1 января 2007 г. стартовала Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 (далее – Программа). Она призвана способствовать социально-экономическому развитию Российской Федерации, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации.
Татьяна ШАВИНА, заместитель начальника отдела Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ
Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений демографической политики, решение которой приравнено к так называемому пятому приоритетному национальному проекту. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
В целях реализации Программы в течение 2006–2007 гг. в основном завершена разработка необходимой нормативно-правовой базы (см. врез). В 2007 г. утверждены Правительством РФ и начали действовать региональные программы переселения 12 пилотных регионов: Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и Тюменской областей. Проекты региональных программ переселения более 50 субъектов РФ второй очереди находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.
Следует отметить, что Российская Федерация своевременно и в полном объеме обеспечивает финансирование мероприятий, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства РФ, принятыми для реализации Программы. В 2007–2008 гг. Федеральной миграционной службе РФ в установленном порядке переданы бюджетные ассигнования на изготовление бланков свидетельств участников Программы, выплату переселенцам «подъемных», ежемесячного пособия при отсутствии дохода, а также компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания.
Для организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, в ряд стран, где отсутствуют представительства ФМС России (в 2007 г. это были Казахстан, Молдова, Узбекистан и Украина), сотрудники ФМС России и МИД России были командированы в составе временных групп. В 2008 г. перечень таких стран предполагается расширить. При этом Министерству иностранных дел РФ переданы бюджетные ассигнования на финансирование расходов по обеспечению деятельности временных групп в 2007–2008 гг.
В целях создания благоприятных условий для осознанной реализации права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Программы соотечественникам должна быть предоставлена полная информация, поэтому постановлением Правительства РФ от 5 июня 2007 г. № 347 на 2007–2009 гг. МИД России, ФМС России, Минздравсоцразвития России и Минрегионразвития России предусмотрены средства для проведения комплекса мероприятий по информационному обеспечению Программы.
В связи с тем что предоставление ряда государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения, Правительством РФ принято решение об оказании финансовой поддержки субъектам РФ, которые приняли региональные программы переселения, включенные в Программу, в виде субсидий из федерального бюджета. Порядок оказания государственной поддержки определяется правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 октября 2006 г. № 622.
В 2007 г. бюджету Калининградской области, в которую, согласно данным ФМС России на 1 октября 2007 г., переехало 29 человек, была выделена субсидия в объеме 1,45 млн руб. Такая поддержка продолжает оказываться и в 2008 г. Так, в марте текущего года бюджетам Иркутской, Калининградской, Липецкой и Тамбовской областей из федерального бюджета предоставлены субсидии на частичную компенсацию расходов, связанных с реализацией мероприятий, которые предусмотрены региональными программами переселения.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2007 г. № 1512-р в целях оказания представителям духоборческой общины содействия в переселении из Грузии на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (Тамбовскую область) бюджету Тамбовской области в 2007 г. выделена субсидия в объеме 71 млн руб., а в 2008 г. запланировано перечисление еще 127 млн. Данные средства предназначены для строительства в пос. Новый Снежеток, куда переезжают наши соотечественники, жилых помещений, объектов здравоохранения, образования и культуры, инженерной инфраструктуры. Это первый опыт организованного переселения в рамках Программы. Отметим, что за 2007 г. в Тамбовскую область из Грузии переехало 109 человек и в текущем году этот процесс продолжится.
По мере реализации Программы выявляются и различные проблемы, требующие решения, в числе прочего, и путем совершенствования законодательства. Так, планируется внесение изменений в нормативные правовые акты, позволяющие Правительству РФ принимать решение о нецелесообразности разработки региональных программ переселения в отдельных субъектах РФ.
Как показывает анализ, наиболее острой из существующих проблем Программы является отсутствие у регионов должного настроя по приему соотечественников. Об этом, в частности, свидетельствует большое количество отказов в приеме потенциальных переселенцев со стороны уполномоченных органов субъектов РФ. В регионах по-прежнему предпочитают делать ставку на временных трудовых мигрантов, а не на переселенцев-соотечественников. Есть трудности с приемом лиц предпенсионного возраста, матерей-одиночек и многодетных семей. Переселенцам практически не предлагаются переобучение и переквалификация. Кроме того, необходимо совершенствование пенсионного законодательства, чтобы люди, переехавшие из стран, с которыми у Российской Федерации нет межправительственных соглашений, смогли получать пенсию в России.
