Политика№4 Апрель 2008 — 30 мая 2008

Бюджет должен работать на человеческий капитал

Версия для печати 4367 Материалы по теме
Юрий Васильев (Комитет Госдумы по бюджету и налогам)
О планировании бюджетной стратегии страны на 2008–2011 гг., направлениях развития налоговой политики и общих задачах законодателей в Госдуме пятого созыва рассказывает председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий ВАСИЛЬЕВ.

– В конце 2007 г. Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон о бюджете, в соответствии с которыми значительная часть дополнительных доходов федерального бюджета будет направлена на финансирование социальных нужд населения. Расскажите, в чем именно заключаются изменения?


– Поправки в федеральный бюджет представляют собой пакет из пяти законопроектов, направленных на повышение зарплат бюджетников, денежного довольствия военнослужащих, пенсий, социальных пособий и выплат. Предусмотрено внесение изменений в федеральный бюджет, бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Был приложен максимум усилий, чтобы в кратчайшие сроки подготовить социально значимые поправки в бюджет и законодательно обеспечить последовательную политику руководства страны, ориентированную на повышение качества жизни граждан. Чтобы скоординировать повышение зарплат и пенсий с обязательными мерами по сдерживанию роста цен и снижению инфляции, при обсуждении законопроектов проводился тщательный анализ макроэкономических показателей – ведь борьба с инфляцией не должна негативно повлиять на темпы роста благосостояния россиян, и законодателям необходимо это учитывать.

– Какие социальные расходы предусмотрены в федеральном бюджете в соответствии с новыми поправками?

– Общие затраты на отдельные социальные выплаты, установленные федеральным законом, составят: в 2008 г. – 373,9 млрд руб., в 2009 г. – 408,8 млрд, в 2010 – 442,9 млрд. В том числе из средств Фонда социального страхования РФ в 2008 г. – 60,1 млрд руб., в 2009 г. – 68,9 млрд, в 2010 г. – 77,1 млрд.

В законопроектах предусмотрен рост доходной части бюджета в связи с уточнением показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г. и увеличение ассигнований из федерального бюджета на повышение размеров социальных выплат. Дополнительные средства в объеме 101,8 млрд руб. планируется выделить в соответствии с законом «О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.”».

Если говорить о конкретных цифрах, то в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» предполагается увеличение размеров ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) гражданам, имеющим право на получение социальной поддержки, – ветеранам труда, инвалидам, женщинам-матерям, детям. Новые размеры ежемесячных денежных выплат предлагается установить с 1 апреля 2008 г. Повышение на 8,5% установлено исходя из прогноза инфляции на период с марта 2007 г. (времени предыдущей индексации ЕДВ) по март 2008 г. Ежемесячные денежные выплаты в увеличенном размере получат около 16,7 млн человек, в том числе около 12,5 млн инвалидов, более 2,7 млн ветеранов (участники Великой Отечественной войны и боевых действий, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и др.), около 1,5 млн «чернобыльцев» и граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате аварий на ПО «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, около 3 тыс. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, около 3 тыс. Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. К примеру, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы прибавят 6 637 руб. в месяц (до 31 637 руб.). Общие расходы федерального бюджета на ежемесячные денежные выплаты ветеранам составят в этом году 272,7 млрд руб.

Вырастет и стоимость так называемого набора социальных услуг, которая удерживается из начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты в случае, если он решил воспользоваться социальными льготами. Сумма повысится с 513 до 557 руб., в том числе увеличатся расходы на дополнительную медицинскую помощь и бесплатный проезд на железнодорожном транспорте.

Кроме того, с 1 августа 2008 г. планируется повышение базовой части пенсий на 15%. На эти цели из федерального бюджета дополнительно выделено 138,8 млрд руб. С 1 февраля текущего года страховая часть пенсий проиндексирована и увеличена на 12%, с 1 апреля она возрастет на 7,5%.
Уровень оплаты труда работников бюджетной сферы повышен на 14%, хотя изначально планировалось увеличение всего на 7%, причем с 1 февраля 2008 г., а не с 1 сентября, как предполагалось ранее.

Денежное довольствие военнослужащих в этом году будет повышено дважды – 1 февраля и 1 октября, каждый раз на 9%. Судьи, сотрудники Генеральной прокуратуры и следственного комитета при Генеральной прокуратуре с 1 июля 2008 г. получат еще одну прибавку к зарплате в размере 8,5%.

– Расскажите, пожалуйста, об особенностях бюджета на 2008–2010 гг. Что легло в основу бюджетной стратегии страны на три года?

