14 марта в городе Волжский Волгоградской области состоялось очередное заседание комитета по бюджету и налоговой политике Ассоциации «Северный Кавказ». Участники обсудили проблемы местных бюджетов и постарались внести свою лепту в дело совершенствования федерального законодательства в части регулирования межбюджетных отношений на субрегиональном уровне.
Ирина ЗАХОВАЕВА
Сложность и значимость вынесенных на повестку дня вопросов подчеркнул и губернатор Волгоградской области Н. К. Максюта. Он отметил, что Волгоградская область уже третий год в полном объеме реализует федеральный закон о местном самоуправлении, поэтому успела на практике столкнуться с целым рядом правовых коллизий, и выразил надежду, что работа комитета по бюджету и налоговой политике будет плодотворной.
Судя по живому интересу, который участники заседания проявили к обсуждаемой теме, есть шанс, что парламентарии при принятии поправок в федеральное законодательство в части регулирования межбюджетных отношений учтут законодательные инициативы Ассоциации.
То, что необходимость таких изменений уже назрела, сомнений ни у кого не вызывает. По мнению руководителя Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, председателя комитета по бюджету и налоговой политике Ассоциации «Северный Кавказ» И. А. Перонко, из-за неравномерного размещения производственного и ресурсного потенциала бюджетная обеспеченность муниципальных образований различается в тысячу раз. В связи с этим актуальной является задача выравнивания возможностей территорий. «Межбюджетное регулирование должно быть направлено и на стимулирование приоритетных направлений расходования средств местных бюджетов путем долевого участия бюджетов субъектов РФ в расходах местных бюджетов, а также предусматривать возмещение местным бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями органов власти другого уровня», – подчеркнул И. А. Перонко. Было решено рассматривать совершенствование межбюджетных отношений в двух аспектах: стимулирование развития доходной базы местных бюджетов и совершенствование механизмов расчета минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Напомним, что субъекты неоднократно поднимали вопрос о перераспределении федеральных налогов в пользу региональных бюджетов: по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогам на добычу полезных ископаемых – но это не находило одобрения в Министерстве финансов РФ. Однако в прошлом году Президент РФ предложил закрепить за муниципальными образованиями часть поступлений по налогу на прибыль организаций. «О том, насколько данная мера укрепит местные бюджеты, говорить пока достаточно сложно: налог на прибыль организаций – один из тех налогов, по которым часто производятся возмещения плательщикам, – отметил заместитель главы администрации Волгоградской области – председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства А. В. Дорждеев. – Кроме того, порядок уплаты данного налога затрудняет расчет потенциала по нему в разрезе муниципальных образований. Что касается поселений, то достоверно определить их потенциал по налогу на прибыль в настоящее время практически невозможно. Готовность органов федеральной власти “поделиться” свидетельствует о перспективности такой работы, при этом нужно поставить вопрос о зачислении данного доходного источника в пользу региональных бюджетов».
А. В. Дорждеев также заявил о необходимости совершенствования методики расчета индекса бюджетных расходов и изменения порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ. Напомним, что согласно ст. 56 Бюджетного кодекса, Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг.», приказу Федерального казначейства от 28 ноября 2007 г. № 337 «Об уполномоченном территориальном органе Федерального казначейства по распределению доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации» 40% доходов направляются в федеральный бюджет, 60% – в УФК по Смоленской области для распределения между бюджетами субъектов в соответствии с нормативами, рассчитанными по методике Минфина России. По мнению региональных финансистов, это распределение ведется непропорционально. Кроме того, нужны гарантии неснижения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности: это будет стимулировать регионы к мобилизации собственных доходов.
Не менее актуальным стал вопрос о проблемах местных бюджетов в условиях реформирования местного самоуправления. По словам И. А. Перонко, развитие местного самоуправления сдерживается недостаточностью доходов местных бюджетов в силу наличия целого ряда проблем: несовершенства принципов налогообложения имущества, принадлежащего физическим лицам; сложностей налогообложения физических лиц – собственников земельных долей; отсутствия действенных механизмов контроля за уплатой налогов мини-гостиницами и частными квартиросдатчиками; неэффективного использования средств самообложения граждан и др. «В результате доходы, закрепленные Бюджетным кодексом за муниципальными образованиями, не являются стабильным источником формирования местных бюджетов и зависимость бюджетов муниципальных образований от финансовой помощи субъектов РФ остается высокой, – подчеркнул чиновник. – Например, в Краснодарском крае удельный вес средств, предусмотренных в краевом бюджете в виде межбюджетных трансфертов без учета субвенций, а также в виде дополнительных нормативов отчислений от налогов, поступающих в краевой бюджет, составляет более 30%».
Участники заседания обменялись мнениями и по более частным проблемам: дефицит средств, возникший в результате незапланированного повышения зарплаты бюджетникам на 14%; трудности, связанные с повышением МРОТ и переходом на отраслевую систему оплаты труда; инвентаризация муниципальных автомобильных дорог; оказание социальной поддержки сельским учителям и др.
Очевидно, что решать вопросы, направленные на совершенствование межбюджетных отношений, развитие муниципальных финансов, расширение возможностей для использования муниципальными образованиями собственного налогового потенциала и реализации расходных полномочий, необходимо при непосредственном участии федерального центра. Поэтому было принято решение обратиться в Южно-Российскую парламентскую ассоциацию, законодательные органы государственной власти субъектов, к депутатам Госдумы от регионов ЮФО с просьбой внести в Государственную Думу целый ряд законодательных инициатив.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4
Сложность и значимость вынесенных на повестку дня вопросов подчеркнул и губернатор Волгоградской области Н. К. Максюта. Он отметил, что Волгоградская область уже третий год в полном объеме реализует федеральный закон о местном самоуправлении, поэтому успела на практике столкнуться с целым рядом правовых коллизий, и выразил надежду, что работа комитета по бюджету и налоговой политике будет плодотворной.
