Версия для печати 32112 Материалы по теме
Геннадий Пилипенко
В интервью журналу «Бюджет» начальник Управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму Геннадий ПИЛИПЕНКО подвел основные итоги развития российской туристической отрасли за минувший год.

– Геннадий Петрович, как бы Вы охарактеризовали итоги 2007 г. для развития туризма в России?

– Называть точные цифры пока еще рано: статистика позволяет получить данные с некоторым опозданием. Однако прогнозные оценки выполнения уже есть. Я считаю, что прошлый год для развития внутреннего туризма сложился в целом неплохо. Во многом это связано с активной позицией нашего Агентства, а также с тем, что удалось мобилизовать ресурсы региональных администраций. В регионах интерес к развитию внутреннего туризма стали проявлять и частные инвесторы. На сегодняшний день в субъектах РФ реализуются порядка 50 программ по развитию внутреннего туризма. В бюджетах субъектов только на рекламную деятельность по развитию внутреннего туризма выделено около 500 млн руб. Для поддержки развития инфраструктуры туристических комплексов на местах в региональных бюджетах предусмотрено порядка 15 млрд руб. Со своей стороны Федеральное агентство также оказывает активную поддержку развитию внутреннего туризма. В частности, в числе прочих задач мы уделяем внимание пропаганде туристических маршрутов на территории нашей страны.

Одной из основных целей Агентства является поддержка развития инженерной инфраструктуры туристско-рекреационных комплексов. Примером такой поддержки может служить активное участие Агентства в реализации федеральной целевой программы «Юг России», охватывающей все субъекты Южного федерального округа. Первый серьезный этап программы завершился в 2007 г. Недавно разработана новая программа «Юг России» на 2008–2012 гг. В течение двух лет, когда осуществлялась данная программа, в субъектах Южного федерального округа введено в эксплуатацию порядка 15 объектов туристической инфраструктуры. Среди наиболее значимых событий – пуск первых очередей канатных дорог на Домбае, строительство инженерных коммуникаций в Анапе и Кавказских Минеральных Водах. Все это дало возможность увеличить поток туристов в Домбае в 1,5 раза, в Приэльбрусье – на 30%. Потенциальные возможности приема отдыхающих на курортах Анапы и Кавминвод увеличились на 500 тыс. человек. В целом благодаря активной позиции государства и частных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства, по предварительным оценкам, на территории России в 2007 г. построено порядка 400 средств размещения – гостиничных комплексов, малых гостиниц и т.д. При этом количество новых мест размещения составило около 40 тыс.

Что особенно отрадно – получают развитие новые направления туризма. Если в 2006 г. у нас было примерно 25 млн «внутренних туристов», то в 2007 г. их число достигло 27 млн. Таким образом, прирост составил 2 млн человек. Основой внутреннего туризма в России являются пляжный туризм, сосредоточенный в Краснодарском крае, и оздоровительный, представленный, в частности, Кавминводами: на их долю приходится около 40% приезжающих.

Россия обладает огромными историческими и культурными ценностями, поэтому развитие культурно-познавательного туризма имеет для нас особое значение. Такой вид туризма часто интересует зарубежных гостей. Кстати, в 2006 г. страну посетило порядка 5–7 млн иностранцев, в 2007 г. этот показатель остался на прежнем уровне.

Новый импульс к развитию получил горнолыжный туризм, причем не только в республиках Северного Кавказа, но и на Урале и в Сибири. Там в последнее время с применением современных зарубежных технологий строятся новые и реконструируются старые горнолыжные комплексы, заменяются канатные дороги. Думаю, перспективы развития внутреннего туризма в нашей стране очень неплохие. Это связано и с увеличением благосостояния российских граждан. Растет интерес к просторам страны, к ее широким возможностям в области экологического и экстремального туризма, который пользуется большой популярностью в мире, к речным круизам. Но основой внутреннего туризма по-прежнему остаются пляжный и культурно-познавательный туризм.

– Какие наиболее важные программы в области развития внутреннего туризма реализуются в настоящее время?

