Версия для печати 9003 Материалы по теме
Имидж Финуниверситета создают его выпускники

Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации — 100 лет! О том, как шло становление и развитие одного из самых известных высших учебных заведений России, нам рассказал его выпускник 1976 года, ректор Финуниверситета, доктор экономических наук, профессор Михаил Абдурахманович ЭСКИНДАРОВ.

— Михаил Абдурахманович, удивительно, что в самый разгар гражданской войны большевики озаботились созданием особого учебного заведения для подготовки профессиональных финансистов. Этот факт позволяет считать профессию финансиста «на все времена», и этой востребованности не только войны не страшны, но и современные процессы — информатизация, диджитализация, наступление искусственного интеллекта…

— Я разделяю ваше удивление. Действительно, вокруг гражданская война, разруха, а новое правительство создает институты. Еще более удивительно, что в 1918–1919 годах было создано 30 таких учебных заведений. Можете себе представить? Год существования новой власти — и такой прорыв. Это означает, что большевики понимали: новой власти нужны новые кадры. Среди созданных вузов значится и Московский финансово-экономический институт.

Архивные документы, имеющиеся в нашем распоряжении, свидетельствовали о том, что занятия в МФЭИ начались 2 марта 1919 года, и этот день мы считали днем основания вуза. Но в прошлом году были найдены новые материалы, в которых говорится, что занятия на улице Неглинная, дом 12, начались 1 марта 1919 года.

Конечно, за сто лет институт (академия, университет) претерпел огромные изменения, неизменным осталось одно: профессия финансист, в широком смысле слова, по-прежнему востребована. Это профессия, как вы выразились, на все времена. Хотя был период, когда новая власть посчитала, что в ближайшее время наступит почти что коммунизм, при котором денежно-кредитные отношения отомрут, финансы не будут выполнять свойственные им функции и соответствующие специалисты будут не нужны. Все это непосредственным образом отразилось на истории становления нашего вуза. (Об истории развития Финансового университета читайте в статье «Ценить прошлое и строить будущее». — Прим. ред.)

Что касается современных процессов, происходящих сегодня в обществе, в том числе наступление искусственного интеллекта, то, конечно, все это определенным образом влияет и на финансовую сферу в целом, и на профессию финансиста в частности. Однако хочу подчеркнуть, что пока существует общество, пока существует то, что называется бюджетом, профессия финансиста будет актуальна.

— Финуниверситет и во времена СССР, и сейчас готовит первоклассных финансистов, экономистов. Как удается сохранить высокий уровень подготовки и оставаться одним из престижных вузов страны?

20.png

— Своими успехами вуз обязан в первую очередь сильному кадровому составу. С момента открытия института большинство его преподавателей были практики — специалисты Наркомфина. Мало того, и первым ректором института стал заместитель наркома финансов РСФСР Дмитрий Петрович Боголепов. Он привлекал к работе людей, обладающих реальными, практическими знаниями.

Институт формировался параллельно со становлением новой власти, новой страны. В то время фактически не было учебных планов, учебниками пользовались дореволюционными и, конечно же, в этих условиях ставку делали именно на преподавателей. Кроме практиков, в вуз приглашали известных специалистов дореволюционного периода. Например, в институте читал лекции профессор Иван Христофорович Озеров, финансист, экономист, автор первого и единственного до революции учебника «Основы финансовой науки». Преподавали в МФЭИ и сотрудники Московского университета, других вузов, существовавших в то время. Впоследствии кадровый состав начали пополнять выпускники института, которые оставались в нем преподавать. Выросло целое поколение таких преподавателей.

Когда в 1946 году на базе Московского финансово-экономического института и Кредитно-экономического института был создан Московский финансовый институт, традиция сотрудничества со специалистами финансовых госучреждений сохранилась. Например, ведущим профессором Финансового института был Иван Данилович Злобин, бывший заместитель министра финансов СССР Арсения Григорьевича Зверева. С 1963 по 1975 год Иван Данилович заведовал кафедрой «Финансы». Преподавал в нашем вузе и первый заместитель председателя правления Госбанка СССР Владимир Сергеевич Геращенко. Он в течение многих лет возглавлял кафедру «Денежное обращение и кредит» и многие другие.

Во-вторых, оставаться в числе первых нам помогает и то, что мы активно перенимаем передовой опыт других ведущих вузов. Сейчас, когда между образовательными учреждениями существует жесткая конкуренция, быть закрытым от новых тенденций опасно.

Сочетание таких важных элементов, как кадровый состав, хорошая материально-техническая база, поддержка работодателей и их участие в учебном процессе, стремление использовать самый передовой опыт образовательного процесса, способствует повышению качества образования. И, что самое главное, позволяет нашим выпускникам чувствовать себя уверенно на рынке труда и гарантированно добиваться успехов.