Вместе с тем Программа востребована нашими соотечественниками. Согласно информации ФМС России, с начала практической реализации Программы в сентябре 2007 г. число лиц, принявших решение о добровольном переселении в Россию, составляет более 15 тыс. человек. До конца прошлого года уполномоченными органами за рубежом принято свыше 5,5 тыс. анкет для участия в Программе и свыше 1,2 тыс. заявлений соотечественников о выдаче свидетельства участника Программы, выдано около 1 тыс. свидетельств участника Программы. По состоянию на 1 января 2008 г. на территорию Российской Федерации переселилось 682 человека. Соотечественники переехали в 11 субъектов РФ, чьи региональные программы переселения согласованы и утверждены, за исключением Новосибирской области, переселение в которую в соответствии с региональной программой начинается с 2009 г.
Таким образом, предварительные показатели реализации региональных программ переселения 12 пилотных субъектов РФ достаточно динамичны и носят позитивный характер, поэтому для успешного осуществления Программы принципиально важно, чтобы российские регионы поддерживали данный проект.
Родилась в Москве, в семье служащих.
В 1987 г. окончила Московский электротехнический институт связи, в 2000 г. прошла профессиональную переподготовку в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по программе «Финансы и право».
В 1993–1997 гг. работала в расчетно-кассовом центре г. Емва Национального банка Республики Коми Центрального банка РФ.
1997–2004 гг. – ведущий специалист, главный специалист, консультант в Департаменте межбюджетных отношений Минфина России.
С 2004 г. по настоящее время – заместитель начальника отдела Департамента межбюджетных отношений Минфина России.
Награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», отмечена благодарностью министра финансов РФ.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4
Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений демографической политики, решение которой приравнено к так называемому пятому приоритетному национальному проекту. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
В целях реализации Программы в течение 2006–2007 гг. в основном завершена разработка необходимой нормативно-правовой базы (см. врез). В 2007 г. утверждены Правительством РФ и начали действовать региональные программы переселения 12 пилотных регионов: Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и Тюменской областей. Проекты региональных программ переселения более 50 субъектов РФ второй очереди находятся на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.
Следует отметить, что Российская Федерация своевременно и в полном объеме обеспечивает финансирование мероприятий, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства РФ, принятыми для реализации Программы. В 2007–2008 гг. Федеральной миграционной службе РФ в установленном порядке переданы бюджетные ассигнования на изготовление бланков свидетельств участников Программы, выплату переселенцам «подъемных», ежемесячного пособия при отсутствии дохода, а также компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания.
Для организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, в ряд стран, где отсутствуют представительства ФМС России (в 2007 г. это были Казахстан, Молдова, Узбекистан и Украина), сотрудники ФМС России и МИД России были командированы в составе временных групп. В 2008 г. перечень таких стран предполагается расширить. При этом Министерству иностранных дел РФ переданы бюджетные ассигнования на финансирование расходов по обеспечению деятельности временных групп в 2007–2008 гг.
В целях создания благоприятных условий для осознанной реализации права на добровольное переселение в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Программы соотечественникам должна быть предоставлена полная информация, поэтому постановлением Правительства РФ от 5 июня 2007 г. № 347 на 2007–2009 гг. МИД России, ФМС России, Минздравсоцразвития России и Минрегионразвития России предусмотрены средства для проведения комплекса мероприятий по информационному обеспечению Программы.
В связи с тем что предоставление ряда государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения, Правительством РФ принято решение об оказании финансовой поддержки субъектам РФ, которые приняли региональные программы переселения, включенные в Программу, в виде субсидий из федерального бюджета. Порядок оказания государственной поддержки определяется правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 октября 2006 г. № 622.
В 2007 г. бюджету Калининградской области, в которую, согласно данным ФМС России на 1 октября 2007 г., переехало 29 человек, была выделена субсидия в объеме 1,45 млн руб. Такая поддержка продолжает оказываться и в 2008 г. Так, в марте текущего года бюджетам Иркутской, Калининградской, Липецкой и Тамбовской областей из федерального бюджета предоставлены субсидии на частичную компенсацию расходов, связанных с реализацией мероприятий, которые предусмотрены региональными программами переселения.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2007 г. № 1512-р в целях оказания представителям духоборческой общины содействия в переселении из Грузии на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (Тамбовскую область) бюджету Тамбовской области в 2007 г. выделена субсидия в объеме 71 млн руб., а в 2008 г. запланировано перечисление еще 127 млн. Данные средства предназначены для строительства в пос. Новый Снежеток, куда переезжают наши соотечественники, жилых помещений, объектов здравоохранения, образования и культуры, инженерной инфраструктуры. Это первый опыт организованного переселения в рамках Программы. Отметим, что за 2007 г. в Тамбовскую область из Грузии переехало 109 человек и в текущем году этот процесс продолжится.