– Как я уже сказал, разработана федеральная целевая программа «Юг России» на 2008–2012 гг., в которой предусмотрена поддержка развития туристско-рекреационных комплексов из федерального бюджета в объеме 18 млрд руб. Сюда входит строительство новых комплексов в Домбае (Карачаево-Черкесская Республика), Приэльбрусье (Кабардино-Балкарская Республика), Калмыкии, а также строительство горнолыжного комплекса Мамисон в Северной Осетии. Реализация этих крупных проектов позволит дополнительно создать в соответствующих регионах около 15 тыс. новых рабочих мест, а объем туристического потока может вырасти на 1,5 млн человек. В том, что запланированные проекты будут успешно реализованы, нет никаких сомнений. Туда, где государство проявляет интерес к развитию инженерной инфраструктуры, идут и частные инвесторы. В данном случае мы ожидаем, что на каждый государственный рубль инвестор вложит 4 руб. Наиболее охотно инвесторы вкладывают деньги в строительство гостиничных комплексов. Коммуникации, инфраструктура, дороги и все, что связано с энергетикой, строится государством. Это отличный пример государственно-частного партнерства, где сотрудничество между государством и частным бизнесом дает хорошую отдачу.

Я бы хотел отметить ту роль, которую Агентство играет в продвижении действующих и создании новых направлений внутреннего туризма. В настоящее время решается вопрос о строительстве новых туристско-рекреационных комплексов и расширении зон отдыха на Азовском и Каспийском морях. По мере развития там инженерной инфраструктуры можно будет увеличить туристический поток, принимая свыше 1 млн человек. Создание в указанных местах туристских комплексов современного уровня дало бы россиянам дополнительные возможности отдыхать на теплых морях. Но для этого требуется специальная программа.

 – В каких субъектах РФ реализуются собственные программы, связанные с развитием туризма? Где они наиболее успешны?

– Я уже отметил, что у нас действует свыше 50 региональных программ в области туризма. Среди самых мощных и эффективно работающих хотелось бы назвать программы по развитию туризма Нижегородской области, республик Татарстан и Башкирии. Хорошая программа принята и действует в Тюменской области – с особым направлением по созданию туристического центра в Тобольске.

– Могут ли регионы рассчитывать на получение федеральных средств на соответствующие цели?

– Если в субъекте РФ успешно действует собственная программа развития туризма, но для ее комплексной реализации не хватает средств, то мы поддерживаем такой субъект в рамках федеральных программ. К примеру, субъектам, развивающим сельский туризм, мы помогаем через ФЦП «Развитие села». Там, где есть крупные реки и судоходные маршруты, а значит, речные круизы, поддержка может быть оказана в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы». Субъектам РФ, которые работают в сфере экологического туризма, мы помогаем использовать заповедники без ущерба для экологии с целью развития внутреннего туризма. В России свыше 100 национальных парков и заповедников и около 2,5 тыс. музеев. Эти объекты активно посещаются туристами, поэтому их содержание и использование имеет большое значение для отрасли.

– На каком этапе находится работа над проектом создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа?

– Туристско-рекреационные ОЭЗ будут созданы в Калининградской и Иркутской областях, Бурятии, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, а также в Республике Алтай. Сегодня разрабатываются концепции этих зон. В ряде случаев определены участки, на которых будут сформированы ОЭЗ. Так, в Ставропольском крае, в Кавказских Минеральных Водах появится горно-курортный комплекс, который сможет ежегодно принимать до 160 тыс. туристов. В Иркутской области для ОЭЗ выбрано Большое Голоустное. По прогнозам, строительство там начнется уже в 2009 г. Ближе всего к непосредственной реализации находится проект особой экономической зоны «Новая Анапа» (Краснодарский край), где планируется построить горнолыжный курорт мирового уровня по принципу «все включено». В 2011 г. туда приедут первые посетители. Активно разрабатывается концепция ОЭЗ в Прибайкальском районе Бурятии. Весьма перспективными являются проекты туристско-рекреационной ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае и ОЭЗ в Республике Алтай.

– Какие основные факторы мешают развитию туризма в России?