— Ваши слова подтверждает тот факт, что семь министров финансов послереволюционной России — ваши выпускники…

— Мы гордимся тем, что имидж Финуниверситета создают в том числе и наши выпускники. Да, действительно, наш вуз окончили министры финансов Арсений Григорьевич Зверев, Виктор Владимирович Деменцев, Борис Григорьевич Фёдоров, Владимир Ефимович Орлов. В числе наших выпускников и последний председатель Правительства СССР, а до этого министр финансов Валентин Сергеевич Павлов. Кроме того, он какое-то время преподавал у нас. Непререкаемый авторитет в области финансов, налогообложения, автор многочисленных учебников, учебных пособий, монографий профессор Владимир Георгиевич Пансков, еще один министр финансов, — выпускник нашего вуза.

Ну и, конечно, этот список сегодня возглавляет декан финансово-экономического факультета, первый заместитель председателя Правительства РФ — министр финансов РФ Антон Германович Силуанов. Отмечу, что в нашем вузе учился не только Антон Германович, но и его отец — Герман Михайлович, а мама — Янина Николаевна в течение многих лет работает редактором в нашем издательстве.

В числе наших выпускников и заместитель министра финансов России Илья Вячеславович Трунин, заместители министра экономического развития России Сергей Сергеевич Галкин и Петр Владимирович Засельский, заместители министра сельского хозяйства России Дмитрий Геннадиевич Сергеев и Оксана Николаевна Лут.

Сегодня наш университет объединил фактически все финансовые вузы Москвы. Несколько лет назад к нам присоединились Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ и Государственный университет Министерства финансов РФ. Поэтому если взять и тех, кто окончил эти учебные заведения, то окажется, что большинство руководящих должностей в финансовой и банковской системах занимают наши выпускники.

У нас много выпускников из зарубежных стран, сделавших хорошую карьеру у себя на родине. Например, во Вьетнаме наш выпускник занимал должность первого заместителя министра финансов. Много выпускников в Китае. Все они добились успехов в финансовой сфере.

К юбилею вуза мы зарегистрировали в сети интернет наш новый проект «100 лет Финансовому университету». Здесь мы восстанавливаем имена всех, кто учился в нашем вузе в разные годы. На сегодняшний день на сайте размещены данные о 80 913 выпускниках.

— Вы сказали, что преподавательский состав всегда был одним из главных составляющих успеха университета. Сегодня эта традиция сохраняется?

— 1990-е годы внесли большие изменения в деятельность всех учебных заведений. В стране появилось огромное количество псевдовузов, которые растащили кадровый состав традиционных вузов. Сегодня только в Москве около сотни учреждений готовят экономистов, юристов, при этом в целом количество преподавателей не увеличивается.

Если мы возьмем статистику защищенных диссертаций хотя бы за последние пять лет, то увидим, что их количество сократилось в разы. Вот у меня на столе лежит статья, в которой приведены следующие цифры. В 2017 году в России состоялось 2320 защит по всем направлениям, в то время как в США — 55 тысяч, в Германии — 29 тысяч, в Великобритании 26 тысяч, в Японии — 16 тысяч. Вы только представьте! Чуть более двух тысяч кандидатов и докторов наук на всю Россию. При этом ежегодно вузы теряют от трех до четырех тысяч преподавателей, многие из них увольняются в силу возраста. Даже если бы все защитившие диссертацию пришли преподавать в вуз, то они бы не возместили существующую убыль. А мы знаем, что далеко не всегда аспиранты, защитившие диссертацию, остаются в науке и становятся преподавателями.

Как видите, проблема кадров в московских вузах, да и в целом по стране достаточно ощутима. Усложняют ситуацию и существующие требования к преподавателям. Помимо соблюдения жесткой дисциплины наши преподаватели обязаны публиковаться не только в российских изданиях, но и зарубежных. Например, для того чтобы наш сотрудник мог претендовать на звание профессора, он должен иметь не менее трех публикаций в изданиях, индексируемых ведущими международными наукометрическими базами Web of Science, Scopus, не менее двух публикаций нужно, чтобы стать доцентом. Соблюсти эти условия достаточно сложно. Неудивительно, что некоторые не выдерживают таких требований и уходят в другие образовательные учреждения или коммерческие вузы, которые более лояльны в этом отношении.

Однако, несмотря на все вышеперечисленное, я не могу сказать, что мы испытываем кадровый голод. Напротив, на некоторых кафедрах, департаментах вуза конкурс на место преподавателя может составлять до четырех человек. Это говорит о том, что университет, несмотря на серьезные требования, пользуется уважением. Мы приглашаем молодых перспективных профессоров из других регионов страны, обеспечиваем их жильем. Мы всегда рады, если известные преподаватели приходят к нам работать.

— А иностранных преподавателей Финуниверситет имеет возможность приглашать на работу?

