Туризм – важная составляющая современной мировой экономики. На долю отрасли приходится около 4% мирового ВВП, 8% общего объема мирового экспорта и 30–35% мировой торговли услугами.
2007 г. побил все рекорды в области международного туризма. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), по сравнению с 2006 г. численность отдыхающих выросла на 52 млн (6%), составив 898 млн человек. Для сравнения: в 1950 г. путешествия за границу совершили лишь 20 млн человек.
Каковы же позиции России в данном секторе экономики? Статистические данные разнятся, однако эксперты сходятся в том, что вследствие отсутствия эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении ряда лет эти позиции пока достаточно слабы. Руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский недавно заявил, что оборот туристической отрасли в России достигает 50 млрд долл. – при том, что, согласно информации Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), мировой оборот отрасли в 2007 г. составил 7 трлн долл. По оценке WTTC, в 2006 г. доля туризма и путешествий в российском ВВП составила 7,8% против 11,8% в Евросоюзе. В этой сфере было занято 4,5 млн человек, что составляет 6,6% от общей занятости (в ЕС – 11,8%).
По предварительным оценкам, выезд российских граждан в другие страны с туристическими целями увеличился в 2007 г. почти на 20% и достиг 7 млн человек. Это неудивительно, если принять во внимание стабильный рост благосостояния населения. Безусловно, данное обстоятельство не может не радовать. В то же время граждане, отдыхая, могли бы подпитывать собственную экономику, а не экономику других государств. Если верить экспертам, расходы наших граждан на отдых за рубежом в несколько раз превышают поступления от туризма в российские бюджеты всех уровней. Заинтересовать граждан в отдыхе в собственной стране – сложная и многогранная задача. Во всем мире, особенно в развитых государствах, ей уделяется внимания не меньше, чем проблеме привлечения иностранных туристов.
Что касается России, то, как отмечается в докладе WTTC, развитие сферы туризма могло бы сыграть заметную роль в процессе диверсификации экономики в направлении от нефтяной отрасли к другим секторам. Все возможности для этого у туристической отрасли есть. Она обладает огромным потенциалом для создания новых рабочих мест, а также развития малого и среднего бизнеса, то есть для решения именно тех задач, которые государство назвало приоритетными.
В отчете WTTC, опубликованном в 2006 г., содержится весьма оптимистичный прогноз: «В следующем десятилетии Россия может стать одной из ведущих стран в сфере путешествий и туризма. Ни с чем не сравнимые природные достопримечательности этой огромной страны, ее полная перипетий история и богатство культурного и этнического разнообразия давно привлекают внимание всего мира. По прогнозам, в ближайшие несколько лет уровень ежегодного роста российской сферы туризма и путешествий достигнет 6,4% (для сравнения: в ЕС 3,1%) и к 2016 г. ее доля в российском ВВП составит 9,1%».
Согласно оценке Ростуризма, потенциальные возможности нашей страны позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Для сравнения: в 2007 г., по оценке руководства все того же Ростуризма, страну посетило немногим более 4 млн гостей.
Пока в отрасли сохраняется немало проблем. Болезненный переход от плановой экономики к рыночной после краха Советского Союза нанес тяжелый удар по инфраструктуре туризма. Количество поездок внутри страны сегодня существенно ниже, чем в советский период. Безусловно, на этот показатель влияет высокая и продолжающая расти стоимость билетов на авиа- и железнодорожный транспорт, а также плохое состояние дорог и недостаточная протяженность автотрасс, что с учетом огромных российских расстояний превращается в самостоятельную проблему, негативно влияющую на экономический потенциал страны. Внутренний туризм страдает от этого особенно серьезно, ведь транспортная доступность туристических объектов и мест отдыха – один из первостепенных факторов, влияющих на объем турпотока. Кроме того, наблюдается нехватка гостиниц приемлемого качества и туристических служб – таких, как, например, информационные центры.
Однако и профессионалы рынка, и эксперты утверждают, что основной проблемой является соотношение цены и качества турпродукта. По словам В. Стржалковского, стоимость среднего тура (14–18 дней) по России составляет порядка 24–26 тыс. руб., то есть около 1 тыс. долл. – столько же с учетом подорожания авиатоплива стоит и тур за границу. А туристу, решившему приехать в нашу страну из дальнего зарубежья, поездка обойдется минимум в 1,5 тыс. долл.