По мере реализации Программы выявляются и различные проблемы, требующие решения, в числе прочего, и путем совершенствования законодательства. Так, планируется внесение изменений в нормативные правовые акты, позволяющие Правительству РФ принимать решение о нецелесообразности разработки региональных программ переселения в отдельных субъектах РФ.
Как показывает анализ, наиболее острой из существующих проблем Программы является отсутствие у регионов должного настроя по приему соотечественников. Об этом, в частности, свидетельствует большое количество отказов в приеме потенциальных переселенцев со стороны уполномоченных органов субъектов РФ. В регионах по-прежнему предпочитают делать ставку на временных трудовых мигрантов, а не на переселенцев-соотечественников. Есть трудности с приемом лиц предпенсионного возраста, матерей-одиночек и многодетных семей. Переселенцам практически не предлагаются переобучение и переквалификация. Кроме того, необходимо совершенствование пенсионного законодательства, чтобы люди, переехавшие из стран, с которыми у Российской Федерации нет межправительственных соглашений, смогли получать пенсию в России.
Вместе с тем Программа востребована нашими соотечественниками. Согласно информации ФМС России, с начала практической реализации Программы в сентябре 2007 г. число лиц, принявших решение о добровольном переселении в Россию, составляет более 15 тыс. человек. До конца прошлого года уполномоченными органами за рубежом принято свыше 5,5 тыс. анкет для участия в Программе и свыше 1,2 тыс. заявлений соотечественников о выдаче свидетельства участника Программы, выдано около 1 тыс. свидетельств участника Программы. По состоянию на 1 января 2008 г. на территорию Российской Федерации переселилось 682 человека. Соотечественники переехали в 11 субъектов РФ, чьи региональные программы переселения согласованы и утверждены, за исключением Новосибирской области, переселение в которую в соответствии с региональной программой начинается с 2009 г.
Таким образом, предварительные показатели реализации региональных программ переселения 12 пилотных субъектов РФ достаточно динамичны и носят позитивный характер, поэтому для успешного осуществления Программы принципиально важно, чтобы российские регионы поддерживали данный проект.
Нормативные правовые акты Правительства РФ, принятые в целях реализации Программы согласно плану мероприятий, утвержденному указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637
- Постановление Правительства РФ от 20 октября 2006 г. № 622 «Об утверждении Правил предоставления субъектам РФ, включенным в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, государственной поддержки за счет средств федерального бюджета».
- Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2006 г. № 751 «Об утверждении Правил рассмотрения и согласования проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
- Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
- Приказ Минрегионразвития России от 29 декабря 2006 г. № 152 «Об утверждении Положения о критериях отнесения субъектов Российской Федерации к категориям территорий вселения, по которым определяется объем государственной поддержки, оказываемой субъектам Российской Федерации, участвующим в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, за счет средств федерального бюджета».
- Постановление Правительства РФ от 10 января 2007 г. № 1 «О компенсационном пакете участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
- Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 7 «О порядке выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей».
- Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 8 «О порядке выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности».
- Постановление Правительства РФ от 3 марта 2007 г. № 142 «О внесении изменения в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2003 г. № 718».
- Постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 150 «О порядке выплаты компенсации транспортных расходов участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
- Постановление Правительства РФ от 5 июня 2007 г. № 347 «Об информационном обеспечении Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
- Постановление Правительства РФ от 25 июня 2007 г. № 403 «Об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию».
Справка «Бюджета»
Татьяна Владимировна ШАВИНА, заместитель начальника отдела Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФРодилась в Москве, в семье служащих.
В 1987 г. окончила Московский электротехнический институт связи, в 2000 г. прошла профессиональную переподготовку в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по программе «Финансы и право».
В 1993–1997 гг. работала в расчетно-кассовом центре г. Емва Национального банка Республики Коми Центрального банка РФ.
1997–2004 гг. – ведущий специалист, главный специалист, консультант в Департаменте межбюджетных отношений Минфина России.
С 2004 г. по настоящее время – заместитель начальника отдела Департамента межбюджетных отношений Минфина России.
Награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», отмечена благодарностью министра финансов РФ.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4