– Главная проблема – это цены на услуги в туристической отрасли, в частности высокие тарифы на проезд. Россия очень большая страна, и у многих наших соотечественников посещение туристических мест, скажем на Дальнем Востоке, вызывает затруднения. Авиа­перелеты регулярными рейсами до Владивостока или в район Байкала крайне дороги и доступны далеко не всем, а система чартерных рейсов пока развита недостаточно. Именно поэтому внутренний туризм носит во многом локальный характер. Например, основной поток российских туристов в Иркутской области – жители регионов, расположенных вокруг Байкала. Кроме транспортной доступности мест отдыха проблемой являются высокие цены на энергоносители и в целом на услуги ЖКХ, которые составляют весомую часть стоимости гостиничных услуг. В такой северной стране, как наша, турпакет всегда будет дорогим, и с этим придется мириться. Туристический сезон у нас не такой долгий, как в других странах, а содержать объекты туристического комплекса требуется круглый год.

Что касается качества туристических услуг, то здесь России уже есть чем гордиться. Улучшился гостиничный сервис, а по ресторанному обслуживанию, полагаю, мы не уступаем зарубежным конкурентам. Проблема с частным бизнесом, когда для открытия небольшого дела приходится оформлять множество документов, тоже решается, в том числе с помощью реализации принципа «одного окна».

К сдерживающим факторам можно отнести отсутствие достаточного количества средств размещения туристов на местах. Например, желающих поехать в Великий Устюг очень много, но гостиничный комплекс там пока развит слабо и транспортная доступность оставляет желать лучшего. В настоящее время региональная власть активно занимается решением данных вопросов.
Серьезной проблемой, особенно в Москве, является отсутствие дешевых средств размещения. Много 4–5-звездочных гостиниц, но они слишком дорогие. Нам необходимо строить доступные, но достойного качества гостиницы в две-три звезды. Мы ожидаем, что к 2015 г. в России будет построено порядка 2 тыс. средств размещения на 300 тыс. мест.

– Каков потенциал нашей туристической отрасли?

– Потенциал российского туризма огромен и сейчас использован далеко не полностью. В 2007 г. количество туристов (с учетом въездных) составило порядка 30 млн человек, а, по мировым оценкам, емкость нашего рынка достигает 40–50 млн человек. В России есть туристические ресурсы на любой вкус. Тем не менее мы находимся только в начале пути построения современной туристической инфраструктуры. Я уверен, что в ближайшие 10 лет туристическая отрасль России примет совершенно другие масштабы. Залог успеха – в тесном взаимодействии государства и частного бизнеса.



Справка «Бюджета»


Геннадий Петрович ПИЛИПЕНКО, начальник Управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму


Родился 20 января 1950 г. в с. Новоселебное Киреевского района Тульской области.

В 1974 г. окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1983 г. – Московский институт управления им. С. Орджоникидзе, в 1991 г. – Академию народного хозяйства при Совете министров СССР.

1976–1979 гг. – инженер, старший инженер локомотивной службы Московской железной дороги.

1980–1984 гг. – заместитель начальника локомотивного депо Москва-сортировочная Московской железной дороги.

1984–1985 гг. – заместитель начальника отдела Управления кадров МПС СССР.

1985–1987 гг. – начальник планово-экономического отдела республиканского производственного объединения Горэлектротранспорта России.

1987–1990 гг. – заместитель начальника главка по экономике промышленных предприятий Минжилкомхоза России.

1990–1991 гг. – начальник подотдела сводных балансов Госбанка СССР, заместитель генерального директора компании «Коммунбытоптторг» Госснаба СССР.

1991–1998 гг. – генеральный директор торгового дома «Регион».

1998–2003 гг. – начальник отдела Министерства экономического развития и торговли РФ.

2003–2005 гг. – заместитель руководителя представительства администрации Костромской области при Правительстве РФ.

С 2005 г. по настоящее время – начальник Управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму.




Материал подготовил Марк ЦУЦИЕВ
Источник: © Бюджет, 2008, № 4
Поделиться