Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий ДРАГАНОВ в Государственной Думе прошлого созыва возглавлял Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму. В своей сегодняшней должности он продолжает следить за развитием туризма как одной из важнейших отраслей российской экономики.
– Валерий Гаврилович, расскажите, пожалуйста, о развитии туристического рынка. Каковы итоги прошлого года, что происходит с внутренним туризмом?
– Развитие туризма и превращение его в индустрию, в отдельную отрасль является одним из ярких отражений состояния экономики. Сегодня в связи с ростом потребительского спроса, обусловленным увеличением доходов населения, открываются блестящие перспективы. На протяжении последних лет число гостиниц и мест в них растет на 15–20%.
Укреплению имиджа России как туристической державы во многом способствовал выбор Сочи в качестве олимпийской столицы. Этот проект важен еще и как успешный пример государственно-частного партнерства, когда государство вкладывает деньги в инфраструктуру для бизнеса, а частный бизнес направляет средства на развитие туристической инфраструктуры Краснодарского края.
Кроме того, в ряде регионов сейчас создаются особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Предполагается, что они будут специализированными: в Иркутской области станет развиваться преимущественно деловой туризм, в Бурятии – горнолыжный и экологический, в Алтайском крае – водный, лыжный, рекреационный и спелеотуризм, в республике Алтай – горнолыжный и оздоровительный. В Краснодарском крае и Калининградской области планируется развивать пляжный туризм на морском побережье, а в Ставропольском крае – рекреационный с бальнеологическим направлением.
И для всех этих проектов не лозунгом, а реальностью стало государственно-частное партнерство, когда государство готово вкладывать бюджетные средства из Инвестиционного фонда в первоначальное развитие, а частный бизнес – поддерживать и развивать зоны на собственные деньги.
– Как такое партнерство выглядит с точки зрения организации?
– Государство проводит конкурсы на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Частные инвесторы участвуют в этих конкурсах, а победитель реализует проект. Такой порядок потребовал серьезных изменений законодательства, но зато теперь в стране легитимная инвестиционная стабильность.
– Правда ли, что у нас расширяется внутренний туризм?
– Да, и на то есть ряд причин. Во-первых, сближаются цены на мировом и российском рынке. Во-вторых, растут доходы наших граждан, и у родителей появляется больше возможностей воспитывать детей на российской культуре, показывать им российскую природу – Енисей, Лену, Байкал, горы, леса… Кстати, ребят сейчас все чаще отправляют в российские санатории и дома отдыха, на курорты. В-третьих, серьезно укрепились отраслевые профсоюзы. Социальные программы таких гигантов, как РУСАЛ, ЛУКОЙЛ, ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС России», приятно удивляют.
Россия постепенно становится серьезным конкурентом на мировом туристическом рынке. Сегодня иностранцы уже не только ездят по Золотому кольцу или просят элитную охоту. Они путешествуют по Волге, летают в Сибирь и даже на Кавказ. А это серьезно влияет на создание нового положительного имиджа России. Кстати, на Кавказе сегодня реализуется несколько крупномасштабных туристических проектов: Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Это все результат государственного внимания и поддержки.
На туристическом рынке появляется все больше крупных туристических компаний, конкурирующих между собой. При такой ситуации и потребители, и экономика в целом останутся в выигрыше.
Материал подготовил Лев МОСКОВКИН
Источник: © Бюджет, 2008, № 4
– Валерий Гаврилович, расскажите, пожалуйста, о развитии туристического рынка. Каковы итоги прошлого года, что происходит с внутренним туризмом?
– Развитие туризма и превращение его в индустрию, в отдельную отрасль является одним из ярких отражений состояния экономики. Сегодня в связи с ростом потребительского спроса, обусловленным увеличением доходов населения, открываются блестящие перспективы. На протяжении последних лет число гостиниц и мест в них растет на 15–20%.
Укреплению имиджа России как туристической державы во многом способствовал выбор Сочи в качестве олимпийской столицы. Этот проект важен еще и как успешный пример государственно-частного партнерства, когда государство вкладывает деньги в инфраструктуру для бизнеса, а частный бизнес направляет средства на развитие туристической инфраструктуры Краснодарского края.
Кроме того, в ряде регионов сейчас создаются особые экономические зоны туристско-рекреационного типа. Предполагается, что они будут специализированными: в Иркутской области станет развиваться преимущественно деловой туризм, в Бурятии – горнолыжный и экологический, в Алтайском крае – водный, лыжный, рекреационный и спелеотуризм, в республике Алтай – горнолыжный и оздоровительный. В Краснодарском крае и Калининградской области планируется развивать пляжный туризм на морском побережье, а в Ставропольском крае – рекреационный с бальнеологическим направлением.
И для всех этих проектов не лозунгом, а реальностью стало государственно-частное партнерство, когда государство готово вкладывать бюджетные средства из Инвестиционного фонда в первоначальное развитие, а частный бизнес – поддерживать и развивать зоны на собственные деньги.
– Как такое партнерство выглядит с точки зрения организации?
– Государство проводит конкурсы на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Частные инвесторы участвуют в этих конкурсах, а победитель реализует проект. Такой порядок потребовал серьезных изменений законодательства, но зато теперь в стране легитимная инвестиционная стабильность.
– Правда ли, что у нас расширяется внутренний туризм?
– Да, и на то есть ряд причин. Во-первых, сближаются цены на мировом и российском рынке. Во-вторых, растут доходы наших граждан, и у родителей появляется больше возможностей воспитывать детей на российской культуре, показывать им российскую природу – Енисей, Лену, Байкал, горы, леса… Кстати, ребят сейчас все чаще отправляют в российские санатории и дома отдыха, на курорты. В-третьих, серьезно укрепились отраслевые профсоюзы. Социальные программы таких гигантов, как РУСАЛ, ЛУКОЙЛ, ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС России», приятно удивляют.
Россия постепенно становится серьезным конкурентом на мировом туристическом рынке. Сегодня иностранцы уже не только ездят по Золотому кольцу или просят элитную охоту. Они путешествуют по Волге, летают в Сибирь и даже на Кавказ. А это серьезно влияет на создание нового положительного имиджа России. Кстати, на Кавказе сегодня реализуется несколько крупномасштабных туристических проектов: Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Это все результат государственного внимания и поддержки.
На туристическом рынке появляется все больше крупных туристических компаний, конкурирующих между собой. При такой ситуации и потребители, и экономика в целом останутся в выигрыше.
Материал подготовил Лев МОСКОВКИН
Источник: © Бюджет, 2008, № 4