Судя по живому интересу, который участники заседания проявили к обсуждаемой теме, есть шанс, что парламентарии при принятии поправок в федеральное законодательство в части регулирования межбюджетных отношений учтут законодательные инициативы Ассоциации.
То, что необходимость таких изменений уже назрела, сомнений ни у кого не вызывает. По мнению руководителя Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, председателя комитета по бюджету и налоговой политике Ассоциации «Северный Кавказ» И. А. Перонко, из-за неравномерного размещения производственного и ресурсного потенциала бюджетная обеспеченность муниципальных образований различается в тысячу раз. В связи с этим актуальной является задача выравнивания возможностей территорий. «Межбюджетное регулирование должно быть направлено и на стимулирование приоритетных направлений расходования средств местных бюджетов путем долевого участия бюджетов субъектов РФ в расходах местных бюджетов, а также предусматривать возмещение местным бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями органов власти другого уровня», – подчеркнул И. А. Перонко. Было решено рассматривать совершенствование межбюджетных отношений в двух аспектах: стимулирование развития доходной базы местных бюджетов и совершенствование механизмов расчета минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Напомним, что субъекты неоднократно поднимали вопрос о перераспределении федеральных налогов в пользу региональных бюджетов: по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогам на добычу полезных ископаемых – но это не находило одобрения в Министерстве финансов РФ. Однако в прошлом году Президент РФ предложил закрепить за муниципальными образованиями часть поступлений по налогу на прибыль организаций. «О том, насколько данная мера укрепит местные бюджеты, говорить пока достаточно сложно: налог на прибыль организаций – один из тех налогов, по которым часто производятся возмещения плательщикам, – отметил заместитель главы администрации Волгоградской области – председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства А. В. Дорждеев. – Кроме того, порядок уплаты данного налога затрудняет расчет потенциала по нему в разрезе муниципальных образований. Что касается поселений, то достоверно определить их потенциал по налогу на прибыль в настоящее время практически невозможно. Готовность органов федеральной власти “поделиться” свидетельствует о перспективности такой работы, при этом нужно поставить вопрос о зачислении данного доходного источника в пользу региональных бюджетов».
А. В. Дорждеев также заявил о необходимости совершенствования методики расчета индекса бюджетных расходов и изменения порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов РФ. Напомним, что согласно ст. 56 Бюджетного кодекса, Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг.», приказу Федерального казначейства от 28 ноября 2007 г. № 337 «Об уполномоченном территориальном органе Федерального казначейства по распределению доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации» 40% доходов направляются в федеральный бюджет, 60% – в УФК по Смоленской области для распределения между бюджетами субъектов в соответствии с нормативами, рассчитанными по методике Минфина России. По мнению региональных финансистов, это распределение ведется непропорционально. Кроме того, нужны гарантии неснижения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности: это будет стимулировать регионы к мобилизации собственных доходов.
Не менее актуальным стал вопрос о проблемах местных бюджетов в условиях реформирования местного самоуправления. По словам И. А. Перонко, развитие местного самоуправления сдерживается недостаточностью доходов местных бюджетов в силу наличия целого ряда проблем: несовершенства принципов налогообложения имущества, принадлежащего физическим лицам; сложностей налогообложения физических лиц – собственников земельных долей; отсутствия действенных механизмов контроля за уплатой налогов мини-гостиницами и частными квартиросдатчиками; неэффективного использования средств самообложения граждан и др. «В результате доходы, закрепленные Бюджетным кодексом за муниципальными образованиями, не являются стабильным источником формирования местных бюджетов и зависимость бюджетов муниципальных образований от финансовой помощи субъектов РФ остается высокой, – подчеркнул чиновник. – Например, в Краснодарском крае удельный вес средств, предусмотренных в краевом бюджете в виде межбюджетных трансфертов без учета субвенций, а также в виде дополнительных нормативов отчислений от налогов, поступающих в краевой бюджет, составляет более 30%».
Участники заседания обменялись мнениями и по более частным проблемам: дефицит средств, возникший в результате незапланированного повышения зарплаты бюджетникам на 14%; трудности, связанные с повышением МРОТ и переходом на отраслевую систему оплаты труда; инвентаризация муниципальных автомобильных дорог; оказание социальной поддержки сельским учителям и др.
Очевидно, что решать вопросы, направленные на совершенствование межбюджетных отношений, развитие муниципальных финансов, расширение возможностей для использования муниципальными образованиями собственного налогового потенциала и реализации расходных полномочий, необходимо при непосредственном участии федерального центра. Поэтому было принято решение обратиться в Южно-Российскую парламентскую ассоциацию, законодательные органы государственной власти субъектов, к депутатам Госдумы от регионов ЮФО с просьбой внести в Государственную Думу целый ряд законодательных инициатив.
Справка
Основой формирования местных бюджетов большинства западных стран являются местные налоги. Их доля в доходах местных бюджетов составляет в США – 65%, во Франции – 60%, в Германии – 45%, в Великобритании – 36%, в Японии – 33%. В Российской Федерации по ряду причин, связанных прежде всего со значительными различиями в социально-экономическом развитии муниципальных образований, в доходах местных бюджетов межбюджетные трансферты преобладают над местными налогами.Источник: © Бюджет, 2008, № 4