– Трехлетний бюджет не только оперирует беспрецедентными в истории России цифрами – он основан на принципиально новых подходах и механизмах экономической политики. В нем заложены значительные средства на инвестиционную поддержку наиболее важных отраслей экономики и создание институтов развития, а в современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объем ВРП и существенно пополнить региональные бюджеты. Для большинства российских территорий новый бюджет предоставляет реальные возможности укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые ниши рынка, раскрыть свой инновационный потенциал.

Кстати, повысить уровень социальных благ для россиян стало возможно благодаря оптимальной структуре трехлетнего бюджетного плана, принятого в конце прошлого года. В его основу был заложен потенциал развития, который позволил рационально использовать доходы для реализации социальной политики государства. Иными словами, трехлетний бюджет обеспечивает стабильность, предсказуемость и преемственность, при этом главными приоритетами названы достойная жизнь для граждан и устойчивый рост экономики страны. Бюджетная политика на трехлетний период соответствует долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации: повышению качества жизни населения, обеспечению безопасности и правопорядка, развитию институтов гражданского общества, повышению конкурентоспособности экономики. Для представителей бизнеса принятие трехлетнего бюджета означает определение четкой перспективы участия государства в реализации важнейших социально-экономических проектов.

Хочу особо отметить, что принятие новой редакции Бюджетного кодекса стало ключевым моментом реформирования бюджетного процесса в России. Была создана принципиально новая нормативная база, разработаны механизмы реализации приоритетных задач бюджетной политики на 2008–2010 гг., которые позволили принять трехлетний федеральный бюджет – основу для разработки долгосрочной стратегии развития страны до 2020 г.

В новой редакции Бюджетного кодекса созданы инструменты, посредством которых будут формироваться источники инвестиций на долгосрочный период. Использование этих норм приобретает особое значение на фоне значительного роста инвестиционных расходов на всех уровнях бюджетной системы и должно привести к упорядочению процесса планирования и учета ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности.

 – Какие же это инструменты?

– Введено новое определение понятия бюджетных инвестиций, согласно которому за счет средств федерального бюджета должно формироваться федеральное имущество, а за счет средств регионов – региональное имущество. Вместо федеральных целевых программ вводятся долгосрочные целевые прог­раммы. При этом по федеральным объектам стоимостью более 600 млн руб., не включенным в долгосрочные целевые программы, решение должно приниматься Правительством РФ, а по инвестиционным проектам стоимостью менее 600 млн – министерствами и ведомствами.

Решения о реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства регионов должны приниматься исполнительным органом региона. В случае финансовой поддержки из федерального бюджета строительства региональных объектов средства должны передаваться в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты в виде субсидий.

В федеральном бюджете будут отражаться бюджетные инвестиции в объекты со сметной стоимостью более 10 млрд руб. отдельными строками, в объекты со сметной стоимостью от 100 млн до 10 млрд – отдельными строками в ходе исполнения федерального бюджета в составе сводной бюджетной росписи, в иные объекты – суммарно по строкам сводной бюджетной росписи.

Несмотря на то что перечисленные новации будут введены в действие только с 2009 г., уже сегодня очевидно, что предстоит серьезная работа по уточнению «инвестиционных новаций» Бюджетного кодекса в части решения проблем по завершению строительства региональных объектов, ранее финансируемых из федерального бюджета, разработки механизмов стимулирования регионов к наращиванию собственного налогового экономического потенциала.

В свете задач по развитию российской экономики до 2020 г. особую актуальность приобретает создание новой концепции государственного и муниципального финансового контроля. Однако в новой редакции Бюджетного кодекса нормы, формирующие действенный и эффективный контроль за использованием бюджетных средств, отсутствуют. Принятие новой редакции раздела государственного и муниципального финансового контроля Бюджетного кодекса будет способствовать решению одной из важнейших задач – снижению административного давления на экономику.

В рамках новой концепции государственного и муниципального финансового контроля должны быть четко разграничены полномочия и сферы деятельности внешних и внутренних органов государственного контроля, выработаны стандарты оценки эффективности бюджетного планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, и целевого использования бюджетных средств. Именно эти вопросы в настоящее время обсуждаются федеральными контрольными органами и Счетной палатой РФ в рамках законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс, разработанного Министерством финансов РФ.

Комитет Госдумы по бюджету считает необходимым предложить Правительству РФ ускорить процесс согласования с тем, чтобы Государственная Дума могла рассмотреть новую редакцию разд. 9 Бюджетного кодекса «Государственный и муниципальный финансовый контроль» в период весенней сессии.

