О работе, которую проводят региональные финансисты по использованию внутренних резервов, снижению долговой нагрузки и мотивации муниципалитетов к повышению качества управления своими ресурсами, рассказала министр финансов Республики Карелия Елена Александровна АНТОШИНА.
— Глава Республики Карелия Артур Олегович Парфенчиков в своем интервью обозначил в качестве базиса социально-экономического развития региона согласованность экономической политики с бюджетной и налоговой. Елена Александровна, как вы оцениваете результаты реализации бюджетной и налоговой политики?
— Сегодня мы можем смело говорить, что результаты реализации бюджетной и налоговой политики позитивные. И они в первую очередь обусловлены успешной работой по оздоровлению государственных и муниципальных финансов.
В республике работа по формированию комплексного программного документа по оздоровлению государственных и муниципальных финансов началась в 2015 году, а сама программа одной из первых в России была утверждена уже в марте 2016 года. Программа включает мероприятия по увеличению доходов, оптимизации расходов, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, совершенствованию межбюджетных отношений с органами местного самоуправления, а также управлению государственным и муниципальным долгом. При этом, учитывая итоги 2016–2017 годов, мы определили новые ориентиры — в программу внесены изменения, предполагающие помимо продолжения реализации действующих мер расширение перечня мероприятий и установление новых целевых показателей (таблица).
Остановлюсь на основных результатах нашей работы. По итогам 2017–2018 годов достигнут существенный эффект в администрировании доходов — была проведена большая работа по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к уплате налогов. Много было сделано по оценке эффективности и отмене невостребованных налоговых льгот, совершенствованию налогового законодательства.
Необходимо понимать, что оптимизационные мероприятия не означают ухудшения делового климата и качества жизни населения. Приоритет региональной налоговой политики — сохранение льготных условий налогообложения для инвесторов. В 2017 году в Карелии установлены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг. В республике сохранена льгота, введенная еще в 2014 году, по налогу на прибыль для предприятий, наращивающих показатели своей работы и увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль при неизменной численности работников. Кроме того, в 2018 году приняты меры по расширению государственной поддержки инвесторов — для организаций, осуществляющих биофармацевтическую деятельность, уставлено право на применение инвестиционного налогового вычета, а с 1 января 2019 года введен льготный налоговый режим в отношении специальных инвестиционных контрактов.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов использование внутренних резервов развития с максимальным эффектом возможно только при повышении эффективности бюджетных расходов. Совокупный финансовый эффект от реализации мероприятий программы предусмотрен в сумме более 7,7 миллиарда рублей. При этом бюджетная политика в части расходов формируется исходя из их четкой приоритизации. Мероприятия предусматривают сокращение расходов на содержание органов исполнительной власти, идет работа по поэтапной централизации их функций по осуществлению закупок товаров (работ, услуг), бухгалтерскому учету, информатизации и ряду других направлений. Отдельные блоки мероприятий направлены на повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг населению, качества планирования и исполнения бюджета и управления долговыми обязательствами.
— Реализация такого количества мероприятий, особенно в сфере бюджетных расходов, требует эффективного контроля. Как он организован в республике?
— Самой программой утверждены механизмы ее реализации и контроля. Это и система межведомственного взаимодействия, и своевременное и качественное составление и предоставление отчетности. Всеми органами государственной власти ежегодно актуализируются ведомственные планы-графики (дорожные карты), осуществляется оперативный контроль их выполнения с установлением персональной ответственности.
Кроме того, Республика Карелия выступила пилотным регионом в апробации расширенного казначейского сопровождения. Механизм предусматривает контроль за осуществлением всех расходных операций. А именно проведение и учет операций на казначейских счетах, открытых юридическим лицам — исполнителям государственных контрактов, доведение информации об операциях до сведения заказчика,
а также санкционирование соответствующих операций. В результате такой совместной работы с территориальным органом Федерального казначейства обеспечивается прозрачность движения средств, детальный документальный контроль операций, мониторинг реализации проектов по всей цепочке соисполнителей.
Также отмечу, что в целях повышения эффективности работы по формированию и исполнению бюджета, контроля за бюджетными процедурами всеми участниками бюджетного процесса используется единая автоматизированная система управления общественными финансами. В 2017 году Минфин Карелии осуществил интеграцию автоматизированных систем, организовал переход на использование программного обеспечения с применением веб-технологий.
