работ, включающая независимый контроль качества исходных материалов (битумов, песков, минеральных порошков, щебня), асфальтобетонных смесей, проектно-сметной документации, технологии и правил производства работ, качества готовых покрытий.
– Каким образом инспектор проверяет качество материалов?
– В Объединении имеется отлаженная научно-обоснованная система контроля, включающая визуальный осмотр, инструментальные замеры и лабораторные исследования (в случаях, когда визуально сложно определить качество работы). С 1995 г. специализированная лаборатория, выполняющая весь предусмотренный нормативными документами комплекс испытаний исходных материалов, асфальтобетонных смесей и образцов уложенных покрытий, входит в состав Дорожной инспекции. Дорожная лаборатория ОАТИ укомплектована специалистами, окончившими МАДИИ и имеющими большой опыт работы в лабораториях по исследованию асфальто- и цементобетонов, битумов.
В связи с новыми задачами, поставленными перед Объединением московским правительством, и благодаря укреплению производственной базы перечень проводимых лабораторных испытаний постоянно расширяется. Проводится контроль качества асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, грунтов, используемых при обратных засыпках разрытий на проезжей части городских улиц и магистралей, а также противогололедных реагентов.
– ОАТИ имеет отношение к планированию объемов работ?
– Ежегодно по результатам проводимых проверок в службы заказчиков направляются перечни объектов, требующих капитального ремонта. Например, для формирования титулов на 2006 г. были предложены 376 объектов общей площадью 7,8 млн кв. м. В 2006 г. проверки дорог проводятся совместно с УГИБДД в круглосуточном режиме, а все выявленные нарушения в тот же день доводятся до сведения служб заказчиков. В результате нам удалось ликвидировать более 15 тыс. выбоин, отремонтировать 3 тыс. аварийных люков колодцев и дождеприемных решеток. Если аварийный ремонт своевременно не выполнялся – а сроки выполнения крайне жесткие, сутки для ремонта выбоин и трое суток для ремонта люков, – к виновнику применялись штрафные санкции.
– Есть ли конкретные результаты проделанной работы?
– В результате введения системы независимого контроля качества дорожных работ за 1994–2005 гг. количество проб исходных материалов, не соответствующих нормативам, сократилось с 60 до 3,8%. Количество проб асфальтобетонных смесей с отклонениями от требований ГОСТ уменьшилось соответственно с 53 до 5,4%.
По предписаниям ОАТИ на всех 35 асфальтобетонных заводах установлены фильтры – очистные системы «Гарант», что позволило существенно улучшить экологическую ситуацию в столице. Если на момент начала контрольной деятельности Дорожной инспекции практически на всех асфальтобетонных заводах (на Москву в то время работало 18 АБЗ) лаборатории не действовали или из-за недооснащенности выполняли не все виды необходимых испытаний, то за последующие годы благодаря отлаженной системе контроля, жестким требованиям (в том числе с применением штрафных санкций) по обеспечению испытаний в соответствии с ГОСТ на большинстве действующих заводов лаборатории были оснащены современными приборами с одновременным внедрением новых методик испытаний, а штат укомплектован квалифицированными специалистами.
В связи с ростом дефицита высокопрочного износостойкого щебня и для исключения возможности поставок щебня, не соответствующего условиям Москвы, мы предложили Департаменту ЖКХиБ проводить централизованную закупку щебня с крупных месторождений с обязательной предварительной оценкой его качества непосредственно в местах разработки (карьерах) силами специально созданной организации или лаборатории.
– Насколько велики могут быть затраты в связи с повышением прочностных характеристик дорожных покрытий в условиях интенсивности движения на городских магистралях?
– Объемы финансирования дорожной отрасли определяются правительством при формировании бюджета на очередной год. Пока можно говорить лишь об общей тенденции: при применении более качественных исходных материалов, усилении конструкций дорожных одежд стоимость квадратных метров уложенного покрытия возрастет, но снизятся затраты на эксплуатацию, так как увеличатся межремонтные сроки.
– Как Вы считаете, достаточно ли в Москве асфальтобетонных заводов, чтобы хватило асфальта на все запланированные ремонты?
– Более чем. На Москву работают 35 заводов, расположенных непосредственно в городе или в зоне МКАД. Наша задача – проконтролировать качество производимых асфальтобетонных смесей.