Внутренний туризм явно испытывает определенные имиджевые проблемы. Напротив, страны, наиболее популярные у российских туристов, в 2008 г. увеличили свое рекламное присутствие в нашей стране, тратя на эти цели миллионы долларов. Так, Турция, которая принимает ежегодно не менее 2 млн россиян, в текущем году увеличила свой рекламный бюджет, предназначенный для России, с 10 до 12 млн долл.
На продвижение национального туристского продукта на мировом рынке в бюджете Греции предусмотрено 121,7 млн евро, Испании – 96,2 млн, Мексики – 119,9 млн. Средний объем бюджетных средств, выделяемых в европейских странах на эти цели, составляет 34 млн евро. В российском же федеральном бюджете на 2007 г. на финансирование данной статьи направлено 137,4 млн руб. (3,9 млн евро), в бюджетах на 2008 и 2009 гг. – по 149,7 млн руб. (4,3 млн евро), а в 2010 г. еще меньше – 129,9 млн руб. (3,7 млн евро). Причем средства предполагается потратить на рекламу, участие в выставках, прием иностранных журналистов, проведение конференций и семинаров.
Серьезную проблему эксперты видят и в том, что владельцы мест отдыха не осваивают так называемый рынок среднего класса – уровень трехзвездочных гостиниц и соответствующего сервиса. Во всем мире развитию этого рынка уделяется первостепенное внимание, а в России конечному потребителю приходится либо переплачивать за более дорогую гостиницу, либо мириться с трудностями пребывания в более дешевой.
По мнению В. Стржалковского, развитие внутреннего туризма в России также сдерживается дефицитом площадей, выбранных для строительства объектов туристической инфраструктуры, и высокими процентными ставками по кредитам на строительство.
Впрочем, в последние годы в отрасли наметились очевидные положительные тенденции. Они связаны как с ростом покупательной способности населения, так и с определенными усилиями государства и частного бизнеса. По имеющимся оценкам, внутренний туризм в России становится динамичнее: число отдыхающих в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 15% и достигло 25 млн человек, а в 2007 г., по предварительным данным, уже 27 млн.
В последнее время как на федеральном, так и на региональном уровне принят ряд нормативно-правовых актов, призванных оказать существенное положительное влияние на развитие отрасли. Сегодня действует множество региональных программ развития туризма – в большинстве субъектов РФ и в ряде муниципальных образований.
1 июня 2007 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», направленные на совершенствование государственного регулирования данной сферы, укрепление гарантий защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг.
В соответствии с законом в августе 2007 г. Правительство РФ утвердило Правила оказания услуг по реализации туристского продукта. В государственное регулирование туристской деятельности вернулись понятия разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма, что ведет к расширению полномочий органов управления туризмом, подготовке ведомственных и других программ.
Импульс к развитию отрасль получила благодаря действию целого ряда федеральных целевых программ: «Развитие Калининградской области», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», «Социально-экономическое развитие Курильских островов», «Юг России», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и др.
К числу нормативно-правовых актов, реально повлиявших на развитие туристской сферы, следует отнести принятые летом 2006 г. изменения и дополнения к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью включения в него дополнительных положений о создании зон туристско-рекреационного типа.
В результате проведенного Правительством РФ осенью 2006 г. конкурса (на который было представлено 28 заявок) туристские ОЭЗ будут созданы в семи регионах: Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях, республиках Бурятия и Алтай. Проект создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа долгосрочный и рассчитан до 2026 г. Всего из федерального бюджета до 2026 г. на создание ОЭЗ, в том числе на формирование местной инфраструктуры туристического типа – строительство и реконструкцию дорог, аэропортов, электросетей, систем газо- и водоснабжения, будет потрачено 44,5 млрд руб. Частные инвестиции при этом должны составить 273 млрд. Основную сумму инвестиций предполагается освоить до 2013 г. До 2026 г. планируется создать более 80 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта – 207 тыс. Туристский поток возрастет с 3 до 11 млн туристов в год, общие налоговые поступления в бюджеты всех уровней к 2026 г. составят около 259,5 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет – 182 млрд.
Заметим, что проблема развития туризма тесно увязана с процессом создания особых экономических зон, которые призваны обеспечить развитие страны по инновационной модели. Это свидетельствует о том, что отрасль рассматривается как перспективная именно с точки зрения диверсификации российской экономики.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4
2007 г. побил все рекорды в области международного туризма. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), по сравнению с 2006 г. численность отдыхающих выросла на 52 млн (6%), составив 898 млн человек. Для сравнения: в 1950 г. путешествия за границу совершили лишь 20 млн человек.
