Специалисты отдела госзакупок Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития отвечают на вопросы, связанные с применением федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
(Продолжение. Начало см.: Бюджет. -Июнь 2006 )
Вопрос: Каков порядок размещения заказов за счет средств фондов обязательного медицинского страхования (ОМС)?
Ответ: В ч. 1 ст. 3 федерального закона № 94-ФЗ установлено, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации соответствующие расходные обязательства могут обеспечиваться, помимо бюджетных средств, за счет внебюджетных источников финансирования, в состав которых входят внебюджетные средства и внебюджетные фонды (в том числе ОМС). Таким образом, закон в полной мере распространяет свое действие на закупки, осуществляемые за счет средств ОМС.
Вопрос: Имеет ли сумма закупки, регламентируемая ч. 2 ст. 1 федерального закона № 94-ФЗ, временную категорию (день, неделя, месяц), ограничивается ли номенклатурой закупаемой продукции или количеством поставщиков?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 1 закона он применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд за исключением случаев, когда такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банков Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. В настоящее время согласно указанию Центрального банка Российской Федерации № 1050-У от 14 ноября 2001 г. этот предел составляет 60 тыс. руб.
В соответствии со ст. 25 федерального закона № 19-ФЗ от 2 февраля 2006 г. установлена административная ответственность должностного лица за осуществление оплаты в течение квартала без заключения контракта закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг на сумму, превышающую размер, установленный законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заказчик вправе осуществлять закупки одноименных товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую 60 тыс. руб., один раз в квартал.
Вопрос: Действует ли с 1 января 2006 г. положение, утвержденное указом Президента Российской Федерации № 305, и областные постановления, регламентирующие размещение заказов, или они должны быть отменены?
Ответ: С 1 января 2006 г. на всей территории Российской Федерации порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентируется законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 закона с 1 января 2006 г. иные федеральные законы, принятые до 1 января 2006 г. и предусматривающие порядок размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, применяются в части, не противоречащей закону.
Вопрос: Может ли государственное учреждение самостоятельно проводить торги по отбору поставщиков товаров (работ, услуг) для собственных нужд за счет средств федерального бюджета или необходимо получить полномочия от главного распорядителя бюджетных средств?
Ответ: В соответствии со ст. 4 федерального закона № 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств.
Учитывая, что государственное учреждение не является главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, для получения полномочий заказчика по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств государственному учреждению необходимо обратиться к вышестоящей организации, являющейся главным распорядителем бюджетных средств.
Полномочия на размещение заказов от органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющегося главным распорядителем средств соответствующего бюджета, могут быть переданы подведомственному учреждению, являющемуся получателем бюджетных средств, соответствующим ведомственным нормативным актом органа государственной власти или органа местного самоуправления либо зафиксированы в утвержденных этими органами положениях о подведомственных учреждениях.
Вопрос: Какие требования к участникам размещения заказов может устанавливать заказчик при проведении торгов? Не приведет ли отказ от требований, предъявляемых к опыту работы и финансовой устойчивости участников размещения заказов, к ухудшению качества поставляемых товаров (работ, услуг)?
Ответ: Требования к участникам размещения заказов могут устанавливаться, например, на основании федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также других нормативно-правовых актов, регламентирующих виды деятельности, указанные в п. 2 ст. 1 данного закона.
Если законодательством Российской Федерации предусмотрены определенные требования к участникам размещения заказов, то они должны быть отражены в конкурсной (аукционной) документации. Например, при размещении заказов в области проектирования или строительства в документации должно быть установлено требование о наличии у участника размещения заказа действующей лицензии согласно Положению о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 174 от 21 марта 2002 г.
Установление заказчиками в конкурсной документации иных требований, не определенных в законе, например к опыту работы и финансовой устойчивости участников размещения заказов, может необоснованно ограничивать участие в закупках потенциальных поставщиков и, следовательно, не способствует предложению лучших условий выполнения государственных и муниципальных контрактов. Поэтому в законе указанные требования к участникам размещения заказов не предусмотрены, а для защиты интересов заказчиков от возможных рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков при выполнении заказов, закон дает заказчикам, уполномоченным органам право требовать от участников размещения заказов предоставления обеспечения исполнения контрактов, а также предусматривает ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Вопрос: Может ли заказчик заключить государственные контракты с несколькими поставщиками в случае, если по результатам проведенного запроса котировок ни один из поставщиков не смог предложить к поставке полный объем товаров?
Ответ: В соответствии со ст. 43 закона в запросе котировок заказчик указывает количество закупаемых товаров (работ, услуг). Согласно ст. 47 закона котировочные заявки, не соответствующие требованиям, которые установлены в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются. Таким образом, если ни один из поставщиков не предложил полный объем товаров (работ, услуг), все поставщики должны быть отклонены как не соответствующие требованиям, изложенным в извещении о проведении запроса котировок, а заказчик обязан повторно провести запрос котировок, предварительно скорректировав условия запроса.
Вопрос: Относится ли приобретение проездных документов (билетов) сотрудниками ведомств (МВД России, Минобороны России и др.) и членами их семей в обмен на воинские перевозочные документы (воинские требования) или за счет личных средств указанных лиц с последующим возмещением понесенных расходов за счет средств ведомства к государственным нуждам и нужно ли размещать такие заказы в соответствии с требованиями федерального закона № 94-ФЗ?
Ответ: В данном случае договор перевозки заключается между перевозчиком (транспортной организацией) и пассажиром, а МВД России возмещает расходы, связанные с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и членов их семей железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом.
Учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России считает, что приобретение проездных документов (билетов) сотрудниками ведомств и членами их семей с последующим возмещением расходов за счет средств указанных ведомств не относится к числу государственных нужд и не подпадает под действие федерального закона № 94-ФЗ.
Вопрос: Правомерно ли размещение заказов на автотранспортные услуги государственными заказчиками Пермской области у ОГУП «Автомобильная база Пермской области» как у единственного исполнителя?
Ответ: В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 федерального закона № 94-ФЗ размещение заказа у единственного исполнителя (подрядчика) допустимо в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.
Под указанными работами или услугами следует понимать, например, следующие: работы, направленные на решение задач в интересах обороны и безопасности государства в области специального строительства и дорожного строительства; услуги фельдъегерской связи; услуги государственной вневедомственной экспертизы проектно-сметной документации; услуги по предоставлению статистической информации.
Автотранспортные услуги для нужд государственных заказчиков Пермской области ввиду отсутствия их исключительности могут быть выполнены не только ОГУП «Автомобильная база Пермской области», в связи с чем в отношении этих услуг п. 5 ч. 2 ст. 55 закона неприменим.
Анастасия АНДРЕЕВА