— Сегодня в университете работают порядка 20 преподавателей-иностранцев. Кроме того, с января текущего года объявлен конкурс на замещение должностей международных профессоров. До конца года мы должны отобрать десять англоговорящих профессоров для реализации программ на английском языке на международном финансовом факультете. Мы готовы предоставить им зарплату такого же размера, как в европейских университетах, хороший социальный пакет, включающий в себя квартиру в Москве, возможность участия в научных командировках, проезд до дома и обратно один раз в год. Мы надеемся, что эта программа сработает. Кстати, в этом конкурсе могут участвовать и российские профессора, отлично владеющие английским языком и способные преподавать на высоком уровне.

Мы не стремимся к европеизации нашего образования, напротив, считаем, что образование должно быть жестко традиционным. В отличие от многих вузов никогда не вводили свободное посещение занятий, у нас жесткая учебная дисциплина, которая находится под серьезным контролем. На мой компьютер выведены данные со всех камер, размещенных в аудиториях, где идут лекции, консультации. Так что я в режиме реального времени могу посмотреть, что происходит в аудитории, программа позволяет определить вовлеченность студентов в учебный процесс.

Не считаем целесообразным отказаться от традиционных лекций и вводить онлайн-образование. Я уверен, что это одна из причин развала российской образовательной системы. Ведь образование несет в себе не только учебную функцию, но и воспитательную, формирует коммуникационные навыки, умение работать в коллективе. Живое общение с преподавателем не менее важно, чем определенный объем информации, полученный от него.

Мы, конечно, за то, чтобы использовать все достижения научно-технического прогресса в образовательном процессе, в подаче материалов, мы, собственно, и используем их активно, но отказ от живого общения преподавателей и студентов, переход исключительно на дистанционное обучение — это не наш путь. Мы прекрасно знаем наш российский менталитет — все откладывать на последний день. Если мы хотим перейти к западной системе, то должны начать с детского сада воспитывать у детей системность и самостоятельность при изучении того или иного предмета. Но это будет уже другая история, а пока нам ближе традиционный путь.

— Сегодняшние выпускники пополняют преподавательский состав родного вуза?

— К сожалению, такого наплыва наших выпускников, желающих работать в вузе, какой был в советское время, мы уже давно не наблюдаем. Это и понятно. Когда молодой человек может получить хорошую и перспективную, с точки зрения роста как профессионального, так и материального, работу, мало кто выберет аспирантуру со стипендией четыре тысячи рублей. Я считаю настоящей бедой для системы высшего образования России, что статус очного аспиранта приравнен к статусу студента. Сегодня большинство вузов выступает за возвращение системы послевузовского образования. Из-за того что стипендия маленькая, большинство аспирантов вынуждены совмещать учебу и работу, что не лучшим образом сказывается на качестве учебы.

К тому же мы должны понимать, что вузовский работник — это не клерк, который отработал определенное количество часов, внес какое-то предложение, принял решение, захлопнул дверь офиса и забыл о работе. Чтобы быть преподавателем, надо, во-первых, любить людей. Если преподаватель не любит студентов, он не имеет морального права преподавать. Во-вторых, нужно каждый день и на протяжении всей жизни учиться. Современные студенты активные и свободные, они не прощают ошибок, в том числе преподавателей.

— Считается, что качественная подготовка специалистов должна включать в себя три составляющие: хорошую теоретическую базу, исследовательскую работу, и, конечно же, практику. Как вуз обеспечивает студентам две последние составляющие?

— Все наши преподаватели должны вести научно-исследовательскую работу. Мы разработали положение, в соответствии с которым в научных исследованиях, проводимых в вузе, в обязательном порядке должны участвовать и студенты. Кроме того, у нас проходит огромное количество научных семинаров, конференций, работают кружки, в которых студенты также принимают активное участие.

Что касается практики, то сегодня это сложный вопрос для всех вузов. Чтобы наши студенты могли пройти практику, например, в банке или страховой компании, мы должны оплатить организацию практики. Конечно же, мы не стоим за деньгами и предоставляем студентам возможность изучить выбранную специальность на деле.

Нас очень выручает и то, что у нас подписано большое количество соглашений с крупнейшими банками, госучреждениями, ведущими компаниями, в том числе и зарубежными. В университете организовано 15 базовых кафедр. Например, есть базовые кафедры крупнейших аудиторских компаний: KPMG, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Одна из базовых кафедр — KPMG — является выпускающей на международном финансовом факультете, где все занятия идут на английском языке. Есть базовые кафедры «1С», Газпромбанка, «Ингосстраха» и так далее. Сейчас создаем базовую кафедру с Ростехом. Эти организации приглашают наших студентов на практику и стажировку, а в перспективе с удовольствием берут их на работу.