Основа бюджетного планирования — обоснования объемов бюджетных ассигнований, включающие информацию о целях расходования средств бюджета республики с установленными показателями. Эта информация необходима не только для формирования бюджета, но и для его рассмотрения депутатами, она представляется одновременно с проектом бюджета в Законодательное собрание Республики Карелия.
Действенный инструмент контроля за качеством финансового менеджмента — оценка качества бюджетных процедур, реализуемых главными распорядителями средств бюджета (рисунок 1). Методика оценки постоянно совершенствуется, в конце 2017 года она актуализирована с учетом уже достигнутых органами власти результатов, а также федерального и регионального опыта. Расширенный перечень показателей мониторинга позволяет осуществить полноценный анализ и оценку процессов и процедур в их совокупности и охватывает все этапы бюджетного процесса: планирование и исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит.
Наша задача на ближайшую перспективу — интеграция оценки финансового менеджмента с системами внутреннего финансового контроля и аудита. Необходимым атрибутом менеджмента становится не только выявление направлений, требующих усиления работы, но и причин, которые привели к ухудшению показателей, а также, что немаловажно, принятие управленческих решений уже внутри органа власти.
— Сейчас на региональном уровне повестка бюджетной политики формируется с учетом наличия механизмов гражданского контроля, что вызывает необходимость повышения финансовой и бюджетной грамотности населения. Осуществляется ли в Карелии работа в данном направлении?
— Сегодня качественная реализация бюджетной и налоговой политики без получения обратной связи от населения невозможна. В конце 2017 года запущен информационный портал «Бюджет для граждан Республики Карелия», позволяющий в понятной и доступной форме показать нашу работу по формированию и исполнению регионального бюджета. На портале аккумулируются оперативные и отчетные данные о бюджетном процессе в регионе из различных источников, включая данные органов государственной власти республики, финансовых органов муниципальных образований, Минфина России, Федерального казначейства.
Министерство финансов республики 1 августа 2018 года заключило соглашение о сотрудничестве с Министерством финансов РФ по вопросу реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. В рамках стратегии республиканский Минфин разработал проект региональной программы, направленной на повышение финансовой грамотности населения, расширение форм и методов финансового образования и защиты прав потребителей финансовых услуг.
Отмечу, что начиная с 2011 года в Карелии ежегодно реализуются мероприятия всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях». Минфин Карелии совместно с Отделением — Национальным банком по Республике Карелия проводит открытые занятия в общеобразовательных организациях и учреждениях высшего образования. Специалисты рассказывают об основах личного финансового планирования и личной финансовой безопасности, правилах сбережения и инвестирования, роли финансов в жизни гражданина и государств и о профессии финансиста. Кроме того, наши сотрудники осуществляют информационную поддержку цикла образовательно-просветительских мероприятий Всероссийской недели сбережений, участвуют в мероприятии «Дни финансовой грамотности» для студентов учреждений высшего образования и учреждений среднего профессионального образования.
— Елена Александровна, Карелия входила в пятерку субъектов РФ с самой напряженной долговой ситуацией. Сейчас ситуация изменилась. Это тоже итог реализации мероприятий по оздоровлению региональных финансов?
— По итогам 2018 года достигнуты установленные значения целевых показателей Соглашения с Министерством финансов РФ о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Карелия. Они отражают динамику налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона, долю просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета, а также отношение государственного долга к сумме доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений (рисунок 2).
Действительно, ситуация с долгом в предыдущие годы осложнялась рядом объективных причин. В частности, это вступление основного налогоплательщика республиканского бюджета в КГН и одновременный рост социальных расходов. Вместе с тем диверсифицированная по долговым инструментам и срокам погашения структура государственного долга, а также реализованные мероприятия по оздоровлению государственных финансов позволили исключить факты неисполнения долговых обязательств и снизить расходы на обслуживание долга. В 2018 году впервые за несколько лет объем государственного долга снижен как в абсолютном, так и в относительном выражении. По итогам прошлого года государственный долг составил 20,7 миллиарда рублей и сократился по сравнению с началом 2018 года на 4,3 миллиарда, или на 17,1 процента. Снижение произошло за счет поступления дополнительных налоговых и неналоговых доходов и реализации бюджетной политики с акцентом на сдерживание роста расходов.
