Постановлением Правительства РФ на территории МО Майминский район и Чемальский район Республики Алтай будет создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Это важное событие должно дать дополнительный стимул для развития туристической сферы в регионе.
Анастасия АНДРЕЕВА
Нельзя сказать, что туризма в Республике Алтай до принятия решения о создании ОЭЗ не было. Правительство республики назвало развитие туристской отрасли одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона. На практике это решение вылилось в реконструкцию Чуйского тракта и Горно-Алтайского аэропорта, создание собственного энергетического комплекса, завершение строительства дороги, связывающей Республику Алтай и Кемеровскую область, организацию благоприятных условий для развития строительства, расширение всей сферы туристских и сопутствующих услуг.
Точки роста
Точки роста отрасли и конкретные туристско-рекреационные объекты обозначены в генеральной схеме размещения туристских и оздоровительных объектов в Республике Алтай. Появление этого документа обусловлено необходимостью освоения туристских ресурсов республики при обеспечении экономической целесообразности функционирования объектов, сохранении экологического равновесия и минимизации вреда, наносимого окружающей среде и культурным ценностям. Немаловажен и факт формирования типологии туристских объектов и их основных моделей для выделения наиболее перспективных для первоочередного освоения с учетом климатических условий, рекреационного потенциала и посещаемости.
С целью регулирования туристской деятельности в 2007 г. были разработаны следующие проекты нормативных правовых актов:
Перспектива: внутренний туризм
Условия для инвестирования в туризм в регионе созданы. На сегодняшний день в стадии реализации находятся 12 крупных проектов по развитию туристской инфрастуктуры на общую сумму более 14,3 млн руб. на срок от двух до 10 лет.
Приоритетными направлениями в данной сфере для Республики Алтай в 2007 г. были (и в перспективе останутся) развитие внутреннего и въездного туризма: активный, социальный, деловой, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, экологический и сельский туризм. Особое внимание уделяется развитию зимних видов отдыха.
В Министерстве туризма, предпринимательства и инвестиций республики ведется реестр туристских предприятий и маршрутов, согласно которому установлено, что в 2007 г. туристические услуги оказывали более 500 предприятий различных форм собственности и физических лиц, эксплуатировалось около 300 маршрутов.
Сдерживающие факторы
По мнению республиканских властей, существует несколько важных проблем, которые тормозят развитие сферы туризма в регионе:
Источник: © Бюджет, 2008, № 4
Нельзя сказать, что туризма в Республике Алтай до принятия решения о создании ОЭЗ не было. Правительство республики назвало развитие туристской отрасли одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона. На практике это решение вылилось в реконструкцию Чуйского тракта и Горно-Алтайского аэропорта, создание собственного энергетического комплекса, завершение строительства дороги, связывающей Республику Алтай и Кемеровскую область, организацию благоприятных условий для развития строительства, расширение всей сферы туристских и сопутствующих услуг.
Точки роста
Точки роста отрасли и конкретные туристско-рекреационные объекты обозначены в генеральной схеме размещения туристских и оздоровительных объектов в Республике Алтай. Появление этого документа обусловлено необходимостью освоения туристских ресурсов республики при обеспечении экономической целесообразности функционирования объектов, сохранении экологического равновесия и минимизации вреда, наносимого окружающей среде и культурным ценностям. Немаловажен и факт формирования типологии туристских объектов и их основных моделей для выделения наиболее перспективных для первоочередного освоения с учетом климатических условий, рекреационного потенциала и посещаемости.
С целью регулирования туристской деятельности в 2007 г. были разработаны следующие проекты нормативных правовых актов:
- проект закона «О туризме в Республике Алтай»;
- постановление Правительства Республики Алтай «Об усилении мер безопасности в туристских, гостиничных комплексах и иных средствах размещения туристов в Республике Алтай»;
- проект внесения изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях в Республике Алтай в сфере туризма;
- республиканская целевая программа развития туризма на 2008–2010 гг.;
- ведомственная целевая программа на 2007–2010 гг.
Перспектива: внутренний туризм
Условия для инвестирования в туризм в регионе созданы. На сегодняшний день в стадии реализации находятся 12 крупных проектов по развитию туристской инфрастуктуры на общую сумму более 14,3 млн руб. на срок от двух до 10 лет.
Приоритетными направлениями в данной сфере для Республики Алтай в 2007 г. были (и в перспективе останутся) развитие внутреннего и въездного туризма: активный, социальный, деловой, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, экологический и сельский туризм. Особое внимание уделяется развитию зимних видов отдыха.
В Министерстве туризма, предпринимательства и инвестиций республики ведется реестр туристских предприятий и маршрутов, согласно которому установлено, что в 2007 г. туристические услуги оказывали более 500 предприятий различных форм собственности и физических лиц, эксплуатировалось около 300 маршрутов.