— Финуниверситет наравне с традиционными профессиями готовит и уникальных специалистов в сфере управления рисками хозяйствующих субъектов, экономической безопасности. Насколько востребовано сегодня это направление и, соответственно, востребованы ли выпускники?

— С развитием цифровизации в нашем обществе обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов выходит на передний край, так как является одним из условий конкурентоспособности предприятий. Учитывая эти тенденции, факультет по подготовке специалистов в сфере экономической безопасности сегодня пользуется большим уважением и спросом.

Кроме того, в прошлом году на данном факультете, совместно с Росфинмониторингом ввели профиль — финансовая разведка. Надо сказать, что мы давно сотрудничаем с этой службой и входим в Сетевой институт по подготовке кадров в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) — готовим специалистов для этой сферы.

— Нестабильная геополитическая обстановка сказалась на международной деятельности Финуниверситета и как?

— Исторически Финуниверситет активно развивает международную научную деятельность. В советское время у нас было несколько вузов-побратимов в Болгарии, Чехословакии, ГДР. В свое время, будучи студентом второго курса, я проходил 22-дневную практику в Чехословакии. Как вы понимаете, наши научные связи в первую очередь были установлены со странами СЭВ. В 1990-е годы число стран, сотрудничающих с нашим вузом, значительно выросло.

Что касается сегодняшнего дня, то нестабильная геополитическая обстановка, санкции, конечно же, внесли определенные коррективы. Если лет десять назад по программе двойного диплома за рубеж мы отправляли около 100 человек, то сегодня всего лишь 20–25 студентов.

В целом же общее количество студентов, выезжающих за рубеж на стажировку и обучение, не уменьшилось. В прошлом году за границу по разным программам выезжали 240 человек. Мы сократили долгосрочные, годовые программы, но увеличили количество краткосрочных. Также изменилась и география. Если раньше много студентов отправляли в США, то сегодня студенты едут в Великобританию, Францию, Испанию, Италию.

Вот буквально сегодня я встречался с послом Венгрии, который, кстати, оказался выпускником российского вуза. Мы обсуждали возможности сотрудничества Финуниверситета с венгерскими университетами и вопрос об увеличении числа венгерских студентов в нашем вузе. Подобные встречи у нас проходят почти каждый день. Это свидетельство того, что интерес к российскому высшему образованию сохраняется.

— А сколько иностранных студентов и из каких стран обучаются в Финуниверситете?

— Сегодня в университете обучаются около 1,5 тысячи иностранных студентов. При этом с каждым годом их количество увеличивается. В 2018 году мы приняли 530 человек из-за рубежа: Китая, Вьетнама, Таджикистана, Монголии и т. д.

Как я уже говорил, для поддержания интереса к нашему вузу мы увеличиваем количество иностранных преподавателей. На протяжении трех лет действует международная программа «10 лауреатов Нобелевской премии по экономике в Финансовом университете». Уже шесть нобелевских лауреатов побывали у нас, выступили перед студентами, преподавателями, провели лекции. Это достаточно дорогостоящая программа, финансируемая нашим выпускником Михаилом Дмитриевичем Прохоровым.

Мы не закрываемся от мира, работаем, несмотря на сложности. Думаю, что санкции заставят нас расширить географию сотрудничества, восстановить связи с вузами, в первую очередь Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии.

— Современный Финуниверситет — огромный учебно-научный комплекс с довузовской подготовкой, бакалавриатом, магистратурой, аспирантурой, множеством научных подразделений. Как в непростое в плане финансов время удается содержать и развивать столь беспокойное хозяйство?

— Да, хозяйство Финуниверситета большое, и мы стараемся содержать его в образцовом порядке. Вуз хорошо зарабатывает на образовательных программах, пользующихся большим спросом у абитуриентов, на научных исследованиях, на дополнительном профессиональном образовании, и мы стараемся эффективно использовать эти деньги. Только за последние три года ввели в эксплуатацию более 50 тысяч квадратных метров новых учебных площадей, провели капитальный ремонт зданий для общежитий, построили общежитие на 250 мест. Университет развивается, и в этом нам очень помогают наши выпускники, без их поддержки пришлось бы нелегко.

— Сто лет — серьезный рубеж. За это время многое достигнуто. Но наверняка есть планы, которые пока не удалось осуществить, но очень бы хотелось?

— Безусловно, такие планы есть. Например, есть мечта присоединить к Финуниверситету хороший технический вуз для того, чтобы развивать финансовые технологии. Есть мечта сделать наш вуз национальным исследовательским университетом. Я очень надеюсь, что все задуманное осуществится в ближайшее время, поскольку необходимые условия для этого у нас есть.

Хочу воспользоваться возможностью и поблагодарить выпускников, которые нам помогают и не теряют связь с нами, а также поздравить всех, кто тем или иным образом причастен к Финуниверситету, со столетним юбилеем нашего вуза! Это для всех нас большой праздник.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться