Одним из направлений повышения эффективности управления общественными финансами является внедрение автоматизированных систем планирования, исполнения бюджета и систем поддержки принятия решений при управлении финансами региона.
Наталья ГВОЗДЕВА, руководитель производственного центра «АЦК-Планирование» компании «Бюджетные Финансовые Технологии»
На сегодняшний день автоматизированные системы управления общественными финансами вплелись в бюджетный процесс и подчас определяют те или иные правила выполнения функций и задач. В связи с этим развитие автоматизированных систем становится важной составляющей процесса совершенствования механизмов управления финансами, так как автоматизированные системы должны не только соответствовать меняющемуся законодательству, но и идти на шаг впереди: предоставлять средства автоматизации процессов к моменту их ввода в действие.
За последние годы бюджетное законодательство и подходы к управлению общественными финансами претерпели значительные изменения, которые потребовали серьезной модификации программных продуктов, автоматизирующих деятельность финансовых и экономических органов.
В 2007 г. перед всеми субъектами и муниципальными образованиями встал вопрос о выборе периода, на который должен формироваться бюджет: на один год или на три. В результате регионы разделились – наиболее смелые выбрали путь трехлетнего бюджета, другие решили подождать и проанализировать опыт коллег. Однако многие регионы, выбравшие вариант составления бюджета на один год, попробовали сформировать бюджет и на три года. При этом большинство из них столкнулось с проблемой больших объемов данных и расчетов: программа Excel справлялась с ними далеко не всегда.
Сейчас перед территориями, утвердившими бюджет на три года, встает новая задача – уточнение утвержденного бюджета и добавление к нему параметров второго года. И в этом регионам и муниципальным образованиям должны помочь автоматизированные системы, ведь при подготовке уточнений к трехлетнему бюджету необходимо учитывать и анализировать документы, подготовленные в предыдущие годы, как обоснование показателей утвержденного бюджета.
Переход к трехлетнему бюджету потребовал от всех участников бюджетного процесса внедрения новых механизмов краткосрочного кассового прогнозирования. Для того чтобы избежать кассовых разрывов и эффективно управлять денежными средствами, финансовые органы в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса разработали и ввели механизмы поквартального кассового планирования и месячного прогнозирования поступлений и выбытий средств бюджета. При этом для более эффективного планирования потребовалась организация периодического сбора показателей кассового плана с главных распорядителей, получателей бюджетных средств, администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета.
В 2008 г. основными направлениями изменений, связанных с автоматизацией, для субъектов и муниципальных образований станут:
При значительном количестве программ, большом объеме контролируемых показателей и включении в процесс осуществления программы многих учреждений, «ручной» контроль программ становится практически невозможным. В этом случае на помощь руководителям финансовых и экономических органов должны прийти автоматизированные системы оперативного мониторинга с интегрированной в них распределенной системой сбора показателей, характеризующих выполнение программы.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4
На сегодняшний день автоматизированные системы управления общественными финансами вплелись в бюджетный процесс и подчас определяют те или иные правила выполнения функций и задач. В связи с этим развитие автоматизированных систем становится важной составляющей процесса совершенствования механизмов управления финансами, так как автоматизированные системы должны не только соответствовать меняющемуся законодательству, но и идти на шаг впереди: предоставлять средства автоматизации процессов к моменту их ввода в действие.
За последние годы бюджетное законодательство и подходы к управлению общественными финансами претерпели значительные изменения, которые потребовали серьезной модификации программных продуктов, автоматизирующих деятельность финансовых и экономических органов.
В 2007 г. перед всеми субъектами и муниципальными образованиями встал вопрос о выборе периода, на который должен формироваться бюджет: на один год или на три. В результате регионы разделились – наиболее смелые выбрали путь трехлетнего бюджета, другие решили подождать и проанализировать опыт коллег. Однако многие регионы, выбравшие вариант составления бюджета на один год, попробовали сформировать бюджет и на три года. При этом большинство из них столкнулось с проблемой больших объемов данных и расчетов: программа Excel справлялась с ними далеко не всегда.
Сейчас перед территориями, утвердившими бюджет на три года, встает новая задача – уточнение утвержденного бюджета и добавление к нему параметров второго года. И в этом регионам и муниципальным образованиям должны помочь автоматизированные системы, ведь при подготовке уточнений к трехлетнему бюджету необходимо учитывать и анализировать документы, подготовленные в предыдущие годы, как обоснование показателей утвержденного бюджета.
Переход к трехлетнему бюджету потребовал от всех участников бюджетного процесса внедрения новых механизмов краткосрочного кассового прогнозирования. Для того чтобы избежать кассовых разрывов и эффективно управлять денежными средствами, финансовые органы в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса разработали и ввели механизмы поквартального кассового планирования и месячного прогнозирования поступлений и выбытий средств бюджета. При этом для более эффективного планирования потребовалась организация периодического сбора показателей кассового плана с главных распорядителей, получателей бюджетных средств, администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета.
В 2008 г. основными направлениями изменений, связанных с автоматизацией, для субъектов и муниципальных образований станут:
- планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг на основании государственных (муниципальных) заданий;
- использование различных форм финансирования бюджетных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам бюджетными учреждениями, автономными учреждениями и автономными некоммерческими организациями;
- продолжение работы по формированию целевых программ и построение систем мониторинга показателей и результатов реализации принятых бюджетных программ.
Планирование и исполнение ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг
Необходимость планирования бюджетных ассигнований на основании государственных (муниципальных) заданий, введенная в Бюджетном кодексе, открыла новое направление для работы финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств субъектов РФ и муниципальных образований:- составление реестра государственных (муниципальных) услуг и определение показателей, характеризующих их качество и объем;
- определение стандартов оказания услуг;
- подготовка государственных (муниципальных) заданий;
- выделение ассигнований в соответствии с подготовленными заданиями.
- рассчитать нормативную стоимость оказания услуги;
- сравнить стоимость и качество оказания услуги в различных учреждениях одного региона (муниципального образования), например на различных территориях;
- сравнить стоимость и качество оказания услуг в бюджетных учреждениях, автономных учреждениях и автономных некоммерческих организациях;
- контролировать фактическую стоимость оказания услуги (путем консолидации отчетности в разрезе оказываемых бюджетных услуг) и план-факт анализ стоимости оказания бюджетных услуг.
Построение систем мониторинга показателей и результатов реализации программ
Значительная часть расходов любого регионального (муниципального) бюджета выделяется на реализацию различных целевых программ – ведомственных, долгосрочных и т.п. Для оценки эффективности выполнения программ в нее включается прогноз ожидаемых социально-экономических (конечных) результатов и соответствующие показатели.При значительном количестве программ, большом объеме контролируемых показателей и включении в процесс осуществления программы многих учреждений, «ручной» контроль программ становится практически невозможным. В этом случае на помощь руководителям финансовых и экономических органов должны прийти автоматизированные системы оперативного мониторинга с интегрированной в них распределенной системой сбора показателей, характеризующих выполнение программы.
Направления развития
В заключение хотелось бы еще раз остановиться на основных направлениях развития бюджетных автоматизированных систем. На наш взгляд, системы планирования и исполнения бюджета должны постепенно переходить из категории бухгалтерских, учетных систем в новую категорию – систем управленческих. Они призваны не только автоматизировать текущую деятельность, но и давать возможность принятия решений на основании анализа содержащейся в них информации. Для этого в бюджетных системах должны быть реализованы следующие требования:- возможность хранения и анализа в единой базе данных не только финансовых, но и социально-экономических, статистических показателей, необходимых для оценки стоимости и результатов оказания бюджетных услуг (реализации программ);
- организация оперативного сбора информации со всех участников бюджетного процесса;
- построение систем мониторинга бюджетных услуг: анализ объема средств, запланированных и фактически использованных на оказание услуг, и показателей, характеризующих объемы и качество их оказания;
- построение систем мониторинга поставленных целей (задач) и принятых программ: анализ объема средств, запланированных и фактически выделенных на программу, и показателей, достигнутых в ходе ее реализации;
- возможность подготовки различной управленческой отчетности, позволяющей осуществлять многофакторный анализ и контролировать деятельность учреждений в части оказания ими услуг населению и реализации принятых программ.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4