– Говорят, при подготовке социальных поправок в бюджет 2008 г. на заседании бюджетного комитета депутатам пришлось побороться с правительством за внесение некоторых изменений?

– Депутатам приходилось проявлять характер в отстаивании своих позиций. Правительство не всегда оперативно реагирует на депутатские поручения, в итоге многие субъекты РФ не получают финансовую помощь в срок. И правительству, и депутатам надо жестче контролировать выполнение принятых законов. Для этого необходимо создать трехстороннюю комиссию из представителей Госдумы, Совета Федерации и правительства.

В данном случае возникли трения с членами правительства и по вопросу финансирования проекта «Чистая вода», направленного на обеспечение населения чистой питьевой водой, в том числе с помощью разработки новых родниковых источников, ведь проблема питьевой воды тесно связана со здоровьем нации и продолжительностью жизни россиян. К сожалению, отсутствие единой стратегии решения этой задачи затрудняет бюджетное финансирование. Чтобы выработать общую концепцию программы «Чистая вода», депутаты Госдумы приняли решение о выделении дополнительных средств на финансирование необходимых научно-исследовательских и опытных работ.

Мы предложили правительству скоординировать действия по улучшению качества воды в России. Кстати, потом можно будет говорить и о реализации такой программы другими странами, ведь многие европейские государства испытывают острую потребность в экологически чистой питьевой воде. Возможно, в недалеком будущем вода станет третьим – после нефти и газа – прибыльным экспортным компонентом.

– Вы участвовали в расширенном заседании Госсовета, где были определены и конкретные задачи для законодателей, в частности по совершенствованию налоговой политики. Работа в этом направлении продолжается: в феврале 2008 г. правительственная бюджетная комиссия обсуждала основные направления налоговой политики на 2009–2014 гг., Кабинет министров рассмотрел трехлетний план реформирования налоговой системы. Какой Вы видите налоговую политику государства на ближайшие три года?

– Налоговая реформа в стране пойдет по пути снижения налогового бремени, и В. Путин это четко обозначил в своем докладе «О стратегии развития России до 2020 г.». Государство намерено стимулировать инвестиции в развитие человеческого капитала и в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан на образование, медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений. И эти планы близки к реализации.

Также необходимо вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. В частности, выступая на Госсовете, Президент РФ высказался за установление единой максимально низкой ставки НДС. В Госдуме есть законопроекты, предлагающие снизить налоговое бремя, но в них пока говорится об унификации и уменьшении общей ставки, и этот вопрос требует тщательных расчетов и детального анализа. Однако тот факт, что снижать нужно, сомнений ни у кого не вызывает. Законодатели готовы работать над уменьшением налоговой нагрузки, особенно в социальной сфере.

Что касается инвестиций в развитие человеческого капитала и повышение качества жизни россиян, то наглядным результатом принятых мер могут служить поправки в федеральный бюджет, касающиеся социальных выплат. Взять хотя бы социальную составляющую законопроектов, направленных на реализацию демографической политики страны. Из федеральных источников на пособия гражданам, имеющим детей, в этом году будет выделено 101,1 млрд руб. Дополнительные затраты на увеличение единовременных денежных выплат и индексацию пособий составят: в 2008 г. – 28,1 млрд руб., в 2009 г. – 37,7 млрд, а в 2010 г. – 42,3 млрд. В 2008 г. при рождении ребенка или передаче детей-сирот на воспитание в семью родители получат единовременно 8 680 руб.

Особо хочу отметить нормативное положение, касающееся беременных жен солдат срочной службы. С 1 января 2009 г. единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву, составит почти 15 тыс. руб., а ежемесячное – более 6 тыс.

– Расскажите, пожалуйста, о планах работы бюджетного комитета в Госдуме пятого созыва – какие основополагающие законопроекты намечены к рассмотрению?

– Портфель нашего комитета традиционно увесистый: на данный момент в нем более 250 законопроектов. Это и законодательные нормы, направленные на совершенствование налоговой политики, которые будут внесены в качестве поправок в Налоговый кодекс РФ, и законопроекты по модернизации экономики, способствующие развитию ее главных векторов: инноваций, инвестиций, инфраструктуры и институтов.

– Можете ли Вы назвать хотя бы некоторые нормативные акты, которые уже приняты Госдумой или находятся на разработке в бюджетном комитете, способные реально стимулировать экономику и реализовать социальную направленность налогов?

