Финансы№7 июль 2006 — 09 ноября 2006

Практика и результаты деятельности УФК по городу Москве в части осуществления контрольных мероприятий

Московская область

Версия для печати 9783 Материалы по теме

жалина
Ирина ЖАЛНИНА, начальник отдела внутреннего контроля Управления Федерального казначейства по городу Москве

Хотелось бы поделиться опытом работы отдела внутреннего контроля Управления Федерального казначейства по городу Москве, так как отдел, осуществляя функции последующего контроля и аудита деятельности органов Федерального казначейства, участвует в проведении предварительного и текущего контроля в виде координации и мониторинга деятельности органов ФК по городу Москве.
Основная цель такой деятельности – предупреждение нарушений бюджетного законодательства на стадии предварительного и текущего контроля при проведении платежей с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Достижению этой цели должны способствовать внутренний контроль и аудит деятельности отделений, находящихся в подчинении управлений по субъектам Российской Федерации и структурных подразделений управлений. Как показывает практика, в условиях постоянно изменяющегося законодательства, внедрения новых казначейских технологий и проведения организационных мероприятий в ходе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, направленных на повышение эффективности и результативности использования средств федерального бюджета, эффективность внутреннего контроля значительно возрастает, если соответствующие мероприятия служат для предотвращения нарушений бюджетного законодательства.
Поскольку ведомственный финансовый контроль направлен на повышение эффективности и результативности операций по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг, обеспечение достоверности отчетности и соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов и регламентов, главное для участников бюджетного процесса – не допустить нарушения бюджетного законодательства на стадии заключения государственных контрактов (договоров), а также при отражении операций финансово-хозяйственной деятельности по счетам бюджетного учета, при заполнении чековых книжек на получение наличных денежных средств, планировании расходов, отнесении расходов на коды экономической классификации, авансировании расходов, а также при оплате кредиторской задолженности прошлых лет. То есть до момента проведения платежа, когда исправить ситуацию уже невозможно.
1 января 2005 г. Федеральное казначейство вышло из структуры Министерства финансов РФ, при этом органы Федерального казначейства были наделены правоприменительными и контрольными функциями по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета и осуществлению предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета, а нормоустановительные функции (нормативно-правовое регулирование) были возложены на Министерство финансов РФ. Это означает, что разъяснения действующего законодательства не входят в компетенцию органов Федерального казначейства. С точки зрения бюджетного процесса Москва – особый субъект Российской Федерации, где каждый из административных округов по численности населения, объемам собираемых и учитываемых доходов и объемам совершаемых расходов федерального бюджета соответствует, а нередко превышает аналогичные показатели по ряду субъектов РФ, поэтому органы Федерального казначейства по городу Москве контролируют в лицевом режиме расходы практически всех главных распорядителей средств федерального бюджета, а также ведут лицевые счета распорядителей средств федерального бюджета для учета распределения ассигнований по бюджетополучателям в иных субъектах РФ, перечисляют средства федерального бюджета в виде финансовой помощи бюджетам других субъектов РФ через лицевые счета министерств и агентств, производят перечисление пенсии через лицевой счет Министерства финансов РФ в другие субъекты РФ и возмещение расходов на содержание депутатов Государственной Думы РФ, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Однако наличие противоречий в действующем законодательстве обусловливает возникновение проблем, связанных с правомерностью проведения платежей по различным направлениям деятельности бюджетополучателей, для решения которых необходима оперативность и срочность.
Для успешной работы Управления по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, бюджета Москвы, бюджета Союзного государства необходимо четкое взаимодействие между всеми отделами Управления и отделениями, что позволяет осуществлять действенный контроль за поступлением и расходованием средств бюджетов и своевременно составлять отчетность по исполнению соответствующего бюджета.
