В ФНС России завершила работу расширенная коллегия с участием глав территориальных управлений Службы и представителей других ведомств. В ходе заседания были подведены итоги работы Службы за 2007 г. и уточнены приоритетные направления на 2008 г.
Аэлита БАЙЧУРИНА
В работе коллегии приняли участие главы управлений центрального аппарата ФНС России, руководители управлений по субъектам РФ, представители ВАС РФ, Минфина России, Минрегионразвития России, ФТС России, Службы экономической безопасности ФСБ России, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Службы судебных приставов, Контрольного управления Администрации Президента РФ.
Открывая заседание, руководитель ФНС России М. П. Мокрецов озвучил итоговые показатели прошедшего года: за 2007 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило 8,6 трлн руб. администрируемых службой доходов (на 28% больше, чем в 2006 г.), из них 3,7 трлн – в федеральный бюджет, 3,6 трлн – в консолидированные бюджеты субъектов РФ, около 1,3 трлн – в государственные внебюджетные фонды. Подробно остановившись на структуре доходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, М. П. Мокрецов дал оценку ситуации с НДС, заявив, что срок возмещения налога увеличился в соответствии с действующим законодательством.
Глава Службы коснулся широкого круга вопросов, связанных с организацией работы территориальных управлений ФНС России, и, в частности, заявил о необходимости исключить факты предъявления необоснованных налоговых претензий и усовершенствовать работу подразделений налогового аудита (доля налоговых споров, рассмотренных ФНС России в досудебном порядке, растет).
М. П. Мокрецов проинформировал собравшихся о результатах реорганизации центрального аппарата, проведенной с целью повышения качества контрольной работы налоговых органов. Изменения направлены на устранение чрезмерной централизации, дублирующих функций, увеличение оперативности принимаемых решений.
Заместитель руководителя ФНС России Т. В. Шевцова, курирующая контрольное направление, отметила, что анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, соотнесение этих данных с общедоступными критериями риска, пояснения налогоплательщиков, информация из различных ведомств и баз данных ФНС России позволяет с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг объектов для выездных налоговых проверок и сконцентрировать усилия инспекторов, занимающихся выездным контролем, что повышает эффективность и качество выездных проверок. За четыре года количество проверок снизилось втрое при росте эффективности в 4 раза. По словам Т. В. Шевцовой, это свидетельствует о качестве не только планирования и аналитической работы, но и самих мероприятий налогового контроля. Так, сбор более полной и качественной доказательной базы по выявленным налоговым правонарушениям определил положительную динамику выигранных налоговыми органами судебных споров.
Т. В. Шевцова считает оправданным применение в 2007 г. политики открытого процесса планирования выездных налоговых проверок: «Если за 2006 г. было представлено 416 тыс. уточненных деклараций на сумму 18 млрд руб., то в 2007 г. – 913 тыс. и 84 млрд соответственно». Основную сумму (86%) составляют уточнения, внесенные после направления плательщику уведомления о представлении пояснений в ходе камеральной проверки. Таким образом, аналитические инструменты контроля позволяют ФНС России вести аргументированный диалог с налогоплательщиком, обеспечивая своевременное поступление налогов в бюджет без отвлечения времени и сил на судебные разбирательства. Вместе с тем своевременное уведомление налогоплательщиков о возможных налоговых нарушениях позволяет им самостоятельно скорректировать отчетность и избежать начисления пеней и штрафов. ФНС России стремится решать задачи по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
За 2007 г. темп роста поступлений налога на доходы физических лиц составил 136%, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 128%. Таких показателей удалось достичь во многом благодаря деятельности комиссий по легализации теневой зарплаты, созданных в целях мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от минимизации налогов. В 2007 г. в зоне риска оказалось около 400 тыс. налогоплательщиков, выплачивавших заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД. На начало 2008 г. свыше 80% налогоплательщиков увеличили заработную плату до среднего уровня по ВЭД и выше. Работа по легализации заработной платы существенно повлияла и на легализацию трудовых отношений, а следовательно, и на социальные права граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение.
Кроме того, комиссии исследовали причины убыточности предприятий и перспективы оздоровления их финансово-хозяйственной деятельности. Была проанализирована деятельность 215 тыс. организаций, включенных в так называемую группу риска; общая сумма заявленных убытков по ним превысила 350 млрд руб. В 2007 г. на заседания было приглашено более 145 тыс. руководителей убыточных компаний. Часть налогоплательщиков пояснила причины убытков, и в ряде случаев они были приняты; другие же руководители, проведя аудит своей финансово-хозяйственной деятельности, уменьшили сумму убытков на 50 млрд руб. и заявили прибыль. По данным статистической налоговой отчетности, удельный вес убыточных организаций среди плательщиков налога на прибыль снизился с 21% в 2006 г. до 17% за девять месяцев 2007 г. В результате в бюджет в прошлом году дополнительно поступило более 75 млрд руб.
Одним из приоритетных направлений работы ФНС России на 2008 г. является совершенствование аналитической и контрольной работы с отраслями, в которых анализ показывает наличие наибольшего удельного веса налогоплательщиков с риском сокрытия заработной платы (розничная и оптовая торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом). В этих же отраслях наблюдается максимальное число убыточных организаций. Так, несмотря на рост импорта, массовое строительство гипермаркетов и крупных торговых центров, а также развитие сетевых магазинов, поступления налогов от торговли в 2007 г. снизились, поэтому данная отрасль будет находиться в зоне повышенного внимания налоговых органов. Служба намерена сосредоточиться на работе с плательщиками, вошедшими в «зону риска» (планы выездных проверок на 2008 г. на 90% сформированы из организаций, показатели которых отклоняются от опубликованных критериев). ФНС России также намерена тщательно контролировать полноту декларирования физическими лицами дополнительных доходов в ходе декларационной кампании по НДФЛ, завершающейся 30 апреля 2008 г.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4
В работе коллегии приняли участие главы управлений центрального аппарата ФНС России, руководители управлений по субъектам РФ, представители ВАС РФ, Минфина России, Минрегионразвития России, ФТС России, Службы экономической безопасности ФСБ России, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Службы судебных приставов, Контрольного управления Администрации Президента РФ.