Доля государственного долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Карелия составила 77,9 процента, в том числе коммерческого долга — 43,4 процента. Рыночные обязательства в сумме 11,5 миллиарда рублей состоят из задолженности по кредитам банков и ценным бумагам Республики Карелия. Согласно данным универсального рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по результатам девяти месяцев 2018 года Карелия стала лидером по темпам снижения долговой нагрузки бюджета, поднявшись в рейтинге субъектов РФ с 82-го на 62-е место.
Мероприятия по снижению действующих процентных ставок по коммерческим кредитам, а также использование дополнительных механизмов по уменьшению процентных расходов позволили сократить средневзвешенную процентную ставку по кредитному портфелю с 9,33 процента годовых на 1 января 2018 года до 8,28 процента по состоянию на 1 января 2019 года. А расходы на обслуживание государственного долга — снизить на 416 миллионов рублей.
Даже в условиях сложной долговой обстановки Карелия не ушла с рынка субфедеральных заимствований и сохранила свою привлекательность для инвесторов как эмитент с семнадцатилетней безупречной историей. Так, в 2017 году размещение карельских облигаций стало одним из самых успешных среди субъектов РФ.
— Финансовая стабильность в регионе невозможна без оздоровления муниципальных финансов. Муниципалитеты Карелии включились в эту работу?
— Региональная программа оздоровления общественных финансов — комплексная и содержит мероприятия и оценку бюджетного эффекта в целом по субъекту. Таким образом, все муниципальные районы и городские округа в этой работе участвуют, реализуют программы оздоровления муниципальных финансов.
Министерство финансов Карелии в 2018 году совместно с экспертным сообществом рассмотрело все действующие муниципальные программы оздоровления. В них также внесены изменения, все программы пролонгированы по срокам и переутверждены. Совокупный плановый финансовый эффект от реализации программ оздоровления муниципальных финансов на 2018–2020 годы оценивается в сумме более 2 миллиардов рублей.
При предоставлении финансовой помощи местным бюджетам из бюджета республики с органами местного самоуправления заключаются соглашения, которые предусматривают их обязанность реализовывать меры по оздоровлению муниципальных финансов. Благодаря ответственной и эффективной работе муниципальных финансистов по планированию и исполнению местных бюджетов, а также за счет значительного увеличения в 2018 году финансовой помощи местным бюджетам из республиканского бюджета обеспечена выплата заработной платы работникам, погашена просроченная кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг.
Работа по снижению долговой нагрузки местных бюджетов продолжается. В 2018 году реализована программа реструктуризации обязательств муниципальных образований по задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из бюджета республики в предыдущие годы. Совокупный объем муниципального долга снижен на 124,2 миллиона рублей, до 3,8 миллиарда рублей (рисунок 3). Объем долговых обязательств по сравнению с показателями на начало 2018 года снизили 13 из 18 муниципальных образований Карелии.
С 9,8 до 8,3 процента годовых снижена средневзвешенная процентная ставка по банковским кредитам, привлеченным муниципальными образованиями (рисунок 4), что обусловило в том числе снижение расходов на обслуживание муниципального долга на 42 миллиона рублей по сравнению с 2017 годом. Стоит отметить, что в конце прошлого года всеми муниципальными образованиями разработаны и утверждены основные направления долговой политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
В целях повышения эффективности бюджетной политики на местном уровне Минфин Карелии проводит мониторинг качества управления муниципальными финансами. Оценка проводится по семи направлениям: бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление муниципальным долгом, управление муниципальной собственностью, оказание муниципальных услуг, прозрачность бюджетного процесса, а также выполнение целевых показателей повышения заработной платы работников муниципальных учреждений бюджетной сферы. В 2019 году расширена линейка действующих механизмов, направленных на стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности управления муниципальными финансами. Возобновлена практика предоставления грантов органам местного самоуправления за достижение наилучших показателей деятельности по решению вопросов местного значения. Начиная с 2019 года предусмотрено стимулирование органов местного самоуправления за достижение прироста поступления отдельных налоговых доходов.
Уже сегодня можно говорить, что консолидация усилий позволила по итогам прошлого года обеспечить сбалансированность бюджета Республики Карелия. В предстоящем периоде необходима дальнейшая реализация мер по бюджетной консолидации, снижению долговой нагрузки и повышению эффективности бюджетных расходов. Сохранение положительной динамики основных показателей социально-экономического развития, продолжение совершенствования бюджетной и налоговой политики — необходимы условия достижения национальных целей и стратегических задач, поставленных Президентом РФ.
Подготовил Н. П. СМИРНОВ