В целях повышения эффективности бюджетного процесса и обеспечения результативности расходов федерального бюджета на территории Москвы отдел внутреннего контроля Управления осуществляет внутренний контроль за участниками бюджетного процесса – отделами расходов – в ходе проведения комплексных и тематических проверок и внешний контроль за правильностью действий бюджетополучателей при планировании расходов и включении их в сметы доходов и расходов на стадии подготовки платежных документов, а также за соответствием производимых расходов бюджетному законодательству в виде подготовки информационных писем и разъяснений норм действующего законодательства по соответствующим направлениям деятельности Управления.
Специалисты отдела внутреннего контроля владеют полной информацией по организации работы кассового обслуживания исполнения бюджетов: они знают процедуры бюджетного процесса, финансово-правовые процедуры исполнения бюджетного законодательства, особенности ведения бюджетного учета, владеют методикой составления отчетности об исполнении федерального бюджета, порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, знают порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Отдел наделен не только контрольными функциями, но и функциями по осуществлению сводно-аналитической работы, координации деятельности органов Федерального казначейства по городу Москве в установленной сфере деятельности, проведению внутреннего аудита и мониторинга за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности отдела внутреннего контроля УФК по городу Москве являются:
1. Организация и проведение ведомственного финансового контроля за соблюдением отделениями УФК бюджетного законодательства Российской Федерации и полнотой выполнения возложенных на органы Федерального казначейства по городу Москве функций по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, бюджета Москвы, бюджета Союзного государства.
При осуществлении ведомственного финансового контроля комплексные проверки деятельности отделений УФК по городу Москве проводились в соответствии с правилами проведения проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства, утвержденными приказом Федерального казначейства № 22 от 14 февраля 2005 г., методическими рекомендациями по оформлению результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства, утвержденных приказом Федерального казначейства № 176 от 29 сентября 2005 г., порядком организации и проведения проверок деятельности отделений УФК по городу Москве по выполнению ими функций, утвержденным руководителем Управления с привлечением специалистов из структурных подразделений Управления и специалистов из отделений.
По итогам проверок проводятся совещания с участием представителей отделений, посвященные обсуждению результатов и принятых мер по устранению выявленных недостатков и нарушений в работе отделений с оформлением протоколов совещаний. УФК по городу Москве обращает внимание руководителей отделений на неукоснительное соблюдение требований нормативных актов Минфина России и Бюджетного кодекса при исполнении федерального бюджета на территории Москвы, а также на недопустимость нарушений при ведении операций со средствами федерального бюджета, организации бухгалтерского учета, составлении достоверной и объективной отчетности по исполнению федерального бюджета. Затем Управление принимает меры административного характера: накладываются взыскания на руководителей отделений УФК по городу Москве, указывается на персональную ответственность по соблюдению действующего законодательства Российской Федерации, на усиление контроля за работой соответствующих структурных подразделений отделений и т.д. Кроме того, отделом составляются обзорные письма с анализом и обобщением материалов проверок деятельности отделений по основным тематическим вопросам.
2. Организация превентивного контроля за соблюдением участниками бюджетного процесса действующего бюджетного законодательства Российской Федерации и применение мер ответственности к нарушителям (приостановление операций по лицевым счетам бюджетополучателей).
3. Осуществление внутреннего аудита за деятельностью структурных подразделений Управления по отдельным тематическим вопросам, а также анализ информации, предоставляемой подразделениями, для подготовки сводных документов по работе Управления.
4. Координация и мониторинг деятельности органов Федерального казначейства по городу Москве выражается в подготовке разъяснений и пояснений по вопросам, возникающим в ходе обслуживания лицевых счетов по операциям со средствами федерального бюджета, операциям со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, а также проблемам санкционирования кассовых расходов при их списании с лицевых счетов бюджетополучателей, в виде информационно-разъяснительных писем отделениям по порядку размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и проведение в 2006 г. подготовительных мероприятий по ведению с 1 января 2007 г. реестра госконтрактов, а также анализа деятельности отделений с учетом материалов комплексных проверок и предоставляемых отделениями сведений для подготовки сводной информации по заданиям Федерального казначейства, Управления, государственных структур и правоохранительных органов.
Одним из наиболее сложных является вопрос оплаты кредиторской задолженности прошлых лет. Как показывает практика, задолженность возникает из-за несоблюдения руководителями бюджетных учреждений требований бюджетного законодательства в части заключения договоров: допускается заключение договоров, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, на сумму, превышающую выделенные лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования по соответствующим кодам бюджетной классификации с учетом принятых и неисполненных обязательств. Управление неоднократно отказывало бюджетополучателям в оплате несанкционированной кредиторской задолженности.
5. Осуществление сводно-аналитической работы по соответствующим направлениям деятельности Управления: подготовка сводной информации по функциональным направлениям работы Управления (годовые планы работы, сводные годовые отчеты по исполнению федерального бюджета, пояснительные записки по форме 0503160 к отчетности по исполнению федерального бюджета, паспорт Управления, подготовка сводных отчетов о работе с обращениями граждан и др.), сводных писем с учетом сведений, предоставляемых структурными подразделениями и отделениями на задания Федерального казначейства, рассмотрение и подготовка ответов на обращения и запросы бюджетных учреждений, жалобы и обращения граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела, в том числе вопросам использования средств федерального бюджета, порядка обслуживания в органах Федерального казначейства по городу Москве. Организация работы по применению органами Федерального казначейства по городу Москве мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства в виде приостановления операций по лицевым счетам бюджетополучателей.
6. Взаимодействие с Федеральным казначейством по вопросам, входящим в компетенцию отдела, и другим направлениям деятельности Управления во взаимосвязи с соответствующими структурными подразделениями Управления и отделений.
7. Взаимодействие с контрольными, правоохранительными и надзорными органами Российской Федерации: подготовка и исполнение (в пределах компетенции отдела внутреннего контроля) запросов Счетной палаты Российской Федерации, прокуратуры города Москвы, органов МВД России, органов Федеральной налоговой службы по городу Москве, территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Москве и других уполномоченных государственных структур по вопросам исполнения федерального бюджета на территории города Москвы; ведение сводного учета исполнения запросов, обращений, проверок, проводимых как в Управлении, так и в отделениях. В случае служебной необходимости копии уставных документов бюджетополучателей и другие материалы направляются в правоохранительные и надзорные органы для проверки законности создания и государственной регистрации отдельных бюджетополучателей.
В результате координации и мониторинга деятельности органов Федерального казначейства по городу Москве, осуществляемой отделом внутреннего контроля Управления, в Федеральное казначейство предоставляется полная, достоверная и объективная информация о состоянии федерального бюджета на территории Москвы на конкретную дату, что позволяет оперативно управлять государственными финансами.
Следует отметить, что функции последующего контроля за деятельностью органов Федерального казначейства по городу Москве, координация и мониторинг их работы на стадии предварительного и текущего контроля за правильностью совершения операций со средствами федерального бюджета, средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, за предотвращением нарушений со стороны участников бюджетного процесса (как отделений УФК по городу Москве, так и бюджетополучателей) позволили снизить число нарушений в ходе кассового обслуживания бюджетов Российской Федерации и одновременно повысить результативность бюджетных расходов и эффективность управления бюджетными средствами.


Справка «Бюджета»
Ирина Степановна ЖАЛНИНА, начальник отдела внутреннего контроля Управления Федерального казначейства по городу Москве
Родилась 2 марта 1962 г. в Ишиме Тюменской области.
В 1984 г. окончила Тюменский государственный университет, специальность «Финансы и кредит». В 2002 г. прошла профессиональную переподготовку в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, специальность «Правовое обеспечение государственной службы».
Свою карьеру начинала с должности ревизора-инспектора Финансового управления Тюменского облисполкома, с 1986 г. – главный контролер-ревизор КРУ Минфина РСФСР по городу Лыткарино Московской области, заместитель руководителя отделения Федерального казначейства Минфина России по городу Лыткарино, с 1997 г. – начальник отдела УФК по городу Москве. Общий стаж финансово-экономической работы – более 20 лет, из них 12 лет – в органах Федерального казначейства.
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса. Награждена медалью «В память 850-летия Москвы», Благодарственным письмом Министерства финансов Российской Федерации. Имеет почетные звания «Заслуженный экономист Российской Федерации», «Отличник финансовой службы».


Поделиться