Открывая заседание, руководитель ФНС России М. П. Мокрецов озвучил итоговые показатели прошедшего года: за 2007 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило 8,6 трлн руб. администрируемых службой доходов (на 28% больше, чем в 2006 г.), из них 3,7 трлн – в федеральный бюджет, 3,6 трлн – в консолидированные бюджеты субъектов РФ, около 1,3 трлн – в государственные внебюджетные фонды. Подробно остановившись на структуре доходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, М. П. Мокрецов дал оценку ситуации с НДС, заявив, что срок возмещения налога увеличился в соответствии с действующим законодательством.
Глава Службы коснулся широкого круга вопросов, связанных с организацией работы территориальных управлений ФНС России, и, в частности, заявил о необходимости исключить факты предъявления необоснованных налоговых претензий и усовершенствовать работу подразделений налогового аудита (доля налоговых споров, рассмотренных ФНС России в досудебном порядке, растет).
М. П. Мокрецов проинформировал собравшихся о результатах реорганизации центрального аппарата, проведенной с целью повышения качества контрольной работы налоговых органов. Изменения направлены на устранение чрезмерной централизации, дублирующих функций, увеличение оперативности принимаемых решений.
Заместитель руководителя ФНС России Т. В. Шевцова, курирующая контрольное направление, отметила, что анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, соотнесение этих данных с общедоступными критериями риска, пояснения налогоплательщиков, информация из различных ведомств и баз данных ФНС России позволяет с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг объектов для выездных налоговых проверок и сконцентрировать усилия инспекторов, занимающихся выездным контролем, что повышает эффективность и качество выездных проверок. За четыре года количество проверок снизилось втрое при росте эффективности в 4 раза. По словам Т. В. Шевцовой, это свидетельствует о качестве не только планирования и аналитической работы, но и самих мероприятий налогового контроля. Так, сбор более полной и качественной доказательной базы по выявленным налоговым правонарушениям определил положительную динамику выигранных налоговыми органами судебных споров.
Т. В. Шевцова считает оправданным применение в 2007 г. политики открытого процесса планирования выездных налоговых проверок: «Если за 2006 г. было представлено 416 тыс. уточненных деклараций на сумму 18 млрд руб., то в 2007 г. – 913 тыс. и 84 млрд соответственно». Основную сумму (86%) составляют уточнения, внесенные после направления плательщику уведомления о представлении пояснений в ходе камеральной проверки. Таким образом, аналитические инструменты контроля позволяют ФНС России вести аргументированный диалог с налогоплательщиком, обеспечивая своевременное поступление налогов в бюджет без отвлечения времени и сил на судебные разбирательства. Вместе с тем своевременное уведомление налогоплательщиков о возможных налоговых нарушениях позволяет им самостоятельно скорректировать отчетность и избежать начисления пеней и штрафов. ФНС России стремится решать задачи по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
За 2007 г. темп роста поступлений налога на доходы физических лиц составил 136%, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 128%. Таких показателей удалось достичь во многом благодаря деятельности комиссий по легализации теневой зарплаты, созданных в целях мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от минимизации налогов. В 2007 г. в зоне риска оказалось около 400 тыс. налогоплательщиков, выплачивавших заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД. На начало 2008 г. свыше 80% налогоплательщиков увеличили заработную плату до среднего уровня по ВЭД и выше. Работа по легализации заработной платы существенно повлияла и на легализацию трудовых отношений, а следовательно, и на социальные права граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение.
Кроме того, комиссии исследовали причины убыточности предприятий и перспективы оздоровления их финансово-хозяйственной деятельности. Была проанализирована деятельность 215 тыс. организаций, включенных в так называемую группу риска; общая сумма заявленных убытков по ним превысила 350 млрд руб. В 2007 г. на заседания было приглашено более 145 тыс. руководителей убыточных компаний. Часть налогоплательщиков пояснила причины убытков, и в ряде случаев они были приняты; другие же руководители, проведя аудит своей финансово-хозяйственной деятельности, уменьшили сумму убытков на 50 млрд руб. и заявили прибыль. По данным статистической налоговой отчетности, удельный вес убыточных организаций среди плательщиков налога на прибыль снизился с 21% в 2006 г. до 17% за девять месяцев 2007 г. В результате в бюджет в прошлом году дополнительно поступило более 75 млрд руб.
Одним из приоритетных направлений работы ФНС России на 2008 г. является совершенствование аналитической и контрольной работы с отраслями, в которых анализ показывает наличие наибольшего удельного веса налогоплательщиков с риском сокрытия заработной платы (розничная и оптовая торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом). В этих же отраслях наблюдается максимальное число убыточных организаций. Так, несмотря на рост импорта, массовое строительство гипермаркетов и крупных торговых центров, а также развитие сетевых магазинов, поступления налогов от торговли в 2007 г. снизились, поэтому данная отрасль будет находиться в зоне повышенного внимания налоговых органов. Служба намерена сосредоточиться на работе с плательщиками, вошедшими в «зону риска» (планы выездных проверок на 2008 г. на 90% сформированы из организаций, показатели которых отклоняются от опубликованных критериев). ФНС России также намерена тщательно контролировать полноту декларирования физическими лицами дополнительных доходов в ходе декларационной кампании по НДФЛ, завершающейся 30 апреля 2008 г.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4