Каковы же позиции России в данном секторе экономики? Статистические данные разнятся, однако эксперты сходятся в том, что вследствие отсутствия эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении ряда лет эти позиции пока достаточно слабы. Руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский недавно заявил, что оборот туристической отрасли в России достигает 50 млрд долл. – при том, что, согласно информации Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), мировой оборот отрасли в 2007 г. составил 7 трлн долл. По оценке WTTC, в 2006 г. доля туризма и путешествий в российском ВВП составила 7,8% против 11,8% в Евросоюзе. В этой сфере было занято 4,5 млн человек, что составляет 6,6% от общей занятости (в ЕС – 11,8%).
По предварительным оценкам, выезд российских граждан в другие страны с туристическими целями увеличился в 2007 г. почти на 20% и достиг 7 млн человек. Это неудивительно, если принять во внимание стабильный рост благосостояния населения. Безусловно, данное обстоятельство не может не радовать. В то же время граждане, отдыхая, могли бы подпитывать собственную экономику, а не экономику других государств. Если верить экспертам, расходы наших граждан на отдых за рубежом в несколько раз превышают поступления от туризма в российские бюджеты всех уровней. Заинтересовать граждан в отдыхе в собственной стране – сложная и многогранная задача. Во всем мире, особенно в развитых государствах, ей уделяется внимания не меньше, чем проблеме привлечения иностранных туристов.
Что касается России, то, как отмечается в докладе WTTC, развитие сферы туризма могло бы сыграть заметную роль в процессе диверсификации экономики в направлении от нефтяной отрасли к другим секторам. Все возможности для этого у туристической отрасли есть. Она обладает огромным потенциалом для создания новых рабочих мест, а также развития малого и среднего бизнеса, то есть для решения именно тех задач, которые государство назвало приоритетными.
В отчете WTTC, опубликованном в 2006 г., содержится весьма оптимистичный прогноз: «В следующем десятилетии Россия может стать одной из ведущих стран в сфере путешествий и туризма. Ни с чем не сравнимые природные достопримечательности этой огромной страны, ее полная перипетий история и богатство культурного и этнического разнообразия давно привлекают внимание всего мира. По прогнозам, в ближайшие несколько лет уровень ежегодного роста российской сферы туризма и путешествий достигнет 6,4% (для сравнения: в ЕС 3,1%) и к 2016 г. ее доля в российском ВВП составит 9,1%».
Согласно оценке Ростуризма, потенциальные возможности нашей страны позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Для сравнения: в 2007 г., по оценке руководства все того же Ростуризма, страну посетило немногим более 4 млн гостей.
Пока в отрасли сохраняется немало проблем. Болезненный переход от плановой экономики к рыночной после краха Советского Союза нанес тяжелый удар по инфраструктуре туризма. Количество поездок внутри страны сегодня существенно ниже, чем в советский период. Безусловно, на этот показатель влияет высокая и продолжающая расти стоимость билетов на авиа- и железнодорожный транспорт, а также плохое состояние дорог и недостаточная протяженность автотрасс, что с учетом огромных российских расстояний превращается в самостоятельную проблему, негативно влияющую на экономический потенциал страны. Внутренний туризм страдает от этого особенно серьезно, ведь транспортная доступность туристических объектов и мест отдыха – один из первостепенных факторов, влияющих на объем турпотока. Кроме того, наблюдается нехватка гостиниц приемлемого качества и туристических служб – таких, как, например, информационные центры.
Однако и профессионалы рынка, и эксперты утверждают, что основной проблемой является соотношение цены и качества турпродукта. По словам В. Стржалковского, стоимость среднего тура (14–18 дней) по России составляет порядка 24–26 тыс. руб., то есть около 1 тыс. долл. – столько же с учетом подорожания авиатоплива стоит и тур за границу. А туристу, решившему приехать в нашу страну из дальнего зарубежья, поездка обойдется минимум в 1,5 тыс. долл.
Внутренний туризм явно испытывает определенные имиджевые проблемы. Напротив, страны, наиболее популярные у российских туристов, в 2008 г. увеличили свое рекламное присутствие в нашей стране, тратя на эти цели миллионы долларов. Так, Турция, которая принимает ежегодно не менее 2 млн россиян, в текущем году увеличила свой рекламный бюджет, предназначенный для России, с 10 до 12 млн долл.
На продвижение национального туристского продукта на мировом рынке в бюджете Греции предусмотрено 121,7 млн евро, Испании – 96,2 млн, Мексики – 119,9 млн. Средний объем бюджетных средств, выделяемых в европейских странах на эти цели, составляет 34 млн евро. В российском же федеральном бюджете на 2007 г. на финансирование данной статьи направлено 137,4 млн руб. (3,9 млн евро), в бюджетах на 2008 и 2009 гг. – по 149,7 млн руб. (4,3 млн евро), а в 2010 г. еще меньше – 129,9 млн руб. (3,7 млн евро). Причем средства предполагается потратить на рекламу, участие в выставках, прием иностранных журналистов, проведение конференций и семинаров.
Серьезную проблему эксперты видят и в том, что владельцы мест отдыха не осваивают так называемый рынок среднего класса – уровень трехзвездочных гостиниц и соответствующего сервиса. Во всем мире развитию этого рынка уделяется первостепенное внимание, а в России конечному потребителю приходится либо переплачивать за более дорогую гостиницу, либо мириться с трудностями пребывания в более дешевой.
По мнению В. Стржалковского, развитие внутреннего туризма в России также сдерживается дефицитом площадей, выбранных для строительства объектов туристической инфраструктуры, и высокими процентными ставками по кредитам на строительство.
Впрочем, в последние годы в отрасли наметились очевидные положительные тенденции. Они связаны как с ростом покупательной способности населения, так и с определенными усилиями государства и частного бизнеса. По имеющимся оценкам, внутренний туризм в России становится динамичнее: число отдыхающих в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 15% и достигло 25 млн человек, а в 2007 г., по предварительным данным, уже 27 млн.
В последнее время как на федеральном, так и на региональном уровне принят ряд нормативно-правовых актов, призванных оказать существенное положительное влияние на развитие отрасли. Сегодня действует множество региональных программ развития туризма – в большинстве субъектов РФ и в ряде муниципальных образований.
1 июня 2007 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», направленные на совершенствование государственного регулирования данной сферы, укрепление гарантий защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг.
В соответствии с законом в августе 2007 г. Правительство РФ утвердило Правила оказания услуг по реализации туристского продукта. В государственное регулирование туристской деятельности вернулись понятия разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма, что ведет к расширению полномочий органов управления туризмом, подготовке ведомственных и других программ.
Импульс к развитию отрасль получила благодаря действию целого ряда федеральных целевых программ: «Развитие Калининградской области», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», «Социально-экономическое развитие Курильских островов», «Юг России», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и др.
К числу нормативно-правовых актов, реально повлиявших на развитие туристской сферы, следует отнести принятые летом 2006 г. изменения и дополнения к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с целью включения в него дополнительных положений о создании зон туристско-рекреационного типа.
В результате проведенного Правительством РФ осенью 2006 г. конкурса (на который было представлено 28 заявок) туристские ОЭЗ будут созданы в семи регионах: Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях, республиках Бурятия и Алтай. Проект создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа долгосрочный и рассчитан до 2026 г. Всего из федерального бюджета до 2026 г. на создание ОЭЗ, в том числе на формирование местной инфраструктуры туристического типа – строительство и реконструкцию дорог, аэропортов, электросетей, систем газо- и водоснабжения, будет потрачено 44,5 млрд руб. Частные инвестиции при этом должны составить 273 млрд. Основную сумму инвестиций предполагается освоить до 2013 г. До 2026 г. планируется создать более 80 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта – 207 тыс. Туристский поток возрастет с 3 до 11 млн туристов в год, общие налоговые поступления в бюджеты всех уровней к 2026 г. составят около 259,5 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет – 182 млрд.
Заметим, что проблема развития туризма тесно увязана с процессом создания особых экономических зон, которые призваны обеспечить развитие страны по инновационной модели. Это свидетельствует о том, что отрасль рассматривается как перспективная именно с точки зрения диверсификации российской экономики.
Информация и методы
Туристическая отрасль – очень сложная и чувствительная составляющая экономики. На нее оказывают влияние самые разные, подчас неожиданные факторы. Здесь важно все: удобный доступ к объекту отдыха, недорогие и приемлемые по качеству места размещения, безопасность, рекламная поддержка и многое другое. Самое главное – то, ради чего люди готовы тратить время и деньги, – в России уже есть: это ее уникальные природные и культурные богатства, собственное неповторимое лицо. Все прочие составляющие будущего успеха туристической отрасли только предстоит развить.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4