– Каким еще проблемам необходимо финансовое внимание?
– Отношение и средства для дела решают многое. Например, проектно-сметная документация для капитального ремонта дорог разрабатывается с учетом финансирования последующих ремонтов. Решения о конструкции покрытия с заменой одного или двух слоев принимаются с учетом отпущенного финансирования, поэтому в основном проводится ремонт только одного верхнего слоя (чего в ряде случаев недостаточно).
Сейчас ситуация с проектно-сметной документацией значительно лучше, чем в прошлые годы. Сейчас уже все объекты капитального ремонта улиц обеспечены проектами (для сравнения: в 1998 г. проекты имелись только на 70% объектов, в 1999 г. – на 87%). Правда, есть замечания по комплексности (например, не предусматриваются озеленительные работы) и составу проектов. В частности, отсутствуют расчеты конструкций асфальтобетонного покрытия исходя из интенсивности движения транспорта по конкретным улицам и магистралям.
К организациям-бракоделам за нарушения технологии и правил производства работ были применены штрафные санкции на общую сумму более 9 млн руб. Помимо штрафов и обязательной переделки работ за счет подрядчиков-бракоделов, в службы заказчиков направлялись предложения на расторжение договоров с 39 организациями («Инаир-Холдинг», «Талока-1», «Тоза», «Контур-Ц» и др.).
Для объективной оценки работы подрядчиков в инспекции ежемесячно анализируется качество работ подрядчиков с привлечением компетентных организаций – ДЖКХиБ, УГИБДД, ГУП «Центр мониторинга дорог и дорожных технологий», Центрального управления госавтонадзора (бывшая транспортная инспекция), СоюздорНИИ и МАДИ (ТУ). По результатам в конце года будет составлен Реестр подрядных дорожных организаций с оценками качества их работы для использования при проведении тендеров. За прошедшие годы мы таким образом «отсеяли» более 500 бракоделов.
– Безопасность движения в значительной степени зависит от его организации, в том числе от разметки. В этом году неплохо размечены улицы и магистрали, помимо пунктирных линий и «зебр» появилось много стрелок – указателей направления движения, желтой разметки на остановках. Вы довольны?
– Однозначно не отвечу. Дело в том, что из 4 696 имеющихся в городе объектов дорожного хозяйства в титульные списки разметки термопластиком на 2006 г. службами заказчиков включены 2 358. Инспекцией совместно с ГИБДД в начале июня проведена инвентаризация состояния дорожной разметки, ее сохранности на улицах и магистралях города. На основании результатов инвентаризации в настоящее время формируются дополнительные задания по дорожной разметке, которые должны быть выполнены ко Дню города.
В ходе инспекционных проверок в текущем году штрафные санкции за нарушения технологии и правил проведения разметочных работ к подрядным организациям применялись 189 раз, к службам заказчиков за неудовлетворительную организацию работ – 22 раза. Некачественно выполненные участки переделывались.
– Герман Греф на заседании Правительства РФ подчеркивал, что для развития транспортной отрасли необходимы новые технологии, в частности в развитых странах при строительстве дорог используются нанотехнологии. Он также заметил, что в ГИБДД уже начали поступать иски в связи с авариями, произошедшими из-за качества дорог, и предложил пересмотреть существующий финансовый план на 2006–2008 гг., увеличив финансирование на ремонт и содержание автомобильных дорог. Вы согласны с необходимостью таких мер? Насколько они, по Вашему мнению, реалистичны?
– По увеличению финансирования – согласен однозначно. Если рассматривать проблему шире (и выйти за рамки Москвы), то без ремонта существующих и строительства новых дорог, по общему мнению профессионалов, реализация общенационального проекта по повышению эффективности сельского хозяйства невозможна. Ведь в любой стране дороги – основные артерии, связывающие населенные пункты, объекты производства. И в Москве трем миллионам «прописанных» в городе автомобилей без развитой сети дорог не разъехаться. Активно применяются в Москве и новые технологии ремонта дорожных покрытий (щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси, новые типы мастик для заливки трещин, защитные составы для поверхностной обработки асфальтовых и бетонных покрытий). На экспериментальных участках ведется мониторинг с участием Дорожной инспекции ОАТИ, разрабатываются предложения по дальнейшему внедрению новых технологий в производство.