Сдерживающие факторы
По мнению республиканских властей, существует несколько важных проблем, которые тормозят развитие сферы туризма в регионе:
- Недостаточный уровень подготовки специалистов в сфере оказания услуг, в том числе в сферах гостиничного и экскурсионного обслуживания, общественного питания. Так, в настоящее время полностью отсутствует система подготовки инструкторов и экскурсоводов для планового туризма. Кроме того, в общероссийском классификаторе профессий нет соответствующих наименований.
- Постоянно увеличивающийся поток автотуристов, путешествующих самостоятельно и не пользующихся услугами туристских предприятий. Как следствие, ухудшение санитарного и экологического состояния водоохранных зон, отсутствие системы безопасности в местах отдыха.
- Несовершенство нормативной правовой базы по обеспечению безопасности туристов, совершающих экстремальные путешествия. Действующие нормативы в спортивном туризме по линии Туристско-спортивного союза России, рекомендации ГУ МЧС России не находят применения в плановом туризме, сложные участки водных, горных и пеших маршрутов проходятся неподготовленными туристами, группы сопровождают неквалифицированные инструкторы, не осуществляется постановка на учет в поисково-спасательных подразделениях, что является одной из основных причин травматизма и гибели людей на маршрутах.
- Обеспечение безопасности при проведении туристских путешествий с включением норм об обязательной постановке на учет в специализированных службах по обеспечению безопасности туристов (поисково-спасательных подразделениях МЧС России) самодеятельных групп туристов, плановых туристских групп при осуществлении туристско-спортивных походов, экстремальных туров на категорированных участках туристских маршрутов, в том числе прохождении сложных водных порогов, горных перевалов, вершин, пещер.
- Обязательное согласование положений, сроков, мест проведения туристско-спортивных массовых мероприятий с органами исполнительной власти регионов, муниципальных образований.
- Порядок использования природных объектов и объектов историко-культурного наследия, отнесенных к особо охраняемым категориям, в коммерческих целях. Сложившаяся практика свободного выбора объектов туристского показа, таких как горные вершины, пещеры, озера, водопады, памятники археологии и др., находящихся под охраной государства, для организации экскурсий в коммерческих целях на отдельных объектах уже способствовала возникновению критической ситуации. Привлекательность объектов туристского показа и ландшафтов снижается, не обеспечивается безопасность туристов, нет отчислений в бюджет и на восстановительные и иные природоохранные мероприятия.
- Перечень обязательной маршрутной документации туристской группы, где маршрутный лист должен быть отнесен к бланку строгой отчетности. С введением данного норматива возрастут налоговые поступления от организации экскурсий, где в настоящее время услуги реализуются за наличный расчет с организатором или гидом-проводником.
- Меры ответственности для руководителей туристских предприятий, заведомо противоправно отправляющих туристов на маршрут с проводниками и экскурсоводами, неквалифицированными или не имеющими соответствующей прохождению определенного по сложности маршрута квалификации, при несчастном случае на маршруте.
- Порядок подготовки по единым образовательным стандартам и аттестации туристских кадров.
Турпоток
На сегодняшний день в Республике Алтай насчитывается 146 туробъектов. В 2006 г. Алтай посетило 650 тыс. человек, в 2007 г. – 800 тыс. Согласно расчетам Министерства туризма, предпринимательства и инвестиций республики, мультипликативный эффект для всех уровней бюджета в 2007 г. составил 250 млн руб.
В 2007 г. было проведено анкетирование приезжающих туристов. Анализ показал, что основной поток (более 70%) прибывает на своем личном транспорте из Сибирского федерального округа (около 87%). Отдыхающие активно используют места размещения, предоставленные турбазами и частным сектором (более 70%), проживают в палатках (около 30%), то есть предпочитают неорганизованный туризм. Более половины опрошенных воспользовались предлагаемым спектром развлекательных услуг (экскурсии и рафтинг), 9% изъявили желание получить медицинские услуги.
Сельский туризм
Движение «зеленого», или сельского, туризма получило развитие в начале 2000 г. И сегодня более 300 семей селян принимают у себя гостей, знакомят их с культурой проживающих на территории республики народов, оказывают экскурсионные услуги.
Справка
Налоговые поступления только с мест размещения туристов в регионе составили в 2006 г. 37 млн руб. По предварительным данным УФНС по Республике Алтай, в 2007 г. этот показатель достиг 51 млн.
Новости
С целью сохранения благоприятной экологической обстановки на прибрежных территориях и создания условий для отдыха неорганизованных туристов в Майминском районе строятся два караван-парка – специализированные площадки отдыха для автотуристов.
Источник: © Бюджет, 2008, № 4