– В качестве основных законодательных мер, принятых в данной сфере за последние годы, можно отметить налоговые преференции для налогоплательщиков, осуществляющих инновации: с 2008 г. освобождаются от обложения НДС отчуждение и передача прав на результаты отдельных видов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с инновациями. Это права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства ноу-хау, а также выполняемые организациями научно-технические, опытно-конструкторские и технологические работы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий.
 
Начиная с 2006 г. введена так называемая амортизационная премия. Она дает возможность единовременно списывать расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и затраты на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств, понесенные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Можно отметить и тот факт, что с 2008 г. плательщикам налога на прибыль предоставлено право в отношении амортизируемых основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности, применять специальный коэффициент к основной норме амортизации, позволяющий повышать эту норму в 3 раза.

Также создан механизм стимулирования развития производственных холдингов на территории Российской Федерации посредством освобождения от налогообложения дивидендов, полученных российскими организациями в результате стратегического участия в капитале других предприятий, а также двукратного снижения ставки налога на доходы физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации.

Расширен перечень расходов, на которые налогоплательщики, работающие в сфере малого бизнеса и перешедшие на уплату единого сельхозналога, а также на упрощенную систему налогообложения, могут уменьшать полученные ими доходы. В этот перечень, в частности, включены расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также ряд иных статей затрат.

Можно еще много говорить о том, что сделано в области модернизации налоговой политики. Главное, что движение в этом направлении будет продолжаться и в дальнейшем с учетом поставленных Президентом РФ стратегических задач, предполагающих стимулирование масштабных инвестиций в человеческий капитал, создание налоговых стимулов для развития инновационной экономики.

В настоящее время мы работаем над подготовкой концепции законопроекта, предусматривающего более полное включение в перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, затрат организаций на повышение образовательного уровня работников, их лечение и профилактику заболеваемости, на цели, связанные с улучшением пенсионного обеспечения. Очевидно, что данные виды расходов должны быть в максимально возможной степени освобождены от налога на доходы физических лиц и единого социального налога.

Комитет по бюджету и налогам считает необходимым уже в самое ближайшее время подготовить и принять закон, предполагающий освобождение от обложения указанными налогами как взносов, направляемых на софинансирование пенсионных накоплений со стороны государства, так и дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в пользу застрахованного лица.

На повестке дня стоят вопросы увеличения предельных размеров отдельных видов налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в том числе стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов с учетом темпов инфляции, а также расширения финансовых возможностей государства по мере улучшения макро­экономической ситуации в стране.

Есть планы по подготовке и принятию закона, предполагающего освобождение от уплаты подоходного налога лиц с доходами ниже прожиточного минимума. Если государство не обеспечивает своему гражданину прожиточный минимум, оно не имеет морального права требовать от него уплаты подоходного налога.

Для решения этих и многих других масштабных задач утверждена обновленная структура Комитета по бюджету и налогам. В предыдущем созыве функционировали подкомитеты по федеральному бюджету и бюджетному законодательству, по взаимодействию со Счетной палатой РФ, по налоговому законодательству, по бухгалтерскому учету и отчетности и аудиту, по закрытым статьям федерального бюджета, по таможенному регулированию. Сейчас в связи с новыми направлениями и задачами, которые намерен решать комитет, их число увеличилось. При работе над Бюджетным кодексом РФ нам придется заниматься вопросами внебюджетных фондов, поэтому возникла необходимость сразу в трех новых подкомитетах: по бюджету Пенсионного фонда, по бюджету Фонда социального страхования и по бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Кроме того, решено создать подкомитеты по межбюджетным отношениям, по внешнеэкономической деятельности и по финансовому контролю. Словом, комитет приступает к серьезной работе.



Справка «Бюджета»

Юрий Викторович ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам

Родился в 1951 г. в Калинине.

В 1974 г. окончил экономический факультет Ростовского государственного университета. Доктор экономических наук, профессор.

В 1992 г. был назначен, а затем избран главой города Пятигорска.

Был депутатом Государственной Думы Ставропольского края, председателем комитета по бюджету, банкам и финансам. Возглавлял Контрольно-счетную палату Ставропольского края.

С декабря 2003 г. – депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель Комитета по бюджету и налогам.

Действительный член Академии социальных наук. Член генерального совета партии «Единая Россия».

За заслуги перед государством награжден орденами Дружбы, Почета, преп. Серафима Саровского II степени, медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» и другими правительственными наградами.



Материал подготовила Елена КОЛНООЧЕНКО
Источник: © Бюджет, 2008, № 4
Поделиться